kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по русскому языку в 4 классе на тему "Первое склонение имен существительных в единственном числе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с учетом ФГОС. В этом уроке представлены задания с различным уровнем сложности.  Они направлены на развитие познавательного интереса. В уроке использованы дифференцированные задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по русскому языку в 4 классе на тему "Первое склонение имен существительных в единственном числе"»

Мастер-класс по русскому языку в 4 классе. Авдеенко Л.Н. МБОУ «Азаровская СОШ»

Тема. Первое склонение имени существительного

Цели : Познакомить учащихся с 1 склонением имён существительных ,научить распознавать существительные 1 склонения по окончанию и по роду в И.п., по наличию падежных окончаний. Развивать умения склонять существительные, обобщать материал .

Задачи: Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, делать выводы, развивать навык самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца .

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказывани,рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Оборудование : ноутбук, проектор, карточки с предлогами, листок достижений, снеговички, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы и работы в парах.

  1. Оргмомент

Звучит весёлая песенка «Вот утро настаёт ,идём с тобой мы в школу» 1 куплет .

Вот звонок наш дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


Ребята, посмотрите, всё ли готово для урока: ручки, тетради, голубые или синие карандаши? А помогут вам внимание ,сообразительность и хорошее настроение.

Вы настроились на рабочий лад?

- Начнём с гимнастики ума.

1.Я прочитаю загадки, а вы запишите в свои листочки только отгадки .Если отгадки будут верные, то вы узнаете тему нашего урока, прочитав слова в вертикальном столбике.

За каждое правильно выполненное задание вы нарисуете одну снежинку на листочках достижений, которые лежат перед вами на столе. Если отгадка неправильная, то снежинки не рисуем.

  1. 100 одёжек и все без застёжек (Капуста)

  2. Красна девица сидит в темница, а коса на улице (Морковка)

  3. Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю строить горку, строить дом. (Лопата)

  1. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу (Собака)

  2. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

  3. Папа моего папы (дедушка)

  4. Выросла в саду кудрявая такая, взрослых и детей плодами угощаю (Яблоня)

  5. Рыжая красавица из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лисица)

  6. Ни пера, ни крыла, быстрее орла. Только выпустит хвост- понесётся до звёзд. (Ракета)

Таблица 1.

1. к

а

п

у

С

т

а





2.м

о

р

2.К

о

в

к

а






3.Л

о

п

а

т

а




4.с

О

б

а

к

а



5. о

с

и

Н

а








6.д

Е

д

у

ш

к

а

7. я

б

л

о

Н

я






8.л

и

с

И

ц

а





9.Р

а

к

Е

т

а




Проверяем отгадки (ХОРОМ) и голосом выделяем непроверяемую гласную в каждом слове.

Получилось слово? «Склонение».

Что мы называем склонением? (Изменение существительных по падежам)

С какими типами склонений вы познакомились на прошлом уроке? (1,2,3 скл)

Обратите внимание на записанные слова. Что общего у этих слов? (относятся к одному и тому же склонению- 1 скл.) чем отличаются? ( среди словарных слов одно лишнее – дедушка, слова ж.р и м.р., окончания –а,-я.)

Как определить склонение сущ-х? По роду и окончанию в И.п.

ВЫВОД: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Ж.РОДА И М.РОДА С ОКОНЧАНИЯМИ –А, - Я относятся к 1 склонению

Значит тема урока: «Имена существительные первого склонения ед. числа» СЛАЙД

Цели: СДАЙД

2.Для дальнейшей работы составим таблицу окончаний имён существительных 1 склонения

Таблица 2.

1-е склонение

ж.р

м.р

-а, -я

Сколько падежей в русском языке? Назовите их вместе с вопросами.

Вспомним признаки падежных форм

Какие предлоги имеет Р.п? покажите карточку с предлогами (от,у, без,до,из,для, около, везде,с,вокруг, после, между ).

Какой падеж имеет только два предлога?(Д.п.---к,по )

Предлоги В.п, Т.п., П.п.?

Какой падеж не имеет предлогов? (И.п)

Каким членом предложения являются имена существительные в И.П? (главными)

(----------------------------------------------------------------в косвенных падежах?) (второстепенными)

СМ. таблицу 1.

3. Составьте 2 предложения со словом дедушка так, чтобы в первом предложении оно являлось главным членом предложения , а во втором- второстепенным. Подчеркните грамматическую основу, укажите падеж имени собственного.

И.п Д.п

Мой дедушка живёт в Москве. Скоро я поеду в гости к дедушке.

ПРОВЕРКА предложений.

Фронтальная работа

4. Выпишите имена существительные 1 склонения в 2 столбика: в первый- существительные женского рода, во второй- существительные мужского рода.

Земля, тётя, книга, площадка, берёза, Вася, дядя, Зоя, площадь, дуб, Никита.

Проверка.

Ж.р. М.р.

земля дедушка

бабушка Вася

площадка дядя

берёза Никита

книга ……………..

…………….… ……………….

………………. ………………

………………..

Работа в парах

5.Прочитайте группы слов. Все ли слова соответствуют теме нашего урока?

Надя страна

Никита Отчизна

Коля Держава

Лена Отечество

Владимир __?_______

____?_____


Лишнее слово –Владимир т.к. это сущ-е м.р, без окончания.(2-е скл)

Представьте на минутку, что вы- волшебники. Сделайте так, чтобы слово Владимир осталось в группе слов 1 склонения? (записать ВОЛОДЯ) и отечество (2 скл)

Выделите окончания и определите род сущ.

Допишите по одному слову в каждый столбик, опираясь на общее значение слов

Назовите одним словом существительные 1 скл.(1 столбик) – имена людей

(2 столбик)- синонимы


Допишите по одному слову в каждый столбик, опираясь на общее значение слов


Таня Родина

Что такое Родина? (Ответы детей)

ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» 1 куплет


Родина начинается с картинки в твоём………., с мамы, папы, бабушки и дедушки, с семьи, которая является ячейкой общества, т. е. маленькой семьёй большой страны.

ДОПИШЕМ СУЩ. В задание 4- продолжим группы слов Ж.Р и М.Р.


Индивидуальная работа

6. Просклоняйте существительные с окончанием –а и выделите окончания(1-й ряд)

---------------------------------------------с окончанием –я и выделите окончания (2-й ряд)

У доски работают 2 уч-ся.

Н-р :

И.п. (что?)Родина (кто?) Надя

Р.п (чего?)Родины (кого?) Нади

Д.п. (чему?)Родине (кому?)Наде

В.п. (что?) Родину (кого?) Надю

Т.п.(чем?) Родиной (кем?) Надей

П.п. (о чём?) о Родине (о ком?) о Наде

Проверка. Назовите существительные с окончанием –а в И.п

-------------------------- -я в И.п

Запишите окончания существительных в таблицу

Таблица 3.

Падежи

Окончания сущ-х 1 склонения

И.п

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

-ой

-ей

П.п



7.Карточки с дифференцированными заданиями. Работа в парах.

1 группа

Запишите сущ-е 1 склонения в указанном падеже.

Жил …………………………................................... (П.п)

Любимая…………………………………………………...(И.п)

Смотрел ……………………………………………………..(В.п)

Стоял……………………………………………………….…(Р.п)

Разговаривал …………………………………………….(Т.п)

Обратился ………………………………………………....(Д.п)


2 группа

Вставьте в слова подходящие по смыслу окончания и определите падеж сущ-х (ориентир на предлоги в карточках см. выше и таблицы окончаний сущ.)


Учусь в школ___ ( )

Думала о мам____ ( )

Стоял у дорог____( )

Подошёл к сосн ____ ( )

Виноват перед бабушк ____ ( ) СНЕЖИНКА

Взаимопроверка

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД

Зайка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Зайка прыгнул 10 раз.

Работа в группах

Прочитайте пословицы. Расставьте предложения в порядке следования падежей слова РОДИНА.

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  2. Родину – мать умей защищать.

  3. Родина наша солнца краше.

  4. Позор перед Родиной хуже смерти.

  5. Нашей Армии сыны Родине верны.

  6. ___________________________________________________________________________



*Допишите предложение со словом Родина в недостающем падеже.

ПРОВерка по ключу. СНЕЖИНКА

Таблица 4.

Падежи

Предложения

И.п

3

Р.п

1

Д.п

5

В.п

2

Т.п

4


Итог урока.

Над какой группой склонений мы работали?

Какие окончания имеют существительные 1 склонения в ед.ч. ?

Рефлексия.

Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какое задание показалось интересным?

Всё ли было понятно? Если всё понятно- поднимите зелёные шапочки, если ещё надо поработать- поднимаем красные шапочки.

ПРОТКНИТЕ РУЧКОЙ КАЖДУЮ СНЕЖИНКУ.ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ НА ОБОРОТЕ ЛИСТОЧКА ДОСТИЖЕНИЙ? (Снеговик). Прикрепите на него шапочки. Снеговички тоже радуется вместе с

вами.

Учитель раздаёт снеговичков. На обороте – пожелания детям.

Он придёт к вам завтра на урок. Спасибо всем!

..

..



..

Звучит весёлая песенка. Конец урока.


.















































1.











2.













3.









4.








5.











6.







7.











8.










9.













1.











2.













3.









4.








5.











6.







7.











8.










9.














1.











2.













3.









4.








5.











6.







7.











8.










9.












1.











2.













3.









4.








5.












6.







7.











8.










9.














Памятка

1-е склонение

ж.р

м.р




Памятка

1-е склонение

ж.р

м.р



Памятка

1-е склонение

ж.р

м.р



Памятка


1-е склонение

ж.р

м.р




Памятка

1-е склонение

ж.р

м.р




Памятка

1-е склонение

ж.р

м.р




Падежи

Окончания сущ-х 1 склонения

И.п



Р.п



Д.п



В.п



Т.п



П.п













Падежи

Окончания сущ-х 1 склонения

И.п



Р.п



Д.п



В.п



Т.п



П.п















Падежи

Окончания сущ-х 1 склонения

И.п



Р.п



Д.п



В.п



Т.п



П.п














Падежи

Окончания сущ-х 1 склонения

И.п



Р.п



Д.п



В.п



Т.п



П.п












1.Запишите вместо пропусков имена существительные 1 склонения в нужных падежах.

Жил …………………………................................... (П.п)

Любимая…………………………………………………...(И.п)

Смотрел ……………………………………………………..(В.п)

Стоял……………………………………………………….…(Р.п)

Разговаривал …………………………………………….(Т.п)

Обратился ………………………………………………....(Д.п)

1.Вставьте в слова подходящие по смыслу окончания и определите падеж имён существительных, ориентируясь на предлоги ( в карточках ) и таблицы окончаний сущ-х)


Учусь в школ___ ( )

Думала о мам____ ( )

Стоял у дорог____( )

Подошёл к сосн ____ ( )

Виноват перед бабушк ____ ( )


1.Запишите вместо пропусков имена существительные 1 склонения в нужных падежах.


Жил …………………………................................... (П.п)

Любимая…………………………………………………...(И.п)

Смотрел ……………………………………………………..(В.п)

Стоял……………………………………………………….…(Р.п)

Разговаривал …………………………………………….(Т.п)

Обратился ………………………………………………....(Д.п)

1.Вставьте в слова подходящие по смыслу окончания и определите падеж имён существительных, ориентируясь на предлоги ( в карточках ) и таблицы окончаний сущ-х)

Учусь в школ___ ( )

Думала о мам____ ( )

Стоял у дорог____( )

Подошёл к сосн ____ ( )

Виноват перед бабушк ____ ( )






Прочитайте пословицы. Расставьте предложения в порядке следования падежей слова РОДИНА.

Результаты запишите в таблицу


1.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

2.Родину – мать умей защищать.

3.Родина наша солнца краше.

4.Позор перед Родиной хуже смерти.

5.Нашей Армии сыны Родине верны.

6. _____________________________________________________


*Допишите предложение со словом Родина в недостающем падеже.

Падежи

Предложения

И.п


Р.п


Д.п


В.п


Т.п


Прочитайте пословицы. Расставьте предложения в порядке следования падежей слова РОДИНА.

Результаты запишите в таблицу


1Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

2.Родину – мать умей защищать.

3.Родина наша солнца краше.

4.Позор перед Родиной хуже смерти.

5.Нашей Армии сыны Родине верны.

6. ____________________________________________________


*Допишите предложение со словом Родина в недостающем падеже.

.

Падежи

Предложения

И.п


Р.п


Д.п


В.п


Т.п




Листок достижений

Тема. Первое склонение имён существительных.








7


1

2






5


3

4


6












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Авдеенко Людмила Николаевна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства