Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся!
Рада приветствовать Вас на уроке.
II. Вступительное слово учителя
Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. В основном остановимся на комплексном анализе текста. Но прежде чем приступить к основной части урока, я хочу рассказать вам притчу.
- Ребята, что такое притча? (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль))
Чтение и определение основной мысли притчи.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась.
Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»
_ О чем эта притча?
- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?
( Нужно верить в свои силы, должны серьезно относиться к делу и стараться достичь цели. )
- Какую цель вы должны ставить перед собой сегодня? ( успешная сдача ЕГЭ)
-А что нужно делать для этого? Берите за основу притчу. ( Верить в свои силы, ставить цель ребром, стараться, серьезно относиться к предметам.)
У АП Чехова есть очень хорошие слова: « Писать хорошо-это вычеркивать плохо написанное». Конечно, в этой фразе говорится лишь про финальный этап работы над текстом. А для этого надо не сидеть сложа руки целый час, а несколько раз читать текст и свое сочинение. Подумать о чем можно писать и что можно убрать
И мне хотелось бы сегодня организовать работу над текстом так, чтобы в дальнейшем она помогла вам правильно построить свое сочинение- рассуждение.
Разработчики контрольно измерительных материалов (так называемых КИМ) отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов на различные темы.
Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.
о влиянии музыки;
об истинном благородстве;
о сущности человеческой личности;
о внешнем облике и внутреннем мире человека;
о новых технологиях;
о настоящей доброте;
о смысле жизни;
о прошлом и настоящем;
о влиянии живописи на душевный мир человека;
о счастье;
о роли войны в жизни человека:
о ценности детских воспоминаний;
об определении роли Родины в жизни человека;
об отношении людей к судьбе;
об отношении к родителям и др ( слайд 3)
К каждому тексту дается следующее задание
Задание 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ( слайд 4)
Исходя из данного задания сочинение по исходному тексту должно иметь четкую структуру.
План сочинения-рассуждения по заданному тексту.
I. Вступление с формулировкой основной проблемы исходного текста
II.Комментарий к основной проблеме
1й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением
Связка
2й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением
Смысловая связь
I11. Определение авторской позиции.
1V. Изложение собственной позиции:
V. Вывод ( Слайд 5)
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 5 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения и вы теряете 2 балла за 5-й критерий. Это все мы уже знаем.
IV.Работа над текстом « Домской собор» В, Астафьева.
Сегодня для анализа я взяла текст В. Астафьева . Остановимся подробней на каждом из пунктов плана и попытаемся проанализировать данный текст..
(Слайд 6)Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель.. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.
Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки».
Это автор известных нам книг « Царь- рыба», « Прокляты и убиты», «Заветное», Веселый солдат», Конь с розовой гривой», «Так хочется жить» , В книгу « Затеси» вошли лирические миниатюры, которые он вел на протяжении всей своей жизни. Они составили восемь хронологических тетрадей, куда вошли 273 миниатюр , среди которых и « Домской собор». Над этой миниатюрой и будем мы работать.
- Что такое собор? (главный храм города или монастыря)
- Что вы знаете о Домском соборе ?
Домский собор (от латинского в переводе — дом Бога) - это старинный собор, величайший храм Прибалтики, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней., Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле борокко. (итал. barocco, букв. - причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Стиль охватил все виды творчества:литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. )
Внутри Домского собора расположен орган, обладающий неимоверной акустической силой.
Размеры его впечатляют – в ширину инструмент простирается на одиннадцать метров, а в высоту занимает столько же места, сколько девятиэтажный дом, а именно – двадцать пять метров. В конструкции использованы 6718 труб. Орган реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган звучит идеально. Я предлагаю вам послушать эту прекрасную музыку
V. Слушание музыки органа
VI. Чтение текста о Домском соборе (у каждого текст на парте)
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)
VII. Анализ текста
Замечательный текст. Давайте попытаемся понять его. Но прежде чем приступить к анализу проведем словарную работу.
VIII.Словарная работа.
Весталки- жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом.
Рулада- быстро исполненный, раскатистый, виртуозный пассаж( всякая фраза в музыке) в пении, используемый, в основном, в партиях колоратурного сопрано.
Ладан- ароматическая смола, употр. для курения при богослужении.
Бла́говест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения.
. Для того , чтобы правильно понять исходный текст , мы должны себе задать несколько вопросов.
-О чем текст? (Ты увидишь тему).
-Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
-Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
-Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)( Слайд 6)
Итак, теперь рассмотрим подробнее рассказ, который написал Астафьев («Домский собор»).
- О чем же прочитанный текст? (о музыке органа в Домском соборе, об одиночестве героя, о том , что под музыку органа , будто весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...)
- Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? О чем рассуждает?
( О силе музыки, О ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца)
Это есть что? ( Это проблема текста)
- Что мы можем делать , отвечая на этот вопрос?( сформулировать проблему текста)
-Какая проблема поднята в тексте? ( Проблема влияния музыки на человека)
-Еще как можно сформулировать проблему? ( Проблема силы музыки)
- В чем заключается сила музыки?. Докажите примерами из текста.( Перед великой музыкой отступили «душевная смута, вздорность суетной жизни», « перед величием прекрасного» были готовы пасть на колени, покаяться. Все, кроме музыки казалось нелепым и бессмысленным.)
Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? ( Он считает, что музыка обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. воскрешать веру в жизнь.)- Это авторская позиция.
- Найдите цитаты, где выражена позиция автора.( Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то)
Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора.
И далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
- Какие изобразительно- выразительные средства помогают автору более полнее раскрыть проблему текста.? ( Риторические вопросы, риторическое восклицание, однородные члены предложения, градация,( душа,земля, мир) ассонанс, повторы, сравнения и другие)
.IX. Групповая работа.
Итак работа над текстом завершена, давайте напишем сочинение – рассуждения по тексту В.Астафьева о Домском соборе.
Мы распределяемся по группам :
Распределение на группы будет вот в таком порядке. Идут к столу Жамалдинова, Салманов, Сепиханов, Гебекова, Аслангереева, кто набрал количество баллов больше , чем остальные . Они берут карточки, где задание группе и список учащихся.
I группа-. Вступление с формулировкой основной проблемы исходного текста
II. группа - Комментарий к основной проблеме
1й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением
Связка
2й пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением
Смысловая связь
I11группа- . Определение авторской позиции.
1V. Группа -Изложение собственной позиции вывод
Работа учащихся. ( 7 минут)
X. Оценивание сочинения по критериям.
Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Мы оценим полученное сочинение по критериям.
Музыка… Вполне знакомое всем слово. Музыка может быть простой и необычной, быстрой и медленной, классической и современной, но самое главное это то, что музыка всегда несет добро и счастье миру. Все мы живём в мире . В мире, где можно найти невероятное количество прекрасного. А музыка часть - нашей жизни. Без нее красота, мысли, эмоции, фантазии кажутся не такими яркими. Благодаря музыке мы может "окунуться " в мир, где нет никаких скандалов, обид и слез. В мир, где тихо, светло и уютно. Музыка необходима человечеству во все времена. Это великое искусство - ключ к самым глубоким страстям и эмоциям человека
XI. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением о музыке Людмилы Кудряцевой. ( Тихая музыка)
Музыка
О, музыка, – язык любви, Язык всемирного общенья!.. Как звуки вечные твои Нас призывают к пробужденью,
Как наполняют кровь и мысль, Как успокаивают нервы, Когда по залу пронеслись Раскаты двух аккордов первых.
Мгновенно замер зал, затих, – Запели трубы и фаготы, И, словно мужественный стих, Несут воинственные ноты.
Ты, музыка, – язык любви, Созданье божьего свеченья, Как очищаешь душу ты, Как зажигаешь вдохновенье
XII. Домашнее задания : докончить сочинение – рассуждение.
XIII. Рефлексия
Вступление
Музыка – величайшее из искусств, сопровождающее человечество на протяжении всей его многовековой истории. Звуки музыки заставляют замирать от восторга и нежности, окрыляют человеческую душу, приносят мир и покой в суетную людскую жизнь.
Формулировка основной проблемы текста
Именно о способности музыки преображать окружающий мир, исцелять человеческие сердца пишет в своем тексте В.Астафьев.
Комментарий к основной проблеме текста
Автор, размышляя о силе музыки, основывается на своих личных впечатлениях от услышанного «пения органа» в Домском соборе. «Перед великой музыкой отступили «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы,» - вспоминает автор. Музыка часть - нашей жизни. Без нее красота, мысли, эмоции, фантазии кажутся не такими яркими. Благодаря музыке мы может "окунуться " в мир, где нет никаких скандалов, обид и слез. В мир, где тихо, светло и уютно.
Для сравнения обратимся к следующему примеру.
«Перед величием прекрасного» были готовы преклонить колено люди, наполнившие собор, плачущие от «ошеломившей их нежности». Все, кроме музыки, казалось нелепым и бессмысленным. Лирический герой преклоняет свою душу перед собором и от всего сердца благодарит его. Домской собор – это место, где живет нежная музыка, где запрещены все рукоплескания, это дом тишины и спокойствия.
Определение авторской позиции
Позиция автора очевидна, читатель понимает, что В.Астафьев хочет подчеркнуть способность музыки преображать окружающий мир, воскрешать веру в жизнь. «За все, за все благодарю!» - восклицает автор.
Изложение собственной позиции
Я согласна с мнением писателя и считаю, что музыка обладает огромной силой, она способна сделать, хоты бы на миг, человека счастливым, наполнить его душу добротой и покоем.
Музыка необходима человечеству во все времена. Это великое искусство - ключ к самым глубоким страстям и эмоциям человека.
ак правильно понять исходный текст.
О чем текст? (Ты увидишь тему).
Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
Текст
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву- известный советский и российский писатель)