Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Подготовка учащихся к ЕГЭ».»
МКОУ «Кулецминская СОШ»
Мастер-класс
«Подготовка учащихся к ЕГЭ».
Учитель: Муталиева А. Б.
Цели: распространение опыта методической работы учителя; знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы.
Задачи:1) Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов. 2) Демонстрация опыта работы по осуществлению педагогической деятельности в условиях подготовки к ЕГЭ. 3) Разработка механизмов реализации целей и задач в режиме обозначенной темы.
ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д. Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. Заводим с обучающимися специальную папку «СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» , в которую по мере изучения будут помещаться все необходимые материалы: структура экзаменационной работы, листок индивидуальных достижений, в котором своевременно отмечаются результаты диагностических контрольных работ, таблицы, правила, алгоритмы выполнения всех тестовых заданий, шаблоны для написания сочинения части С, энциклопедия аргументов для написания сочинения и т.д Часто свои уроки начинаю с высказываний известных людей по определенной проблеме.
Знать мало – надо применять. Хотеть мало – надо делать.И.-В. Гете
Это помогает создать правильный эмоциональный настрой на уроке, подвести к нужной проблеме, сделать правильный вывод. Все подобные цитаты записываются в тетрадь по подготовке к ЕГЭ. «МУДРЫЕ МЫСЛИ» разделена на темы : язык, искусство, природа, нравственные качества человека и т.д. Такой вид работы позволяет научиться соотносить высказывание с тематикой, а также помогает в написании сочинения
3. Поскольку весь программный материал по русскому языку проходится в 1-9-х классах, считаю целесообразным в 10-11 классах выбирать такой тип урока, как комбинированный урок, поскольку он позволяет целенаправленно готовиться к ЕГЭ, уделяя внимание практически всем видам заданий .
1.Орфоэпическая работа (Задание 4 на ЕГЭ ) «Конкурс дикторов» Такой вид работы позволяет решить ряд задач:
1)повысить интерес к данной теме( к изучаемому предмету)
2) предоставить возможность тщательнее подготовиться к заданию
3) острее ощутить собственную ответственность за полученный результат
Расставьте ударение в выделенных словах
Балованныйагент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковыхтуфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовыйзнак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.
Проверьте себя
БалОванныйагЕнт действительно чЕрпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подрОсткОвыхтУфель, а также пеленок для новорождЕнной дочери, которую он видел только мЕльком. ВероисповЕдание агЕнта, которого не компрометировала принадлежность к аристокрАтии (свой гЕрбовыйзнак он хранил вместе с фотографией умЕршего дяди-украИнца), не позволяло ему менять граждАнство, испытывать катАрсис от пребывания в партЕре театра, читать пАсквили и выносить приговОры. На его мышлЕние влияло изучение традиций русской Иконописи, свидетельств о посмертных мытАрствах души и размышление о близости апокАлипсиса. Он ощущал себя не еретикОм, а избраАнником небес и видел знАменье последних времен в каждом новом изобретЕнии
Критерии оценки
«5» - 24-26
«4»- 23-18
«3»- 17-11
«2»- 10- 0
4. Некоторые виды работы можно выполнять и по предложениям.
Анализ предложения. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильную постановку ударения, назовите грамматические основы, расставьте и объясните знаки препинания, нарисуйте схемы.
Бронированные двери закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу но опытный менеджер Ирина Ильинична избалованная судьбой не унывал
Наслаждаясь ароматом душистых ирисов она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том что необходимо заключить договоры на оптовые поставки готовой продукции.
Мы убедились, что на примере одного предложения можно выполнить ряд заданий.
2.Лексико- орфографическая работа. Методика проведения словарного диктанта:у доски один ученик, который пишет под диктовку учителя словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках). Во время диктовки комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики из класса, кто может это сделать.
Различные виды работы по орфографии :
Тематические диктанты (диктанты на одно правило).
Словарные диктанты с последующим объяснением.
Комментированное письмо.
«Деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся.
Расширить словарный запас обучающихся
Улучшить грамотность и орфографическую зоркость, повторив нужные разделы орфографии
Повысить интерес к изучаемому предмету
Совершенствовать умение определять тематику высказывания по ключевым словам
(задание5)Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания
1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.
Надеть что-либо - Одеть кого-либо.
Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать
Проверка. Код ответов: 1, 4, 2
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ. Прием « Я- учитель»
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ
Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении).4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
Такой вид работы позволяет решить ряд задач:
Повторить средства художественной выразительности
Научиться находить ошибки в образовании форм слова
Избегать подобные конструкции в собственном сочинении
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Собери текст»
Постройте из данных предложений текст, прочитайте его Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. ( по И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой).
КОД ответов: IV, I, V, III, II, VI
Такой вид работы позволяет решить ряд задач:
Повторить лексические и грамматические средства связи предложений в тексте
Потренироваться в продолжении исходного текста
Закрепить необходимые навыки построения текста, основанные на понимании его структуры
Лексическая разминка Подберите к иностранным словам русские синонимы.
Подготовка к итоговому сочинению.С целью подготовки к итоговому сочинению уже с 8 кл. в отдельную тетрадь необходимо записывать основную тематику и проблематику каждого изученного произведения по литературе;
Можно работать также с небольшими текстами. Например с «Крохотками» Солженицына. «Шарик»1. Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, - кутёнком его посадили, с детства.2. Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. 3. Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу. 4. Подбежал ко мне лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу!5.Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..
Что такое проблема? (Вопрос, над которым размышляет автор, предмет рассуждения). Проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать.
Какие типы проблем вы знаете? (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, этические).
Как можно сформулировать проблему этого текста? (Отношение людей к животным, негуманное отношение).
Прокомментируйте проблему.
Выразите, пожалуйста, отношение автора к этой проблеме, то есть определите позицию автора. (Автор сочувствует псу, сопереживает за него) Какие слова в тексте говорят об этом?
Аргументируйте свою точку зрения. Приведите примеры из художественной литературы. ( С. Есенин «Песнь о собаке», А. Платонов «Корова».Учитель: Одно из «Писем» Лихачёва называется «Как писать?». Вот что читаем мы в нём:»Каждый человек должен писать так же хорошо, как и говорить… Главное – надо стремиться к тому, чтобы фраза была понята сразу правильно… Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были лёгкими… Следует помнить: неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли». Воспользуйтесь советами , работая над сочинением.Кроме того можно выполнить ряд заданий к тексту.
Определите тип речи и стиль текста. Найдите текстовые синонимы.
Определите способ образования слов: понюхал, пушистый, лохматый (предложение№4).
Из предложения 3 выпишите все предлоги
Выпишите из текста все прилагательные, определите их разряд.
Выпишите из текста все наречия.
Выпишите из текста личные местоимения.
Задание 26. Внимание к вопросу использования афоризмов при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения объясняется необходимостью развития у учащихся навыков анализа художественного текста, умения точно определять авторскую позицию, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, используя различные источники информации, связанные как с искусством, так и с наукой. Работа с афоризмами расширяет кругозор учащихся, дает возможность применять для аргументации знания, полученные при изучении разных предметов школьного курса.
1. Выбор наиболее актуального, по мнению учащегося, для современного общества афоризма из нескольких, предложенных учителем.
Для анализа учителем предлагаются несколько афоризмов, разных по тематике. Учащимся предлагается выбрать из предложенных афоризмов наиболее актуальный, по их мнению, объяснить свою точку зрения, приводя аргументы из литературных произведений и на основе личного опыта.
Примерный вариант задания:
Газета – это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации. Бернард Шоу
Сильные имеют право быть оптимистами. Генрих Манн
«Это не нравится мне». – Почему? – «Я не дорос до этого». – Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек? Фридрих Ницше
Определите, какие проблемы поднимаются в данных афоризмах.
Насколько актуальны проблемы, поднимаемые в текстах?
Выберите афоризм, наиболее актуальный в настоящее время.
Согласны ли вы с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ примерами из литературных произведений и на основе личного опыта.
2. Самостоятельно подобранный афоризм.
Учащимся предлагается самостоятельно подобрать афоризм на одну из наиболее актуальных для современного общества тем, определив в работе авторскую позицию и обосновав выбор афоризма, используя аргументы из литературных произведений и личного опыта.
3. Сравнительный анализ двух предложенных афоризмов.
Для анализа учителем предлагаются два афоризма, схожих по тематике, но отражающих разные взгляды авторов на проблему. Определяется авторская позиция, степень актуальности афоризмов. Определяются стилистические приемы, применяемые в данных произведениях. Учащимся предлагается выбрать наиболее близкую для них точку зрения и аргументировано доказать собственное отношение к поднятой проблеме.
Примерный вариант задания:
Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает. Василий Ключевский
Что касается всех вообще, не касается никого. Томас Маколей
Какую проблему поднимают в своих афоризмах авторы?
Определите, совпадают ли точки зрения авторов афоризмов.
Какой из приведенных афоризмов наиболее актуален, на ваш взгляд?
Какие стилистические приемы применяются в данных афоризмах?
Выберите афоризм, отражающий наиболее близкую для вас точку зрения. В чем вы согласны с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ, основываясь на литературном материале.
4. Подбор афоризма для доказательства авторской точки зрения.
Учителем для анализа предлагается текст публицистического характера. Учащимся дается задание определить авторскую позицию, определить степень актуальности поднятой в тексте проблемы и подобрать для доказательства собственной точки зрения афоризм или афоризмы. Афоризмы для аргументации могут быть предложены учителем или подобраны учащимися самостоятельно.
Примерный вариант задания:Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства – души ваших детей. Имя ему – ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратиться к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что вы сами в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно. В.А.Сухомлинский
Какую проблему поднимает в тексте автор? Какова его позиция?Насколько проблема, поднятая автором, актуальна? Можно ли считать данный текст своеобразной жизненной программой?Согласны ли вы с автором данного текста? Аргументируйте свой ответ, используя в качестве доказательств афоризмы, предложенные учителем, или подберите свой.
Афоризмы для аргументации:
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л.Н.Толстой
Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же. Людвиг Фейербах
5. Объяснение точки зрения автора литературного произведения с использованием афоризмов.
При изучении литературного произведения учащиеся определяют главные проблемы, поднятые в произведении. Для подтверждения авторской позиции учащимся предлагается найти в изучаемом произведении или подобрать из других источников афоризм или несколько афоризмов, определить степень актуальности данной проблемы в обществе. Назвать стилистические приемы, применяемые в подобранных афоризмах. Аргументированно доказать собственное отношение к поднятой проблеме.
Примерный вариант задания:А.И.Солженицын «Матренин двор»
Тема урока: «Изображение русского национального характера в рассказе. Образ русской женщины».
Определите главные проблемы, поднятые в произведении. Определите степень их актуальности.
Выпишите наиболее характерные высказывания Матрены. Обратите внимание на народный язык героини. Могли бы они стать афоризмами?
Как вы думаете, почему автор хотел назвать рассказ «Не стоит село без праведника»?
Для подтверждения авторской позиции подберите из других источников афоризм или несколько афоризмов. Назовите стилистические приемы, применяемые в подобранных афоризмах.
Можно ли аргументированно доказать свою точку зрения, используя следующие афоризмы:
Самый великий человек в истории был самым бедным. Ралф Эмерсон Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Л.Н.Толстой Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели. Ф.Ницше