Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Экология языка"»
Мастер-класс по теме: «Литературная норма. Экология языка»
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Свой мастер-класс я проведу в форме деловой игры.
(слайд)Начну со слов Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Неряшливость в одежде –неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе».
В русском языке есть нормы, которые мы должны соблюдать.
Вопрос: Что же входит в норму литературного языка?
(слайд) Ответ: Точность, выразительность, чистота, богатство, уместность. И, конечно же, наша речь должна быть логичной.
(слайд) Образцом для нас является язык художественной литературы.
Век девятнадцатый давно уж канул в лету, но мы храним напевы речи этой. А храним ли?
(показ слайдов)
А как бы современная молодёжь выражала свои чувства?
К сожалению, мы отучаемся от красоты напевной русской мелодии, выразительного языка литературы.
Определите тему нашего урока.
(слайд) Вопрос: Давайте дадим определение слову экология.
Ответ: Экология (от греческого жилище, дом, имущество) - наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды.
Вопрос: Свяжите эту науку с языком и дайте определение сочетанию экология языка.
Ответ: Языковая экология- это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с поиском путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения.
(слайд) Вопрос: Волнуют вас проблемы экологии в природе? Какие экологические проблемы в языке вы можете назвать?
Чтобы очистить наш язык от таких слов и научиться правильно и красиво говорить, мы с вами будем работать в фирме «Экопрогресс». Но чтобы стать сотрудником этой фирмы, мы должны выполнить задание.
(слайд) Задание№1
Перед вами текст, в нём вы должны найти фразеологизмы и заменить их словами-синонимами. Работаем в парах.
Текст для анализа.
Несколько оставшихся без работы учителей русского языка решили открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму «Экопрогресс», намекая на то, что им по силам очистить язык от всего лишнего и ненужного. Были они не любители в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза, заморочит людям голову, обдерёт как липку, оставит после себя филькины грамоты. С такими надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак.
Нет. Наши знакомые во главу угла поставили профессионализм и честность. И хотя не раз повисал над фирмой дамоклов меч и казалось, что дело табак, работали ребята засучив рукава. Сейчас «Экопрогресс» в зените славы и , заткнув за пояс конкурентов, пожинает заслуженные лавры, являясь звездой первой величины.
Теперь вы приняты на работу и распределены по отделам, в которых вы будете выполнять разного рода задания.
Отдел кадров
Экологи языка
Психологическая служба
А пока сотрудники отделов будут выполнять задания, мы с вами тоже попробуем стать экологами и очистить язык от ошибок.
Работа со зрителями.
(слайд) Задание №1
Какой вариант вам кажется предпочтительнее? Почему?
Предоставить отпуск ввиду болезни.
Предоставить отпуск вследствие болезни
Можно ли на деловую встречу одеть смокинг?
А одержать поражение в споре можно?
(слайд) Задание №2
Рассказ Антона Павловича Чехова «Жалобная книга» начинается следующими словами: «Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги… Раскрывайте книгу и читайте: «Милостивый государь! Проба пера!?». Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано: «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя». «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». «Кто писал не знаю, а я дурак читаю»». Вопрос: Скажите, все ли нормы автор соблюдает? А какие же нормы нарушены? Почему? Вопрос: Ребята, а как вы считаете, зачем Чехов использует «неправильные» предложения? Неужели он не знал нормы?
Ответ: У жалобной книги более десятка «авторов», но к категории «жалоба» на самом деле подходят лишь одна-две из сделанных записей. Все остальные - констатация глупости, подлости, безделья и зла. Такие люди становятся у Чехова и неграмотными.
(слайд) Отдел № 1 «Отдел кадров»
Сотрудники в отделе кадров принимают на работу людей разных профессий.
Часто мы можем видеть объявления о приёме на работу, но не всегда понимаем, о чём идёт речь. Например, менеджер и креативный.
Задание: Определите, о какой профессии идёт речь.
Мерчендайзер
Девушка для консумаций
Бильд-редактор
Ответ: 1. Ответственный за выкладку товара
2. Служащая отеля, отвечающая за продвижение продукции бара
3. Редактор, отвечающий за иллюстрации в журналах.
Вопрос: С какими проблемами в языке вы столкнулись?
Профессор Р.Ф.Брандт в 1883 г. определил научные принципы заимствований и отношения к ним.
Его труд называется: «Несколько замечаний об употреблении иностранных слов»
«Не следует ратовать против первых (например, калоша, театр, бильярд, минута), но не следует прибегать к иноязычному слову, когда существует равносильное коренное».
Также сотрудники отдела кадров должны уметь чётко и правильно выражать свои мысли.
Вопрос: Какая проблема языка была решена нами в этом упражнении?
(слайд) Отдел № 2 «Экологи языка»
К вам в отдел попала тетрадь неизвестного ученика.
Задание:Найдите ошибку и определите её вид. Каким вы представляете себе ученика?
Впереди лидирует команда наших спортсменов.
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.
Родители хотели устроить праздник более пышнее.
Провожая меня, лицо его выражало сожаление.
Вопрос: Каким вы представляете себе ученика, который написал эти предложения?
(слайд) Экологи языка должны были составить два предложения о своей фирме, используя два варианта написания существительного фирма: благодаря фирме и благодаря фирму.
Задание: Составьте предложения, используя два варианта написания существительного фирма: благодаря фирме и благодаря фирму.
Вопрос: С какими проблемами языка справились экологи нашей фирмы?
(слайд) Отдел №3 «Психологическая служба»
Задание: Прочитайте следующий отрывок из книги Вячеслава Панкратова «Маленькие секреты большого успеха». Составьте кластер: «Как сформировать позитивное отношение к окружающим людям».
Каждая мысль человека, наполненная ненавистью и злобой, подобна яду как для души, так и для физического тела.
Чем больше добрых дел и намерений к окружающим будет излучать человек, тем больше он их получит в ответ. Позитивное отношение к людям обычно всегда вызывает у них ответную реакцию.
Приветливо и решительно отказывайтесь общаться и сотрудничать с теми, кто эгоистичен, несдержан и груб.
Когда человек радуется успехам тех, кто его окружает, он невольно открывает двери собственному счастью и благополучию.
Если вы хоть однажды честно заглянете себе в душу, то наверняка столкнетесь с таким количеством несовершенств и слабостей, что вам на всю жизнь хватит работы, чтобы сначала привести в порядок самого себя.
Обходительность, любезность и тактичность в общении способны скрасить многие недостатки и несовершенства человека.
Вопрос: Чему научила нас «Психологическая служба»?
(слайд) А теперь мы все с вами отправляемся в отдел №4, который называется «Мастерская рекламного текста». Здесь выполнять задание будут работники всей фирмы.
Давайте вспомним, что такое реклама.
Продумайте, какой текст можно вставить в нашу рекламу, чтобы молодые люди сделали правильный выбор.
Работа со зрителями.
Вопрос: Давайте сделаем вывод : нуждается ли вообще язык в защите? Кто может и должен это сделать? Давайте выработаем рекомендации по сохранению и защите русского языка.
Рекомендации
Разработать и принять законодательные акты, гарантирующие статус русского языка как единого и единственного государственного языка Российской Федерации.
Повысить требовательность к работникам средств массовой информации в отношении чистоты русского языка и соблюдения норм устной и письменной речи.
Создать регулярные общеобразовательные программы по русскому языку на телевидении и радио.
А теперь обратимся к рекламе, которые составили сотрудники фирмы.
(слайд) Закончить наш урок хочется стихотворением Весника «Ода русскому языку»