1.Орг.момент. Психологический настрой. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Пробное учебное действие. Определение темы урока. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение плана урока 4.Открытие нового знания. Цель этапа: : развитие умения решать учебно-познавательные задачи 5.Включение в систему знаний. 6.Этап закрепления –небольшой тест Цель: закрепить полученные знания, развитие умения решать учебно-познавательные задачи 7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. На доске строки: Батраз и Сослан - друзья. Мальчики любят играть вместе. -Какая речевая ошибка допущена в тексте? - Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку. - Какое слово помогло нам исправить речевую ошибку? - А вместо какой же части речи мы употребили слово они? Сформулируйте тему нашего урока? Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. - Сообщение цели урока (на слайде) Давайте вместе составим план урока, по которому будем изучать местоимение . (план составляется на доске под диктовку детей) 1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические(грамматические) признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи. Работа по составленному плану. 1. Общее грамматическое значение. Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название? Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Вывод 1: – Итак, первое открытие. (слайд) Местоимение– часть речи, которая заменяет имена. Мы продолжаем говорить об общем значении местоимения. Работа в группах. (повторение правил работы в группе) Создается проблемная ситуация Обучающимся предлагается текст. (слайд) ''Его на день рождения подарили Давиду. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Давид всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего маленького друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно " Вопрос: Кто же это "он"? Построения проекта выхода из затруднения. Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Далее следует продолжение текста: «Вечером к Давиду пришёл в гости его друг Сармат, и мальчики играли вместе с щенком Барсиком». Открытие 2 Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. А у вас есть дома четвероногий друг? Как вы к нему относитесь? Как вы за ним ухаживаете? Переходим к следующему пункту нашего плана урока 2. Роль местоимений в речи. - Вернемся к нашему предложению, в котором мы исправляли ошибку.(слайд) Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения? Открытие 3. (слайд) Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Местоимения в речи используются часто. По частотности употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов Переходим к следующему пункту нашего плана урока 3. Грамматические признаки местоимений. Попробуйте определить грамматические признаки местоимений. Докажем: Работа со словосочетаниями. - В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями, запишите новые словосочетания. Поехал к брату, дружная команда, рассказать о Родине. - Если кто затрудняется, то можно использовать слова для справок: к нему, наша, о ней. Определите морфологические признаки, сделайте вывод. Открытие 4 Местоимение приобретает грамматические признаки той части речи, которую заменяет. . Посмотрите, что сказал о местоимениях Александр Николаевич Реформатский , русский языковед … Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова. (А.А.Реформатский.) Как называет местоимение Реформатский? Почему? Переходим к следующему пункту нашего плана урока 4. Роль местоимений в предложении Составьте и запишите предложения со словосочетаниями. Пехал к брату, дружная команда, рассказать о Родине Подчеркните, каким членом предложения являются местоимения. Как вы думаете, может ли местоимение являться подлежащим? Докажите. Открытие 5 Местоимение в предложении может быть подлежащим, определением, дополнением, сказуемым. - Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в тексте. Обращение к таблице «Части речи» Тема сегодняшнего урока входит в состав большой темы «Части речи» Повторение открытий, сделанных на уроке. Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение –часть речи» ТЕСТ Местоимение-это… А) часть речи, которая называет предмет Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. 2. Укажите местоимение А) ель Б) край В) ты Г) ем 3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение А) Из леса доносилось пение птиц. Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. 4. Найди слова, которые не являются местоимением А) ты, мы Б) она, он В) о,в Возвращение к цели урока. Какую цель ставили на урок? Удалось ли достичь цели? Каким способом? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем нужно поработать? Какое открытие сделал ты на уроке? Информация по домашнему заданию, Придумать небольшой рассказ на тему: «Мой лучший друг», используя местоимения. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. - Допущена речевая ошибка. (повтор слова «Мальчики») -Они -Имени существительного Местоимение как часть речи Сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи Дети предлагают план изучения темы, чтобы представить местоимение как часть речи. На доске появляется схема урока. - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Вместо имени» Местоимение– часть речи, которая заменяет имена. Повторение правил работы в группе. повторяют правила работы в группе) Работа в группе Группа представляет ответы. Ответ: Слово "он" не называет предмета Местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Словарь,интернет. Сообщение Коршак а. о льне Повторы слов. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Пробуют определить Записывают в тетрадь составленные словосочетания. К нему –м.р., ед.ч.Д.п. Наша – ж.р. ед.ч. и.п. О ней- ж.р. ед.ч. П.п. Отвечают на поставленный вопрос Отвечают на поставленные вопросы. Составляют предложения, записывают в тетрадь. Подчёркивают. Им – дополнение, наш – определение, несколько - обстоятельство Да. Приводят примеры. Дети озвучивают целостный образ местоимения как части речи. Составляют и записывают 1 вопрос. Оценивание в баллах качества вопроса. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные – расположение материала в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм. Регулятивные – понимание цели того этапа работы. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других Познавательные – умение анализировать информацию. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Р8 |