Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: "Развитие коммуникативных навыков учащихся при подготовке к устной части ОГЭ"»
МОУ «Салтыковская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Развитие коммуникативных навыков учащихся
при подготовке
к устной части ОГЭ.
Подготовила: Гаврюшина О.Н. учитель русского языка и литературы.
2018 год
С 2019 года в российских школах вводится итоговое собеседование по русскому языку. Цель устного экзамена - проверка навыков устной речи у школьников. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь, т.е. степень владения учащимися коммуникативными навыками. Коммуникативные навыки – это способность человека посредством речи взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать. В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков.
С чего учителю начать работу по подготовке к устной части? Прежде всего, это должна быть правильно спланированная и проводимая в системе работа по формированию речевых навыков. В 5-9 классах в тематическое планирование нужно включить следующие разделы: «Выразительное чтение», «Монологическая речь», «Диалогическая речь», «Виды пересказа», «Типы и стили речи», «Речевые нормы». На уроке отработывать задания этих разделов. Это могут быть лингвистические разминки, «пятиминутки», на которых ученики отрабатывают задания устного экзамена. На консультациях и внеурочных занятиях рекомендуется проводить тренировочные устные собеседования для выявления пробелов и снятия психологического напряжения.
У меня глобальных наработок по подготовке к устному экзамену пока нет. Вплотную я начала работать прошлый год. У меня был факультатив «Подготовка к ОГЭ», вот на уроках этого курсы мы с 9-классниками и развивали коммуникативные навыки. Одно из занятий я вам сейчас покажу.
Урок русского языка в 9 классе по теме «Как описать фотографию?»
(Подготовка к устному собеседованию)
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания- описания фотографии.
Цели урока:
Воспитательная:
Воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
Образовательная:
подготовить учащихся к устному описанию фотографии, обобщить теоретические знания по созданию текста-описания
Развивающая:
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Задачи урока:
Закрепить умение
1)Определения целого и частей описания
2) Сопоставлять смысловые вопросы и вопросы билета
3)Составления семантического поля фотографии
4)Отработать алгоритм создания устного высказывания описания фотографии
Методы : проблемный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный(с использованием опорных схем), дифференцированный.
Оборудование:
индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над описанием (кейсы);
проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». Откроем тетради. Запишем дату. Классная работа.
Делу время, потехе час. Послушайте мой рассказ. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь!
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Работа с эпиграфом.
- Прочитайте эпиграф нашего урока. Это высказывание замечательного писателя, журналиста Василия Михайловича Пескова, его портрет вы видите на экране (слайд).
Фотография – это закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.
- Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня? (об описании фотографии)
- Верно. Это и будет темой нашего урока.Запись темы урока в тетради.
- Скажите, а для чего нам нужно изучить эту тему? (Это задание устной части ОГЭ и при его выполнении можно допустить ошибки).
- Скажите, что мы должны знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Структуру текста – описания. Алгоритм описания и умение его применять).
- Что мы уже знаем? (Только структуру текста – описания).
- Что нам необходимо ещё узнать, чтобы описать фотографию? (Алгоритм и умение его применять).
- Следовательно, цель нашего урока – изучить алгоритм описания фотографии.
II. Актуализация полученных ранее знаний.
а) Работа с текстом для выразительного чтения и пересказа.
Чтение текста
Василий Михайлович Песков был известным фотографом. Давайте познакомимся с ним поближе. И сейчас я предлагаю вам поработать по карточке
№ 1, которую вы видите на своем столе. Вы уже знаете, что на устном собеседовании первым заданием будет чтение текста. Напоминаю, что оценивается интонация и темп чтения. Ребята, мы уже неоднократно вспоминали правила выразительного чтения. (Памятка и критерии оценивания)
Скорость чтения - примерно 120 слов в минуту.
Чётко проговаривайте слова, окончания слов, правильно ставьте ударение.
Выделите графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделяйте их логически (интонацией, голосом).
Обязательно соблюдайте паузы после каждого предложения.
После абзаца пауза должна быть более длительной.
- Читаем задание по карточке № 1. (приложение № 1)
Чтение текста про себя.
Выразительное чтение текста вслух. – 1 ученик
Пересказ текста.
Хорошо! Переходим к следующему заданию – заданию № 2. Это пересказ. Читаем
задание. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ
высказывание Василия Пескова: «Фотография – это закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У вас есть 1 минута на
подготовку.
Вспомните, вы должны сохранить при пересказе все основные микротемы, приведенное высказывание включить в текст во время пересказа уместно и логично. Также оценивается правильность речи: грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов. У вас 1 минута на подготовку.
Пересказ текста. 1 ученик.
- Молодцы, ребята! Справились и с эти заданием.
III. Актуализация новых знаний. Работа над темой.
Василий Песков – создатель особого жанра, который предполагает публикацию фотографий и сопровождение их очерками и художественными статьями.
А) Выступление ученика с сообщением о фотографиях Пескова.
Фотография на слайде, выступление ученицы о фотографии.
- Ребята, во время выступления употреблялись специальные слова, поэтому нам необходимо провести словарную работу.
Б) Словарная работа.
Пополняем словарный запас. Подберите синонимы к словам (все слова перемешаны, нужно их распределить по колонкам)
Учащиеся самостоятельно подбирают синонимы, потом самопроверка со слайда.
Обратите внимание: задание состоит из трёх вопросов и одного задания. Эти вопросы и являются подсказкой, своеобразным планом вашего ответа. На подготовку даётся только 1 минута, поэтому составить и записать готовый текст вы не успеете. Вам придётся делать наброски логической схемы ответа. А уже по ходу выступления импровизировать. Именно такую схему я вам сегодня предложу, и мы постараемся составить алгоритм описание фотографии.
Схема, которую я хочу вам предложить, состоит из 8 логических вопросов. (По аналогии с вопросами к членам предложения). (кейс)
Идут, смеются, держатся за руки, разговаривают, возвращются с прогулки.
Когда делает?
Летний день, солнечный день, выходной день.
Где?
В лесу, по лесной тропинке.
Как делает?
Весело, радостно.
Зачем?
Прогуляться по лесу, отдохнуть в лесу, семейный отдых.
Почему?
Очень дружная семья.
Сопоставляем вопросы задания с ключевыми вопросами – это и есть набросок вашего выступления.
Вопрос задания:
Вопрос алгоритма
опишите людей, изображённых на фотографии: как вы думаете, почему они так одеты;
Кто? (Целое + части перечислить) Какой? Как (одеты)? Зачем (так оделись)?
расскажите о занятии людей, изображённых на фотографии;
Что делает? Когда? Как делает?
какова атмосферу в этой семье;
Почему (улыбаются)? Какая (атмосфера)?
поделитесь настроением, которое вызывает у Вас эта фотография.
Какой? (настроение) Почему? (такое настроение).
4) Важно понимать, что устная часть предполагает проверку навыка спонтанной, неподготовленной речи. Если при работе с черновиком вы можете что-то менять, удалять, добавлять, то при ответе во время собеседования у вас такой возможности не будет. Я хочу познакомить вас с правилом трёх «нельзя», которые выработала сама: нельзя 1) рассказывать о том, чего нет на фотографии; 2) придумывать заголовок к фото, так как он уже имеется; 3) нарушать смысловую цельность монолога (10 фраз).
5) Работа над составлением описания(в группах)
IV. Подведение итогов.
Давайте ещё раз повторим алгоритм.
Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию.
Составьте предложения на предложенную тему.
Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).
Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
Опишите людей, запёчатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
Составьте описание фотографии по опорным словам.
V. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог.
Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.
Изучить алгоритм описания фотографии.
Как вы думаете, достигли ли мы этой цели? Да
А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок.
Продолжите фразу (слайд)
Я узнал (что?)
Я понял, как
Я научился (чему?)
Ребята! На экране вы видите 4 высказывания
А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Б) Ах, как я устал от этой суеты.
В) Готовиться к экзамену не так-то просто.
Г) Я знаю, что ничего не знаю.
В тетрадях укажите букву А,Б,В,Г высказывания, которое более точно передаёт ваше состояние в конце урока.(Высказывания на слайде)
VI. Домашнее задание: Подготовить описание фотографии по алгоритму по новой фотографии.
Речевые клише
Вступление
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)
Жителям города редко удается выбраться за природу. Наступили долгожданные выходные. День выдался как по заказу: …...
Основная часть
Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.
Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.
Фотограф сумел передать теплые чувства, которые запечатлены на этом фотоснимке. Каждый из нас, посмотрев на этот снимок, получает дозу позитивных эмоций.
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.