Просмотр содержимого документа
«« Махамбет- поэт, бунтарь и агитатор»»
План внеклассного мероприятия на тему:
« Махамбет- поэт, бунтарь и агитатор»
Слово учителя:
Современник и почти сверстник А.Пушкина Махамбет Утемисов для казахской поэзии, для духовной культуры казахского народа имеет почти такое же значение, как и пушкин – для русской.
В каждом русском сердце живут пушкинские строки о «звезде пленительного счастья», о « гении чистой красоты», о « милости к падшим» и многие другие, которые формируют наряду с прочими духовными ценностями национальный характер.
Человек кипучего темперамента, неукротимой энергии, беспощадной правдивости, завараживающей речи, он стал частицей души казаха, той частицей, которая постоянно будит совесть и призывает к совершенству.
Ведущий: обратимся к истории. Каким был Махамбет в юности, где получил образование. Слово историку.
Ведущий: таков – бунтарь, поэт-агитатор, страстный патриот своей земли. Мятежный дух Байрона повел поэта в отряды греческих повстанцев защищать идеал гордой и свободной Эллады. На земле в то время жил дерзкий и беспокойный Махамбет. Пушкин сочинял « Руслана и Людмилу», делал первые стихотворные строки 9-летний Лермонтов, работал над « Фаустом» Гете.
Не знал их Махамбет. Но воспаленная обидой его душа мучилась теми же вопросами жизни и смерти, « счастья и горя», которые волновали души великих людей.
Слово литературоведу. О трагедии одиночества Махамбет говорит в каждом стихотворении после поражения восстания. Зависть, глупость, сколько людских пороков, терзало благородное сердце Махамбета. Вместе со славой Махамбета, черной тенью бежала за ним злоба, клевета, в низинах рижалась ненависть. Но истинно богатырской широтой души, и гордым осознанием своей правды и истроической значимости этой парвды поэт говорит « Я- это я!»
Ученик читает стихотворение «Мен, мен едім» в переводе на русском языке.
Слово литературоведа: казахскому народу, а точнее, нам молодым знать имя Махамбета, но не знать ни одной его строчки не только стыдно, но и обидно. Переводов великого казахского поэта на русский язык практически нет. Единственная попытка была сделана А. Никольской к декаде казахского искусства и литературы в Москве в 1958 году.
Слово историка: благодаря любви народа к своему поэту, ему многие годы удается уходить от ханских и царских сыщиков, хотя за его голову объявлено вознагрождение в 1000 рублей. Пронзительная нота одиночества становится главной в Махамбетовской песне. Эта нота звучит в жалобе поэта на свою судьбу.Страшное потрясение для поэта- исчезла нажежда, потерялись слова. А как жить поэту без слов, без друга? В этот период он создает стихотворение «Где второй?»( ученик читает это стихотворение)
Поэтическая минутка.Ученики разных классов читают стихи, созданные Махамбетом в этот период его жизни.
Слово учителя: по договоренности, достигнутой между Президентом Казахстана и России, в Санкт- Петербурге состоялось торжественное открытие памятника великому казахскому акыну Джамбулу Жабаеву. Этот памятник символизирует нерушимую дружбу двух народов – русского и казахского. Мы должны гордится своим наследием, которое уважают, ценят и изучают другие нации и народности.
Слово историка: скупы сведения о жизни Махамбета. Известно. Что в 1846 году его все-таки выследили ищейки султана Баймагамбета Айчуакова и отсекли ему голову, чтобы получить за нее обещанные 1000 рублей.
Казахское сердце несет с детства глубоко запавшие строки Махамбета о достоинстве джигита, о преданности своему народу, о ненависти к ханам и султанам. Вся его поэзия, как, впрочем, жизнь окрашена одним событием- антифеодальным восстанием народа в Букеевской Орде в 1835-1837 годах под руководством Исатая Тайманова. Идейным руководителем, агитатором и пропагандистом, комиссаром повстанцев, говоря по современному, был Махамбет. Махамбет не только героц, он и в поэзии оставил яркий след. В своих стихах открыто выступал против хана.
Слово литературоведу. Махамбет убежденный коллективист, как сегодня сакзали бы мы. Он постоянно подчеркивает благо жить среди людей, когда даже « стрелу потеряешь – не трудно, если орда многолюдна». Он верил в силу народа, призывал к сплочению. Вот как он писал о единой орде:
Каленями крутыми усыпаны горы
Слезами густыми усыпано горе
Но есло орда многолюдна
И горы- не горы
И горе- не горе
Стрелу потеряешь – не трудно
Если орда многолюдна.
Погиб Исатай. Восстание подавлено, Махамбет скрывается где-то в далеких аулах.
Слово ведущего. Мы проследили жизненный и боевой, поэтический путь Махамбета. И поняли, что каждый может родиться человеком, но быть человеком трудно, не каждый может пронести звание человека с большой буквы. Говоря языком Махамбета:
« Знай джигит:
Не каждый – человек»
В этих строчках живет призыв- жить честно и в любых случаях оставаться человеком!
Ученик читает стихотворение « Не каждый»
Слово учителя. Существует преемственость поколений. Эта традиция прдолжается. В России проходят дни Казахстана и дни России в Казахстане. Люди изучают нашу историю, удивляются традициям и обычаям наших предков. И интерес к нашему народу, к стране в целом усиливается с каждым годом.
Итог ведущего. Таков он, выдающийся поэт первой полрвины 19 века Махамбет Утемисов. Дитя своего времени, со всеми предрассудками и законами, характерными для него, но силой поэтического таланта и гражданским духом поднявшийся над своим временем, чтобы, как Лермонтов бросить в лицо хозяевам его родной степи « Железный стих»
Школа-лицей №5
Тема : Конкурс эссе «Махамбет-поэт, бунтарь и агитатор- Учитель нации»
Провела: учитель русского языка и литературы Спаганбетова Г.З.