Мастер -класс урока русского языка учителя Заводенко Б. Г. КГУ средняя школа интернат №6
Мастер -класс урока русского языка учителя Заводенко Б. Г. КГУ средняя школа интернат №6
Данный урок важен для меня потому, что это первый опыт для нашей школы - обучение в коллаборативной среде. Уроки в сотрудничестве учителя и обучаемых очень эффективны. Учитель избегает скучной роли "урокодавателя", а для учащихся есть возможность максимальной самостоятельности в поиске знаний, советоваться на уроке с товарищами по группе, вести конструктивный диалог с учителем. Новым для старшеклассников также является система оценивания на уроке. В начале года учитель ч учащимися разрабатывают критерии для оценивания знаний учеников. Выбор критериев под руководством учителя делает понятной для ученика путь достижения успеха в обучении, помогает построить систему для достижения целей в учебной деятельности. Приемы критического мышления, которые тщательно отобраны учителем в соответствии с темой и задачами урока, хорошо "работают" на урок, отвечают потребностям учащихся быть самостоятельными в умственной работе, общатьсяме по теме урока, совместно искать пути решения в учебных ситуациях. А самое главное на уроках нет губительной скуки, учитель не испытывает чувства вины за апатию учащихся, как это часто бывает на традиционных уроках. После проведения уроков, на которых присутствовала атмосфера поиска, доброжелательности, внимания к мнению каждого, учитель только мотивирован улучшать качество обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс урока русского языка учителя Заводенко Б. Г. КГУ средняя школа интернат №6 »
План – конспект урока русского языка в 9 классе
Тема – Сложные предложения с разными видами связи.
Цель: создать коллаборативную среду обучения для развития критического мышления обучаемых.
Задачи:
1.К концу урока научиться анализировать сложные предложения с разными видами связи, понимать схемы предложений, составлять свои сложные предложения с разными видами связи.
2. Развивать навыки самостоятельного поиска знаний, умения адаптироваться к требованиям учебной ситуации. .Научиться в сотрудничестве решать учебные задачи, находить пути решения проблемных учебных ситуаций.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое образование.
Методы и формы: технология критического мышления через чтение и письмо в форме коллаборативного обучения.
Ресурсы: учебник «Русский язык» для 9 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – И. О. Серикпаева, А. М. Сапарбаева, А. Ж. Белбеуова. ( Арман –ПВ),
Раздаточный материал с текстом для письменного задания с выполнением грамматических заданий, презентация на тему «Сложные предложения с разными видами связи (программаPower Point), критериальные карточки для самооценивания, плакаты, фломастеры, стикеры.
Мысль в подарок:
Собираться вместе – это начало
Оставаться вместе – это прогресс
Работать вместе – это успех
Г. Форд.
Ход урока
1)Организационный момент: приветствие учителя, деление на группы 16 учащихся.
Деление по методу случайного выбора: ученики выбирают карточки, на которых написаны названия групп: «Дружба», «Сотрудничество», «Успех». Итого за столы, на которых заранее установлены флажки с названиями групп садятся учащиеся по 5 (за 2 стола) и 6 (за один стол)._________2 мин.
Стадия вызова.
Цель: актуализировать имеющиеся знания и представления об изучаемом, мотивировать учащихся к работе и включить их в активную деятельность; определение цели рассмотрения темы.
Прием «Мозговая атака»: учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме. Опорой для развития логики размышления может стать название темы. Например, одна из групп отправной точкой для размышления может взять ключевое понятие – сложные предложения, другая группа – виды связи в сложном предложении, третья группа – как ключевое понятие может выбрать название темы в целом.
«Мозговая атака» реализуется через коллективное обсуждение вопросов в группе и совместной подготовки презентации своих ответов в форме кластера, постера, «Дерево предсказаний», «Фишбоун» и т. д.
Регламент: обсуждение – 2 мин.
Защита – 1мин.
Постановка целей – 1 мин.
Примечание: выбор группой цели и собственной траектории обучения – важно.
Стадия осмысления.
Цель: дать возможность учащимся задуматься о природе изучаемого материала, сформулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Создать условия для формирования учащимися собственной позиции.
Работа в группах с информационным текстом по учебнику: тема № 37, стр. 202.
Регламент: чтение и обсуждение темы – 3 мин.
Презентация темы через прием «Джигсо» - 3 мин.
Итого: 6 мин.
Примечание по приему «Джигсо» - делегат от каждой группы идет в другую группу и рассказывает весь усвоенный материал по теме урока. От слушателей группы он получает формативную оценку за качество преподнесенного материала по критериям: «круг» (критерии прилагаются)- «отлично», «квадрат»( критерии) – «хорошо», треугольник (критерии) – «удовлетворительно». Слушатели благодарят делегата за информацию, совещаются и выдают опорный сигнал с комментированием. Затем делегаты возвращаются в свои группы для дальнейшей работы на уроке.
Практикум. Работа по упражнению учебника № 203.
Цели: развивать навыки письма с грамматическим заданием, умения находить в предложениях орфограммы и пунктограммы, объяснять их, уметь производить синтаксический разбор предложений.
Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы, дать подробную характеристику сложным предложениям с разными видами связи с составлением схем.
Регламент: Работа по упражнению – 10 - 15 мин.
Грамматические задания: записать предложения, объяснить правописание орфограмм, расставить пунктограммы и объяснить их постановку, сделать синтаксический анализ сложных предложений с разными видами связи. От каждой группы по 2 представителя пишут по 2 предложения на доске. Практикум. Проблемная ситуация по группам.
Группа «Дружба» - задание: найти ошибки в схеме данного предложения.
Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. [ ] [ ( ), ].
Группа «Сотрудничество» - задание: восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении С. Есенина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста.
Мы, уходим, понемногу, теперь.
В страну, ту, тишь, благодать, и, где
Мне, и, скоро, в дорогу, может быть
Пожитки, собирать, бренные.
Группа «Успех» - задание: редактирование предложений. Из данных предложений составьте сложные предложения с разными видами связи.
Отдохнув и утолив жажду, путешественники двинулись дальше.
Прилетая на место, гуси шумно садятся на место.
По истечении срока отпуска он вернулся на завод.
Задание для учащихся, проявляющих способности к углубленному изучению русского языка. Работа с текстом. Прочитайте текст, проведите речеведческий анализ текста, дайте характеристику сложных предложений с разными видами связи. Покажите интерпретацию текста.
Регламент – 6 мин.
3 стадия Рефлексия.
Цель: закрепить полученные знания, формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Произвести анализ собственных мыслительных операций.
Регламент – 7 мин.
1.Заполнение учащимися «Таблицы самооценивания». После заполнения таблицы ведущий оглашает количество выставленных учащимися отметок.- 2 мин.
2. Прием «Паутинка».-5 мин. Учитель передает клубок ниток учащимся, стоящих в круге и задает вопрос: « Чему вы сегодня научились на уроке? Что было для вас интересным в изучении новой темы, в работе?» Клубок передается от ученика к ученику, и девятиклассники в непринужденной форме, образуя «паутинку», рассказывают о своих достижениях на уроке, о своих впечатлениях от проделанной работы.