Мастер-класс по русскому языку в 4 классе на тему "Первое склонение имен существительных в единственном числе"
Мастер-класс по русскому языку в 4 классе на тему "Первое склонение имен существительных в единственном числе"
Урок разработан с учетом ФГОС. В этом уроке представлены задания с различным уровнем сложности. Они направлены на развитие познавательного интереса. В уроке использованы дифференцированные задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по русскому языку в 4 классе на тему "Первое склонение имен существительных в единственном числе"»
Мастер-класс по русскому языку в 4 классе. Авдеенко Л.Н. МБОУ «Азаровская СОШ»
Тема. Первое склонение имени существительного
Цели : Познакомить учащихся с 1 склонением имён существительных ,научить распознавать существительные 1 склонения по окончанию и по роду в И.п., по наличию падежных окончаний. Развивать умения склонять существительные, обобщать материал .
Задачи: Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, делать выводы, развивать навык самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца .
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказывани,рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Оборудование : ноутбук, проектор, карточки с предлогами, листок достижений, снеговички, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы и работы в парах.
Оргмомент
Звучит весёлая песенка «Вот утро настаёт ,идём с тобой мы в школу» 1 куплет .
Вот звонок наш дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Ребята, посмотрите, всё ли готово для урока: ручки, тетради, голубые или синие карандаши? А помогут вам внимание ,сообразительность и хорошее настроение.
Вы настроились на рабочий лад?
- Начнём с гимнастики ума.
1.Я прочитаю загадки, а вы запишите в свои листочки только отгадки .Если отгадки будут верные, то вы узнаете тему нашего урока, прочитав слова в вертикальном столбике.
За каждое правильно выполненное задание вы нарисуете одну снежинку на листочках достижений, которые лежат перед вами на столе. Если отгадка неправильная, то снежинки не рисуем.
100 одёжек и все без застёжек (Капуста)
Красна девица сидит в темница, а коса на улице (Морковка)
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю строить горку, строить дом. (Лопата)
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу (Собака)
Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Папа моего папы (дедушка)
Выросла в саду кудрявая такая, взрослых и детей плодами угощаю (Яблоня)
Рыжая красавица из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лисица)
Ни пера, ни крыла, быстрее орла. Только выпустит хвост- понесётся до звёзд. (Ракета)
Таблица 1.
1. к
а
п
у
С
т
а
2.м
о
р
2.К
о
в
к
а
3.Л
о
п
а
т
а
4.с
О
б
а
к
а
5.о
с
и
Н
а
6.д
Е
д
у
ш
к
а
7. я
б
л
о
Н
я
8.л
и
с
И
ц
а
9.Р
а
к
Е
т
а
Проверяем отгадки (ХОРОМ) и голосом выделяем непроверяемую гласную в каждом слове.
Получилось слово? «Склонение».
Что мы называем склонением? (Изменение существительных по падежам)
С какими типами склонений вы познакомились на прошлом уроке? (1,2,3 скл)
Обратите внимание на записанные слова. Что общего у этих слов? (относятся к одному и тому же склонению- 1 скл.) чем отличаются? ( среди словарных слов одно лишнее – дедушка, слова ж.р и м.р., окончания –а,-я.)
Как определить склонение сущ-х? По роду и окончанию в И.п.
ВЫВОД: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Ж.РОДА И М.РОДА С ОКОНЧАНИЯМИ –А, - Я относятся к 1 склонению
Значит тема урока: «Имена существительные первого склонения ед. числа» СЛАЙД
Цели: СДАЙД
2.Для дальнейшей работы составим таблицу окончаний имён существительных 1 склонения
Таблица 2.
1-е склонение
ж.р
м.р
-а, -я
Сколько падежей в русском языке? Назовите их вместе с вопросами.
Вспомним признаки падежных форм
Какие предлоги имеет Р.п? покажите карточку с предлогами (от,у, без,до,из,для, около, везде,с,вокруг, после, между ).
Какой падеж имеет только два предлога?(Д.п.---к,по )
Предлоги В.п, Т.п., П.п.?
Какой падеж не имеет предлогов? (И.п)
Каким членом предложения являются имена существительные в И.П? (главными)
3. Составьте 2 предложения со словом дедушка так, чтобы в первом предложении оно являлось главным членом предложения , а во втором- второстепенным. Подчеркните грамматическую основу, укажите падеж имени собственного.
И.п Д.п
Мой дедушка живёт в Москве. Скоро я поеду в гости к дедушке.
ПРОВЕРКА предложений.
Фронтальная работа
4.Выпишите имена существительные 1 склонения в 2 столбика: в первый- существительные женского рода, во второй- существительные мужского рода.
5.Прочитайте группы слов. Все ли слова соответствуют теме нашего урока?
Надя страна
Никита Отчизна
Коля Держава
Лена Отечество
Владимир __?_______
____?_____
Лишнее слово –Владимир т.к. это сущ-е м.р, без окончания.(2-е скл)
Представьте на минутку, что вы- волшебники. Сделайте так, чтобы слово Владимир осталось в группе слов 1 склонения? (записать ВОЛОДЯ) и отечество (2 скл)
Выделите окончания и определите род сущ.
Допишите по одному слову в каждый столбик, опираясь на общее значение слов
Назовите одним словом существительные 1 скл.(1 столбик) – имена людей
(2 столбик)- синонимы
Допишите по одному слову в каждый столбик, опираясь на общее значение слов
Таня Родина
Что такое Родина? (Ответы детей)
ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» 1 куплет
Родина начинается с картинки в твоём………., с мамы, папы, бабушки и дедушки, с семьи, которая является ячейкой общества, т. е. маленькой семьёй большой страны.
ДОПИШЕМ СУЩ. В задание 4- продолжим группы слов Ж.Р и М.Р.
Индивидуальная работа
6. Просклоняйте существительные с окончанием –а и выделите окончания(1-й ряд)
---------------------------------------------с окончанием –я и выделите окончания (2-й ряд)
У доски работают 2 уч-ся.
Н-р :
И.п. (что?)Родина (кто?) Надя
Р.п (чего?)Родины (кого?) Нади
Д.п. (чему?)Родине (кому?)Наде
В.п. (что?) Родину (кого?) Надю
Т.п.(чем?) Родиной (кем?) Надей
П.п. (о чём?) о Родине (о ком?) о Наде
Проверка. Назовите существительные с окончанием –а в И.п
-------------------------- -я в И.п
Запишите окончания существительных в таблицу
Таблица 3.
Падежи
Окончания сущ-х 1 склонения
И.п
-а
-я
Р.п
-ы
-и
Д.п
-е
-е
В.п
-у
-ю
Т.п
-ой
-ей
П.п
-е
-е
7.Карточки с дифференцированными заданиями. Работа в парах.
1 группа
Запишите сущ-е 1 склонения в указанном падеже.
Жил …………………………................................... (П.п)
Любимая…………………………………………………...(И.п)
Смотрел ……………………………………………………..(В.п)
Стоял……………………………………………………….…(Р.п)
Разговаривал …………………………………………….(Т.п)
Обратился ………………………………………………....(Д.п)
2 группа
Вставьте в слова подходящие по смыслу окончания и определите падеж сущ-х (ориентир на предлоги в карточках см. выше и таблицы окончаний сущ.)
Учусь в школ___ ( )
Думала о мам____ ( )
Стоял у дорог____( )
Подошёл к сосн ____ ( )
Виноват перед бабушк ____ ( ) СНЕЖИНКА
Взаимопроверка
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД
Зайка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Зайка прыгнул 10 раз.
Работа в группах
Прочитайте пословицы. Расставьте предложения в порядке следования падежей слова РОДИНА.
*Допишите предложение со словом Родина в недостающем падеже.
ПРОВерка по ключу. СНЕЖИНКА
Таблица 4.
Падежи
Предложения
И.п
3
Р.п
1
Д.п
5
В.п
2
Т.п
4
Итог урока.
Над какой группой склонений мы работали?
Какие окончания имеют существительные 1 склонения в ед.ч. ?
Рефлексия.
Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какое задание показалось интересным?
Всё ли было понятно? Если всё понятно- поднимите зелёные шапочки, если ещё надо поработать- поднимаем красные шапочки.
ПРОТКНИТЕ РУЧКОЙ КАЖДУЮ СНЕЖИНКУ.ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ НА ОБОРОТЕ ЛИСТОЧКА ДОСТИЖЕНИЙ? (Снеговик). Прикрепите на него шапочки. Снеговички тоже радуется вместе с
вами.
Учитель раздаёт снеговичков. На обороте – пожелания детям.
Он придёт к вам завтра на урок. Спасибо всем!
..
..
..
Звучит весёлая песенка. Конец урока.
.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Памятка
1-е склонение
ж.р
м.р
Памятка
1-е склонение
ж.р
м.р
Памятка
1-е склонение
ж.р
м.р
Памятка
1-е склонение
ж.р
м.р
Памятка
1-е склонение
ж.р
м.р
Памятка
1-е склонение
ж.р
м.р
Падежи
Окончания сущ-х 1 склонения
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Падежи
Окончания сущ-х 1 склонения
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Падежи
Окончания сущ-х 1 склонения
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Падежи
Окончания сущ-х 1 склонения
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
1.Запишите вместо пропусков имена существительные 1 склонения в нужных падежах.
Жил …………………………................................... (П.п)
Любимая…………………………………………………...(И.п)
Смотрел ……………………………………………………..(В.п)
Стоял……………………………………………………….…(Р.п)
Разговаривал …………………………………………….(Т.п)
Обратился ………………………………………………....(Д.п)
1.Вставьте в слова подходящие по смыслу окончания и определите падеж имён существительных, ориентируясь на предлоги ( в карточках ) и таблицы окончаний сущ-х)
Учусь в школ___ ( )
Думала о мам____ ( )
Стоял у дорог____( )
Подошёл к сосн ____ ( )
Виноват перед бабушк ____ ( )
1.Запишите вместо пропусков имена существительные 1 склонения в нужных падежах.
Жил …………………………................................... (П.п)
Любимая…………………………………………………...(И.п)
Смотрел ……………………………………………………..(В.п)
Стоял……………………………………………………….…(Р.п)
Разговаривал …………………………………………….(Т.п)
Обратился ………………………………………………....(Д.п)
1.Вставьте в слова подходящие по смыслу окончания и определите падеж имён существительных, ориентируясь на предлоги ( в карточках ) и таблицы окончаний сущ-х)
Учусь в школ___ ( )
Думала о мам____ ( )
Стоял у дорог____( )
Подошёл к сосн ____ ( )
Виноват перед бабушк ____ ( )
Прочитайте пословицы. Расставьте предложения в порядке следования падежей слова РОДИНА.