- Пишется ли мягкий знак в сочетаниях ч, щ с другими согласными?
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что изучает "Фонетика"?
- Сколько букв в русском алфавите?
- На какие группы делятся звуки?
- Сколько гласных букв в русском языке? Какая позиция для них является сильной?
- Перечислите гласные звуки русского языка.
- Назовите буквы, которые не имеют звука.
III. Формулировка цели урока.
- Ребята, запишите тему урока. Давайте сформулируем цель нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься?
(мы рассмотрим случаи, в которых буквы Ё, Е, Ю, Я дают два звука и один звук)
- Верно, ребята! Сегодня мы научимся различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два и вспомним знаки препинания в предложениях с однородными членами
IV. Изучение нового материала.
На доске записаны буквы Я,Ё,Ю,Е.
- Ребята, что общего между этими буквами?
(это гласные, которые обозначают два звука).
Один учащийся выходит к доске и записывает слова под диктовку: ёж, люк, ряд, сошьём, воют, яблоко, юла, единый, пятно, место. Затем он должен определить, какие звуки дают буквы Ё, Е, Ю, Я и подписать их сверху в квадратных скобках.
- Ребята, посмотрите на эти слова. Как вы думаете, от чего зависит количество звуков, обозначаемых буквами Ё, Е, Ю, Я?
(Учащиеся вместе с учителем делают вывод).
- Хорошо! А теперь давайте откроем п. 61 стр. 126. Прочитайте правило. Сопоставьте свои выводы с учебником.
- Откройте тетради для опорных конспектов. Запишем схемы.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают:2 звука , 1 звук
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Упражнение 305 устно (определить количество звуков и букв в словах, выполнить морфемный разбор слов: возьмем, честный)
2) Работа по карточке. Осложненное списывание
Задание: Списать текст, расставить пропущенные знаки препинания.
В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз Обновил коньки салазки Елку из лесу привез. Елка плакала сначала От домашнего тепла, Утром плакать перестала Задышала ожила. Чуть дрожат ее иголки, На ветвях огни зажглись. Как по лесенке, по елке Огоньки взбегают ввысь. (Учащийся работает у доски, списывает текст, расставляя знаки препинания. Подчеркивает слова, в которых буквы Ё,Е,Ю,Я обозначают два звука, попутно: синтаксический разбор предложения
(Елка плакала сначала От домашнего тепла, Утром плакать перестала Задышала ожила.), вспоминаем правила о знаках препинания при однородных членах)
VII. Итог урока.
- Ребята, давайте еще раз повторим, в какой позиции буквы Ё,Е,Ю,Я обозначают два звука?