kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ с использованием речевых клише

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом Д. С Лихачёва. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту с использованием речевых клише.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ с использованием речевых клише»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная школа











Мастер-класс

«Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

в формате ЕГЭ

с использованием речевых клише»




Пузанова Любовь Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Крюковской СОШ

















2016-2017 учебный год



Мастер-класс «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ с использованием речевых клише»

1. Вступительное слово.

Знакомство с текстом Д.С. Лихачёва. (Слайд 1)

- Для начала я предлагаю прочитать исходный текст.

Раздаются текст и бланки с алгоритмом сочинения и речевыми клише )

За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Есть хорошая книга Рони « Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на холод, голод, может быть, гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за других.

Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

(Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся

учёный-литературовед и общественный деятель)

- Давайте обратимся к алгоритму написания сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту. (Слайд 2)

  1. Вступление.

  2. Постановка проблемы

  3. Комментарий к поставленной проблеме.

  4. Позиция автора.

  5. Собственная позиция.

  6. Аргумент.

  7. Литературный аргумент.

  8. Заключение.

2. Работа с текстом Д.С. Лихачёва

  1. Прочитайте текст, ответьте на вопрос «О чём этот текст?» Определите тему текста. ( Об ответственности человека за всё на планете).

  1. Зачем автор создал этот текст? Что именно хотел он сказать?

Читаем текст ещё раз и выписываем из текста или формулируем основные положения сами, помня о том, что мысль текста разворачивается от абзаца к абзацу.

А также параллельно освещаем, где необходимо, вопросы: через что автор доводит до читателя свои мысли, каким образом он это делает, с помощью чего?

(Учащиеся работают самостоятельно. Один работает у доски).

1-й абзац. «За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

2-й и 3-й абзацы. Автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь». Основную мысль формулируем сами : не сумев сберечь огня, мальчик обрёк племя на гибель.

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя» « Только человек,…способный поступиться своими интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

(Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

6-й абзац. «Сегодня человек, только он один отвечает за всё на земле».

Поступки человека должны быть разумны и человечны.

7-й абзац. Для Д. Лихачёва, «человек» - это « все мы вместе и каждый в отдельности».

  1. Работаем над вступлением

Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. ( Об ответственности человека за всё на планете).

- Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению? (Слайд 3)

- Вопросно-ответное единство.

- Цепочка вопросительных предложений.

- Риторический вопрос.

- Цитата.

- Краткая справка об авторе текста.

- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

В бланках с текстом даны возможные варианты вступлений, Рассмотрите речевые клише. Выберите подходящий для вас вариант, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке (черновичке) (Слайд 4)

  • Д. Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.

  • Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он подимает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

  • Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

  1. Следующий пункт алгоритма сочинения – это "Постановка проблемы".

Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть несколько проблем , мы попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причем, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.

Формулируем проблему. (Слайд 5)

Проблему можно

а). Сформулировать своими словами (проблема + сущ. в родительном падеже).

б). Процитировать.

- Какие же речевые клише можно употребить для формулирования проблемы? (Слайд 6)

В данном тексте

- анализируется проблема...

- автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...

- даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

- показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

- подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?

- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...

- Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…

- Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного - человека, поднимает…

- Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.

- И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

- Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

(В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй). (Слайд 7)

  1. Комментируем проблему.

- Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац. Напоминаем учащимся основное отличие пересказа от комментария.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы

На каком материале автор раскрывает проблему?

– Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– К каким выводам приводит читателя?

Давайте рассмотрим примеры речевых клише (Слайд 8 )

– То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…
– (Автор) заостряет внимание на…
– (Автор) раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему ...
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...

Комментарии по тексту (Слайд 9 )

1-й абзац.

«За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

К осознанию этой проблемы автор подводит читателя через ряд вопросов, поставленных в начале текста.

2-й и 3-й абзацы. Автор приводит пример из книги Рони « Борьба за огонь». Основную мысль формулируем сами: не сумев сберечь огня, мальчик обрёк племя на гибель.

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

« Только человек,…способный поступиться своими интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

Далее автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя». (Слайд 10 )

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия. (Слайд 11 )

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д.А. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и читателю становится понятно, как много зависит от её слаженной работы.

  1. Определяем позицию автора.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.

Учащимся предлагаются различные способы формулировки авторской позиции: (Слайд 12)

– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.

– (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)
– убедительно доказывает, что…
– обращает внимание на то, что…
– выражает тревогу…
– верно (тонко) замечает…

Примерная формулировка авторской позиции исходного текста:

(Слайд 13)

« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек «отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки». И потому поступки каждого из нас должны быть «разумны и человечны».


7. Комментарий к авторской позиции.

- Далее мы должны заявить о своей позиции и привести аргументы (не менее 2-х), подтверждающие эту позицию.

- На мой взгляд, это самая креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. (Слайд 14)

Построение текста-рассуждения.

Тезис.

Аргументация.

Вывод.

Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, аргументы же должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.

Что можно считать жизненным опытом? Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы) Предлагаю примеры клише: (Слайд 15)

– Мне не раз приходилось сталкиваться с ...
– Помню, как-то...
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

- Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

- Я согласен с… в том, что…

- С мнением автора трудно не согласиться, так как…

- Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

- Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

- Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

- Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

- Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

- Судьба героя /сюжет произведения/ размышления писателя заставляют задуматься над… /прийти к выводу о том, что…

Ссылка на авторитет (Слайд 16)

– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

Теперь о читательском опыте. Я часто использую на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ, таблицу с литературными аргументами. Помогает.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки (аргументы - распечатать)

- Какие из них можно использовать?

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землёй, с горами мусора и отходов, с тысячами гектаров мёртвых и заражённых пространств… Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.

Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах.

(А.Н. Толстой).

Что человек сделал, то у него и есть. (В. Каппони, психолог).

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
 
Не то – Земли не будет и каждого из нас. /Михаил Дудин/

Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя (Норберт Винер).

Птицы, рыбы и звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте люди.

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

Не небо!

А море без рыб –

Не море!

И земля без зверей –

Не земля! (Р. Рождественский).

Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству. (Л.Лесков).

Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. (Ж.Кусто).

Человек должен украшать землю. (М. Шолохов).

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. ( К.Г. Паустовский).

Чтобы навредить – и одной руки много, чтобы добро творить – и двух мало. (Пословица).

- Какие художественные произведения могут аргументировать вашу позицию? (Уч-ся выбрали литературный аргумент из произведения В. Распутина «Прощание с Матёрой». (Слайд 17)

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет

В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» - это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, к земле).



8. Написание заключения.

Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Примеры различных способов оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.



Для заключения предлагаю следующие варианты клише.
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...

(Примерный вариант: «Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, - значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!» (Слайд 18)



Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Д. Л. Лихачёва.

- Представляю вам образец сочинения ученика 11 класса 
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, он будет полезен вам в подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Пузанова Любовь Викторовна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства