kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Обучение приёмам составления метафоры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Обучение приёмам составления метафоры»

Раздел «Лексическое богатство русского языка. Художественные изобразительные средства»

/ГИА – 9 Задание А3/

Метафора – способ отражения мира на речевом уровне; это троп, некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении, на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Давайте попробуем украсить свою речь метафорами!

Изобретению метафор предшествует ассоциативная работа (подбор ассоциаций по подобию), которая является одним из дидактических средств продуктивной организации процесса обучения по созданию метафор. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Обучение приёмам составления метафоры» »

Мастер-класс «Обучение приёмам составления метафоры»

Тихо я в тёмные кудри вплетаю

Тайный стихов драгоценный алмаз.

А.А. Блок

Метафора творит волшебство,

преображает обыкновенное и привычное

в чудо, создаёт сказку…

Раздел «Лексическое богатство русского языка. Художественные изобразительные средства»

/ГИА – 9 Задание А3/

Метафора – способ отражения мира на речевом уровне; это троп, некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении, на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Давайте попробуем украсить свою речь метафорами!

Изобретению метафор предшествует ассоциативная работа (подбор ассоциаций по подобию), которая является одним из дидактических средств продуктивной организации процесса обучения по созданию метафор.

Ассоциативная разминка

1. Продолжите ассоциативный ряд:

- Что бывает круглым (шар, луна…),

длинным (река, лента…),

высоким (скала, дом…),

холодным (снег, мороженое…),

лёгким (пух, снежинка…),

колючим (ёж, шипы…),

острым (боль, нож…),

глубоким (море, колодец…) и др.

2. Создайте ассоциативную цепочку. Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причём, чем больше, тем лучше.

Дружба и цветок

Кошка и лампочка

Гора и человек

1)Дружба расцветает и увядает, как цветок.

2)Кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы похожи на спираль у лампочки, глаза горят, как лампочки.

3)Гора и человек обладают силой и твёрдостью.

3. «Третий – лишний». Чтобы найти третье лишнее в следующих группах слов, надо знать пословицы, при этом активизируется ассоциативное мышление.

Кататься, возить, бегать.

Семь, три, один.

Пожарный, дым, огонь.

Лес, дрова, топор.


Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, надо понять алгоритм их составления.


Приём I

Алгоритм составления метафор

  1. Выбрать объект.

  2. Действие объекта. Что делает?

  3. На что похож? С чем можно сравнить? Сравниваем по характерному признаку.

  4. Где находится объект? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие.

  5. Метафора: пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3 (существительное).

  6. Употребить метафору в предложении.


Примеры

1.

дождь

окно

радуга

2.

льёт

распахнуть

растянулась

3.

слёзы

око

семицветный мост

4.

небо

комната

небосклон

5.

Небесные слёзы

Комнатное око

Семицветный мост на небосклоне

6.

Небесные слёзы льются весь день.

Я комнатное око распахнула,

И краски дня мне брызнули в лицо!

Я аромат природы вновь вдохнула.

И счастьем жизнь наполнилась легко!

На небосклоне семицветный мост

Растянулся во весь рост.

И на зеркале земли

Отражаются огни!



Примеры

1.

Лужа

Холодильник

Закат

2.

отражает

морозит, даёт холод

пылает

3.

зеркало

айсберг

костёр

4.

тротуар

в доме

вечернее небо

5.

Тротуарное зеркало

Домашний айсберг

Вечерний небесный костёр

6.

Тротуарное зеркало отражает дома, деревья, прохожих.

В домашнем айсберге хранится всегда холодная водица.

Костёр небесный запылает,

И озарится ночи свод.

Здесь россыпь золота сверкает

И острый жёлтый серп плывёт.








Задание (индивидуально, в парах, в группах – по выбору): составьте метафоры, используя объекты (снежинка, газета, люстра, туман, роса, облака, снег, луг, луна, звёзды, месяц, туча, кленовый лист, сосульки).

Примеры

1.

Одуванчики



2.

сияют



3.

солнце



4.

луг



5.

Луговое солнце



6.

Я увидел вдруг в оконце:

Луговое светит солнце!

Скоро солнце улетит

И полянка загрустит.




Приём II

Алгоритм составления метафор


  1. Основан на I приёме. Метафора: пункт 5 (I приём).

  2. Преобразовать словосочетание, построенное на основе согласования, в синонимичное словосочетание со способом связи управление. /ГИА – 9 Задание В2/

  3. Употребить метафору в предложении.

Примеры метафоры

1.

Небесные слёзы

Слёзы неба

Слёзы неба солнце вытирает.

2.

Тротуарное зеркало

Зеркало тротуара

В зеркале тротуара видны облака.

3.

Золотая россыпь

Россыпь золота

Россыпь золота на листве переливается огнями.

4.

Дневные краски

Краски дня

Краски дня открылись для меня.

5.

Небесный костёр

Костёр на небе

Костёр на небе не затушишь.

6.

Природный аромат

Аромат природы

Ароматы природы вдыхаю с наслаждением.

Приём III

Алгоритм составления метафор

  1. Выбрать объект.

  2. Действие объекта. Что делает? С чем можно сравнить? Употребить в переносном значении.

  3. Метафора: пункт 2 (глагол) + пункт 1 (имя существительное).

  4. Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

Печаль

сердце


2.

Перен.: льётся

Перен.: горит, пылает


3.

Льётся печаль

Сердце горит


4.

И льётся печаль из моей души.

Сердце горит для людей и для жизни.


Приём IV (вариант приёма III)

Алгоритм составления метафор

  1. Выбрать объект.

  2. На что похоже действие объекта или сам объект? С каким объектом можно сравнить? (Имя существительное).

  3. Метафора: пункт 2 (существительное) + пункт 1 (существительное).

  4. Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

Ум

мысли

чувство

любовь


2.

лабиринт

виражи

поток

пожар


3.

Лабиринты ума

Виражи мыслей

Поток чувств

Пожар любви


4.

В лабиринтах ума сложно разобраться.

За виражами мыслей интересно наблюдать.

В потоке чувств, в смятении душевном проходят дни, идут года.

Пожар любви сжигает без остатка


Задание (индивидуально, в парах, в группах – по выбору): составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.


Приём V

Алгоритм составления метафор

  1. Выбрать объект.

  2. Основное качество, свойство (имя прилагательное)

  3. Имя прилагательное преобразовать в имя существительное.

  4. Сравнение с другим объектом, где свойство ярко выражено.

  5. Метафора: пункт 3 (существительное) + пункт 4 (существительное).

  6. Употребить метафору в предложении.


1.

Чай

Серьги

Занавеска

Апельсиновый сок


2.

бодрый

блестящие

пёстрая

жёлтый


3.

бодрость

блеск

пестрота

желтизна


4.

по утрам

словно звёзды

как у полянки

как у солнца


5.

Бодрость утра

Блеск звёзд

Пестрота полянки

Желтизна солнца


6.

Бодрость утра вдохновляет на весь день.

В ушах у юной красавицы сияние звёзд.

Окно раскрылось, и свежий ветер закружил пестроту полянки у меня на глазах.

Заманчиво пить желтизну солнца.



Задание: составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс «Обучение приёмам составления метафоры»

Автор: Калинина Наталья Викторовна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства