kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Медиатехнологии на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медиатехнологии на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Медиатехнологии на уроках русского языка»


Галченков А.С.,

кандидат педагогических наук,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ Морско-Чулекской ООШ;


Медиаобразование школьников - процесс долгий и трудный, возложенный на плечи общеобразовательной организации как социального института воспитания. Профессиональная занятость родителей дает возможность нашим детям быть полностью вовлеченными в яркий, и фантастики мир медиа. Телевизоры, компьютеры, интернет, электронные игры заняли важное место в жизни школьников. Только информация, поступающая в сознание ребенка, не всегда бывает полезной и нужной. Результат длительного просиживания перед телевизором или компьютером не заставляет себя долго ждать. И на смену слову «культура» приходит слово-антоним, разрушающее и извращающее душу ребенка. Поэтому главная задача каждого учителя заключается в том, чтобы научить школьников в ориентироваться в огромном потоке информации, отличать ценное от безликого, вечное от временного.

Сегодня много говорят о том, что урок должен быть современным. При этом каждый вкладывает в слово «современный» то, что максимально характеризует образовательное пространство XXI века – инновации. И это, безусловно, правильно, но не будем забывать, что современный урок – это прежде всего интересный урок.

А когда мы называем урок интересным, за счет каких ресурсов его можно сделать интересным? Известно, что это личность учителя (кто?), материал, с которым он идет на урок (что?), и методы и приемы работы с классом (как?). Из этих трех условий (вопросов), мне кажется, в абсолютной власти учителя третий – как построить урок таким образом, чтобы он привлек внимание подростка, как приковать его взгляд к материалу, который полагается разобрать с детьми сегодня? Если выражение «приковать взгляд» воспринять буквально, то становится понятно: на уроке обязательно должен присутствовать современный визуальный ряд, что позволит учителю говорить со своими учеником на общем языке.

В педагогической прессе много пишут о том, что наши дети практически живут в цифровом пространстве, которое, увы, нельзя охарактеризовать как безукоризненное. Поэтому очень важной представляется работа с привлечением элементов медиапедагогики. Это дает возможность развивать критическое мышление подростков, учит их анализировать, интерпретировать медиатекст и давать ему оценку. Кроме того, медиаобразование позволяет формировать творческие, коммуникативные способности, обучать различным формам самовыражения, что особенно актуально на уроках русского языка и литературы.

Далее я попытаюсь прокомментировать те виды совместной работы с учениками, которые позволяют использовать медиатекст в образовательных целях.

  1. Аналитическая работа с интернетной прессой, в том числе и с такими материалами, которые не отличается достоверность.

Например, очень серьезным и актуальным кажется материал, размещенный на таком ресурсе: http://fognews.ru/russkij-yazyk-bolshe-ne-yazyk.html
Судите сами:

Русский язык больше не язык

«Институт лингвистики (бывшая Академия языковедения СССР) объявил, что русский язык в течение ближайшего года может быть исключен из списка языков мира…»

«…Если в течение 2015 года картина не изменится, то русский язык будет объявлен мертвым языком, со всеми вытекающими из этого последствиями…»

Здесь приведены только две выдержки из, как на первый взгляд кажется, полезной статьи. Однако, если начать задавать критические вопросы, то становится очевидным, что и академии такой никогда не было, и год 2015 уже прошел (статью я нашел апреле 18 г.). Перед нами так называемый фейк, т. е. заведомо ложная информация, – подобного рода провокации довольно часто встречаются в Интернете, и нужно учить детей критически воспринимать медиатекст.

Создание собственных текстов (статья на сайте, блог, пост в социальных сетях).

  1. Использование на уроках информации, полученной на форумах, создание собственного форума.

Например, форум в «Контакте»- «Обсуждение литературных произведений ~ тема: "Фауст"». Дальше привожу лишь несколько постов:

«Классическое произведение... Но, заслуги многих классиков сейчас ставятся под сомнение. Обсудим? Все ли согласятся назвать эту книгу шедевром?»

«Адназначно шедевр!»

«Ух, ты! Меня приятно удивили эти люди, что читали Гёте. Респект всем. А сам я лишь ознокамливаюсь с ним, сейчас читаю "Фуста". Вслух. Я не ошибся выбором, но пока ничего конкретного о произведении сказать не могу... Но сюда я обезательно вернусь, чтобы выразить свое мнение!»

Как вы заметили, стилистика, грамматика высказываний представлены в «авторском» виде – почему не воспользоваться еще одним поводом повторить правила правописания, а заодно и посмеяться над незадачливыми «специалистами». Затем предлагаю своим ученикам тоже высказаться, создать собственный форум: «Обсуждение литературных произведений в 8 классе на тему: «Мертвые души», и они живо откликнулись:

Максим: …неизгладимое впечатление. «Мертвые души» – трагедия, которая учит жизни.

Анна: Чичиков выражается очень интересно и необычно. Мне он показался более ярким персонажем среди остальных.

Денис: Читая это произведение, всегда ставишь себя на место Чичикова и не знаешь, как бы повел себя. Советую всем прочитать и испытать эти чувства.

Виктория: «Мертвые души» очень увлекательное творение, его легко читать, и даже не замечаешь, как истекает время.

Конечно, мои ученики, вдоволь посмеявшись над ошибками своих современников, уже старались писать более грамотно, тщательно подбирая слова.

Создание креолизованного текста (инфографика, мотиватор, демотиватор, рекламный постер, афиша, плакат и т. п.).

Создание сайта/страницы писателя/героя литературного произведения (в том числе в социальных сетях – Вконтакте, Фэйсбук, Одноклассники, Мэйл.ру). В качестве образца можно ориентироваться на общеизвестные проекты "Читай книги – будь личностью!" и «Лицо. Рука. Книга». Русская литература языком «Фейсбука».

Учитель литературы редко обходится на уроках без экранизаций классических произведений, но чаще такая работа носит репродуктивных характер: посмотрели, пересказали, нашли отличия между художественным текстом и фильмом и, пожалуй, все. Мне кажется, что использованный видеофрагмент с такой целью скорее играет роль технического средства обучения и говорить о медиаобразовании пока рано. Гораздо эффективнее будет использование эпизода фильма лишь тогда, когда мы построим нашу работу аналитически, продуктивно. Вот как можно это сделать.

Создание трейлера (по сути, рекламного ролика) к изучаемому произведению с использованием возможностей кинематографа.

«Нарезка» кадров фильма-экранизации, отвечающих медиазадачам урока.

Использование коротких анимационных фильмов с целью анализа, интерпретации, создания собственного текста (написание сценария, диалогов, монологов героев, озвучивание сюжета, синхронный комментарий увиденного, сочинение рассказа по данному сюжету, сочинение-рассуждение). В Интернете можно найти коротенькие анимационные фильмы без слов – все эти перечисленные задания применимы к такого рода миниатюрам.

Анализ текстов рекламных роликов на уроках языка, создание собственных рекламных текстов.

Акция «Лови ошибку», во время которой создают «банк ошибок», пойманных в Инетрнете, в СМИ, в объявлениях (нашедший должен сделать скриншот интернет-страницы, фотографию газетной/журнальной статьи, объявления или надписи на асфальте).

Что дает такое обращение к медиатексту на уроке русского языка и литературы? Во-первых, это весело, это делает урок интересным, современным, насыщенным – нет равнодушных; во-вторых, дети учатся критически мыслить; в-третьих, развиваются их творческие способности – на уроке возникает атмосфера успеха.

Можно было бы не перечислять все плюсы применения элементов медаобразования, а сказать лишь самое главное, и здесь уместно обратиться за помощью к Антуану де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…»

Медаобразование дает возможность повысить мотивацию в обучении, а это, на мой взгляд, самое трудное и самое важное в педагогике – заразить учеников «стремлением к бесконечному морю». И тогда они сами построят корабль.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Медиатехнологии на уроках русского языка

Автор: Галченков Алексей Сергеевич

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства