kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Подготовка к ОГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Подготовка к ОГЭ по русскому языку "

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Подготовка к ОГЭ"»

МАСТЕР-КЛАСС

«ПОДГОТОВКА К ОГЭ».



Класс: 9

Предмет: русский язык

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Заргалаева Мадина Гитинавасовна




2017г.




Цели урока:

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку; 

2) развивать творческие возможности , вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ; 

3) воспитательные: воспитывать любовь к чтению, языку.



Структура ОГЭ по русскому языку

Часть1 Сжатое изложение(7 б.) Часть2 Тестовые задания(13б.) Третья часть работы содержит три творческих задания 15.1, 15.2, 15.3.(9 б ) К изложению и сочинению прибавляются ещё 10 б. за грамотность


Часть1 Сжатое изложение(7 б.)

  • По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов (29 слов).

  • Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова).

  • Мы опустили вводную конструкцию, повторы, лишние рассуждения, синонимы. Получилось:

  • Объединяем эти 3 предложения вместе (и одновременно исключаем лишнее) и получаем:

  • Добро и красота едины для всех народов и между собой (10 слов).

  • Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно


Часть1 Сжатое изложение(7 б.)

  • На полке стояли помады, тени, кремы, лежали пудры, туши, карандаши для глаз (12 слов). 

  • Находим обобщающее слово для всех однородных членов и заменяем их этим словом.

  • На полке бы ли предметы косметики (5 слов).

ЗАДАНИЕЯ 2 -3 Какова информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя?» Изобразительно – выразительные средства

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодостине давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка .

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

«грызет совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». со спокойной совестью, с чистой совестью.


ЗАДАНИЕ 3 Изобразительно – выразительные средства

1. Подберите эпитеты к слову Язык (русский)

  • Сказочный русский язык Сложный русский язык Яркий русский языкВыразительный русский язык

2. Когда, бушуя в бурной мгле,  играло море   с берегами…

И деревья,   как всадники ,   съехались в нашем саду.

  • Необыкновенный русский язык замечательный русский язык красивый русский язык прекрасный русский язык

  • Мелодичный, гибкий, великий, могучий, богатый

Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.


Сигнальные карточки.

… биться, ни..вергать, пре…шественник,

… садок, п…верье, ни…ходить, чре..мерный, на…кусить, бе…грамотный, по…таять,, во…кресить, …доровье, по…точить, о…точить, бе…подобный, от…двинуть, в…влечь, ра…делить, …шить, пер…гной, пер…кос, …беречь, …десь


Задание 4.

  • 1. Неизменяемые приставки.

  • Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

  • В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

  • ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. Приставки З- нет в русском языке! В словах  з дание,  з доровье,  з десь, ни  зги (не видно) буква З входит в состав корня.

  • 2. Приставки на З-, С-.

  • Их написание очень простое:  перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

  •   БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

  • ПРИМЕР:  РА Сс мотреть,  РА Зг лядеть,  И Зв ести,  И Ст опить,  ЧРЕ Зм ерный,  РА Счертить,  В Ск арабкаться,  ЧЕРЕ Сч ур,  сНИ Сх одительный

  • Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза:  ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Звонкие согласные  звуки позволяет запомнить фраза:  ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!


Задание 5. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.


Задание 6

Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Задание 7. Управление – второе слово в каком - то падеже ( писать чем? карандашом ) Согласование– первое слово отвечает на вопрос какой? какие? Примыкание - одно из слов отвечает на вопрос как?..

  • Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  •  

  • 13 усердно трудился

  • 14 дедовский пистолет

  • 15 кружевной шарф

  • 16 сказал со страданием

  • 17 шарф в клетку

  • 18 литературный вопрос

  • 19 жил без забот

  • 20 беззвучно плакала

  • 21 рыжеволосый парень

  • 22 ребенок шести лет

  • 23 пел без души

  • 1 мамины слова

  • 2 дворовый угол

  • 3 душа собаки

  • 4 фашистские ряды

  • 5 выразить словами

  • 6 золотые монеты

  • 7 пирожки бабушки

  • 8 встретил с радостью

  • 9 слушает с вниманием

  • 10 тревожно глядеть

  • 11 глядел с уважением

  • 12 крыша из соломы

  • Внимание:

  • Школьная дверь

  • Кухонная дверь

  • Городской рынок

  • Пороховой склад

ЗАДАНИЕ 8,11 Грамматическая основа предложения

1.Мы были готовы прийти на собрание . ( краткие прилагательные РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом)

2. Он пришел (глагола движения) узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? Узнать -обстоятельство );

3. Охота странствовать (определение) напала на него.(охота какая? странствовать).

2. Мне надо лучше подготовиться к экзамену. ( слова НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив)

_____________________________________

__________________________________

Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?

  • Брат скоро будет студентом ( БЫТЬ, ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ   и другие формы)

1. Его попросили  ( о чём?) написать

2. Она явилась настоящим профессионалом в своей области (ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ  и именной частью)

( дополнение) заявление. (глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц; инфинитив должен иметь значение волеизъявления: просить, умолять, приказать, уговорить)

3. Осень пришла дождливая . Собака лежала успокоенная ( глаголом-связкой со значениемдвижения, положения в пространстве + именной частью)


Тренинг

  • Сказуемое

  •  Зима вступила в свои права (= фразеологизм).

  •  Музыка будет существовать вечно!

  •  Перед грозой рыба перестала клевать.

  •  Я старался всячески показать своѐ веселье (НО ср.: Она попросила брата показать мне дом).

  •  Правда светлее солнца

  •  Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.

  •  Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.

  •  Жизнь превосходна, полна увлекательных задач и целей.

  •  День стоял туманный.

  • Сказуемое

  •  Зима вступила в свои права (= фразеологизм).

  •  Музыка будет существовать вечно!

  •  Перед грозой рыба перестала клевать .

  •  Я старался всячески показать своѐ веселье (НО ср.: Она попросила брата показать мне дом).

  •  Правда светлее солнца

  •  Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.

  •  Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.

  •  Жизнь превосходна, полна увлекательных задач и целей.

  •  День стоял туманный.


ЗАДАНИЕ 9 Обособленные члены предложения

1. Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди.

1 . Ягоды , собранные детьми , были вкусны.

2. Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули. (будучи)

2. Она, в длинном нарядном платье,

вышла к гост ям.

3. Дружившие с детства , они никогда не ссорились.

____________________________________

1. Я , как истинный друг , не мог бросить его.

_____________________________________

2. Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд.

1. Очнувшись, я пошел дальше.

3. Остальные братья , (а именно) Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать.

2. Бежал ручей, сверкая и журча.

4. Проводить Алексея пришли несколько соседей - рыбаков.

3.  Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы.

_____________________________________

1.Он читал лёжа (наречие)

2. Он бежал сломя голову . (фразеологизм)

Задания 10

  • Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям.

  • NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания слов:

  • Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, со­гласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуй­ста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать  и др.

  • авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др

  • Указывают оценку меры того, о чем го­ворится.

  • Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений  и др.

  • Показывают степень обычности того, о чём говорится.

  • Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю  и др.

  • Выражают экспрессивность высказывания.

  • По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано  и др.


Задания 12

  • Среди предложений 39–44 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

  • До этого она держала кружку за спиной, 1 и Коля не видел, 2 что она пришла с подарком.



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Мастер-класс "Подготовка к ОГЭ"

Автор: Гусейнова Айшат Мухумаевна

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528847

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства