kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Наушабаев «Айдана», С. Дуйсенбиев «Умный шалунишка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ануарбек Таженович Дуйсенбиев первые свои стихотворения написал, когда был ещё школьником. Их опубликовали в республи­канской газете для детей. Позже А. Дуйсенбиев работал в этой га­зете, в детском журнале «Балдырган» и писал весёлые, умные, доб­рые стихотворения о казахстанских детях, о природе Казахстана.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Наушабаев «Айдана», С. Дуйсенбиев «Умный шалунишка»»

Урок 19 Тема: М.Наушабаев «Айдана», С. Дуйсенбиев «Умный шалунишка»

АнуарбекТаженовичДуйсенбиев первые свои стихотворения написал, когда был ещё школьником. Их опубликовали в республи­канской газете для детей. Позже А. Дуйсенбиев работал в этой га­зете, в детском журнале «Балдырган» и писал весёлые, умные, доб­рые стихотворения о казахстанских детях, о природе Казахстана.

Зима в лесу.

Последние птицы на юг улетели,

Последние листья опали с берёз,

Опять закружили по лесу метели,

И первый, несильный, ударил мороз.

И сразу посыпались снега охапки С тяжёлого неба, белы и густы,

И, вздрогнув, по брови надвинули шапки Продутые северным ветром кусты.

И белые шали набросили ели,

И белые шубы осины надели,

А клён-великан облачился в чапан,

Как виды видавший заправский*! чабан.


Лиса пробежала рысцой*, неторопко, Хвостом заметая следы на бегу, - И вот обозначилась первая тропка На первом, блестящем и рыхлом снегу. Промчались куда-то к лохматому дубу Трусливые зайцы, сменившие шубу,

И скрылись за ним

Средь сугробов сырых

Так быстро, как будто и не было их...

Но время пришло,

И затих снегопад,

Всю землю одевший в пушистый наряд. И стало просторно в лесу и светло,

И даже, как это ни странно,

Тепло...

          1. Как ты думаешь, нравится ли поэту зима? Докажи это строчками из стихотворения.

2.           Определи тему стихотворения. Отражает ли тему сти­хотворения его заголовок? Попробуй подобрать другие заголовки.

3.           Какие сравнения, олицетворения использует автор? Назови их.

4.           Выпиши из текста прилагательные к следующим словам: ли­стья, небо, шаль, шуба, снег, дуб, заяц, наряд. Какие из прилагатель­ных являются эпитетами?

5.           Расскажи о зиме в лесу по плану:

а) «Закружили по лесу метели...»

б) Деревья облачились в белые одежды.

в) Лесные обитатели зимой.

г) «И затих снегопад...»

6.           Как ты думаешь, какой снегопад был в лесу? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.

7.           Почему небо над лесом кажется тяжёлым? Как ты думаешь, какого цвета такое небо?

8.           Составь рассказ о зиме в степи. Какие слова и выражения из стихотворения ты сможешь использовать?









Урок 20

Тема: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Цель урока:

Познакомить детей с краткой биографией автора и  рассказомВ.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Задача:

  1. Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;

  2. Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;

  3. Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;

  4. Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;

Оборудование: портрет писателя,  выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова,  цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Встали красиво  и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения. 

II. А.Г.

  1. «Шарик»

  2. Как звенят комарики

  3. Как рычит собака

  4. Как шипит змея

  5. «Жил-был язычок…»

  6. Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.

III. Проверка домашнего задания

-Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.

-Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.

IV. Физминутка

V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.


1.Слово учителя с элементами беседы:

- Ребята, вы любите сказки? (да)
- Чем отличается сказки от других произведений? (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
- Кто пишет сказки? (сказки пишут авторы, составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ? «народные»                                                                                                - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
- Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                             (Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

- Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

- Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

- А кто автор этой сказки?

VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

 Рассказ о писателе. 

Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева  «Дудочка и кувшинчик»

VII. Изучение нового материала 

- Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»

- В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное  высказывание,  и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.

 1. Отработка техники чтения

- При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.

Заглядывала                                Зашевелился

Приговаривала                        Раздвинулась

Разбегаются                                 Мерещится

2. Словарная работа

Видимо-невидимо –очень много

Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком

Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек

На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами

3.  Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

VII. Физминутка для глаз

4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.

- Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)

- Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

- Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)

- Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)

- Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)

- Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)

- А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)

- Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)

- Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)

-С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)

- Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
- Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)

- Какие звания имел старик-боровик? (с.26)

- О чем пожаловалась Женя?

- Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)

- Дал ли старик-боровик дудочку Жене?

- На каких условиях он дол ей дудочку?

- Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.

- Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)

- что предприняла Женя?

- Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?

 - Как поступила Женя на этот раз?

-Дал ли старик-боровик Жене  дудочку и кувшинчик?
- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

- Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

- Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).

- Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

-- Как изменяется  характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.

- Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

-- Чему учит нас эта сказка?

VIII. Физкультминутка

IX. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах

а) Составление картинного плана

б) Работа с пословицами

- Из отдельных слов соберите пословицы.

в)составить план

2) Проверка. 

Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд, там и счастье.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Умелые руки не знают скуки.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

-Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)

- С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?

-Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»

-Почему в народе так говорят о землянике?  (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)

X. Заключительная часть

1. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто автор данного произведения?

- Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»

2. Оценивание

3. Домашнее задание

- пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.



Урок 21

Тема: Ы. Алтынсарин «Чистый родник»

Цели урока:

- содействовать  формированию знаний о творчестве  ЫбраяАлтынсарина, познакомить с произведением «Чистый родник»;

- развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение. Способствовать развитию критического мышления, навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулировать учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез.

– Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.

- воспитывать культуру восприятия художественного слова, содействовать развитию у учащихся нравственных качеств: труда, добра и чистоты помыслов.

План урока:

Организационный этап. Рефлексивная деятельность помогает настроиться на урок.

Этап актуализации знаний.    Графический диктант способствует  развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Работа в парах и критериальное оценивание друг друга позволяет не только выявить уровень усвоения материала, но и создаёт условия для коммуникативной среды, даёт возможность учащимся ответить на вопрос:  «Действительно ли я владею этим навыком?»

Операционный этап (целеполагание).  Работа в группах помогает определить тему и задачи урока, на основе сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулирования  творческого поиска различных вариантов решения задач.

Анализ текста.  На данном этапе урока использовано  диалоговое обучение.  Коммулятивная беседа и активная  форма  работы (групповая работа) дали возможность выявить идею произведения учащимся самостоятельно. Была использована методика «толстых» и «тонких» вопросов. Такая методика позволяет учителю придерживаться  координирующей и направляющей роли, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно мыслить и оценивать свои действия. 

Рефлексионный этап. На данном этапе дети смогли не только самостоятельно оценить своё участие на уроке, но и критически оценить произведение, связать его с современным миром



Урок 22

Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа

I

На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знат­ный человек по имени Байборй. Несметны были его богатства, но не было у него самого главного - детей.

Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места.

После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс.

Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества гостей. Каждому го­стю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и отары.

Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, по­женить детей, когда они вырастут. Байборй с радостью со­гласился.

Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком саксаула. Мать зна­ла, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен был родиться.

И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе

коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту.

II

Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь пре­образился, загорячился, затанцевал под седоком, готовый сей­час же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, корот­кая шерсть заблистала, переливаясь, словно соболиный мех.

Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его про­звучал, словно чужой, когда он молил создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задер­живаться. Привёл в порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от родного дома.

Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он рас­пластался в вольном беге и полетел, словно птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесно­му своду...

III

Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. На­конец перед ним показался высокий курган. Поднялся Алпа­мыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони.

Вдалеке шло несметное войско.

Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что-то твёрдое. Батыр гля­нул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись:

«О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль- баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с




 

собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражес­кой силе. Однажды ночью я убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской - Гульбаршин».

Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за Гульбаршин. Она ка­залась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*.

Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз про­верил оружие и помчался вниз по склону.

Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подо­бралось и было готово к битве.

Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза - Старший, Средний, Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство.

Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться. Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн меж­ду западом и востоком. Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опо­ры переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв.

Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кли­чем воинов Среднего жуза. На врагов мчался Алпамыс. Бай­шубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана, и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой мол­нии, и поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда.

И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны.

А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин. Сердце под­сказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, при­надлежит Алпамысу. Она залилась ярким румянцем и, вол­нуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть.

1.     Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет.

Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью которых описываются сила и храб­рость Алпамыса.

2.           Как ты понимаешь пословицу «Конь - крылья жигита»? Опи­ши Байшубара и используй эту пословицу в своём описании. Вспом­ни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В чём их отличие?

Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои сравнения, введи их в описание Байшубара:

Шерсть заблестела, словно...

Байшубар полетел, как...

3.           Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою невесту, когда прочитал письмо? Почему?

4.           Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнива­ется войско жунгар перед началом боя? Почему?

5.           Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя опорами очага?

6.           Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения:

Батыр врезался в ряды врагов, словно...

Он был подобен...

Стальной меч мелькал в руке батыра, словно...

С каждым взмахом меча враги падали, будто...

Батыр сверкал, подобно...

Он поражал врагов, словно...

  1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.



Урок 23

Л. Яхнин «За что любит мама», Т.Ефимова «Дружок»

Цели:

приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;

продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;

развивать технику чтения в соответствии со спецификой произведения;

развивать мышление, речь;

обогащать словарный запас учащихся;

учить анализировать, строить аналогии, обобщать;

воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, к Родине;

воспитывать уважение и гордость к богатству творческого наследия России.



Оборудование:

аудиозапись мелодии,

видео СД “Песня мамонтенка”,

рисунки учащихся “Портреты мам”,





Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой

-Выберите сердечко которое ближе к вам по душе. ( красное, желтое, голубое).

-Что символизирует сердце? Конечно, любовь. И мы не раз ещё услышим это слово сегодня.

2. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения « Зима недаром злится..»

3. Работа над новым материалом.

- Я сейчас загадаю загадку и вы отгадаете тему урока.



Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

(Ответ: Мама дорогая)



-А какие ассоциации вызывает у вас слово мама?

Весна – замечательное время года! Ребята, приближается весенний праздник. Какой? И поэтому мы будем говорить сегодня о маме.



Ученик:

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

в темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя всё время

Мамочка люблю.

Вот и солнце встало,

Вот уже рассвет,

Никого на свете

Лучше мамы нет!



4. Работа по теме урока.

А) Знакомство с писателем Ю. Яковлевым.

Б) Словарная работа – БАГУЛЬНИК.

В) Чтение текста под мелодию.

- Ребята я сейчас прочитаю текст. Вы послушайте и ответьте на такие вопросы.

- Что делает мама для своих детей?

- Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?

(ответы детей)

Г) Повторное чтение.-Вы сейчас прочитайте текст и найдите слова, которые говорят какая мама, что она делает.

Составление СИНКВЕЙНА.



Д) -Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.

Скажите, ребята, а что излучает мама. (добро, тепло, ласка)

(учитель записывает на доске эти слова вертикально. Ученики по учебнику составляют эти слова)



Музыкальная минутка: дети поют “Песенку Мамонтенка”.



4. Повторная работа по тексту.

А теперь поиграем в игру «Кто быстрее». Вам нужно будет в тексте найти слова на определенную букву.

Р О Д И Н А

- Какое слово получилось? ( РОДИНА) А как вы думаете. Почему Родину сравнивают с матерью? Найдите в тексте, что написано о Родине.

Конечно, не зря говорят Родина мать – умей за нее постоять.



5. Чтение стихотворения о маме.



1/Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете Мама.

2/Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя?

Это Мамочка моя.

3/Книжки вечером читает

И всегда всё понимает,

Даже если я упряма,

Знаю, любит меня Мама.

4/Никогда не унывает,

Что мне надо, точно знает.

Если, вдруг, случится драма,

Кто поддержит? Моя Мама.

5/Я шагаю по дорожке,

Но устали мои ножки.

Перепрыгнуть через яму

Кто поможет? Знаю — Мама.



Посмотрите на портреты своих мам. Закройте глаза. Постарайтесь услышать мамин голос.



И у вас на партах лежат листочки напишите текст поздравительной телеграммы. И нарисуйте свою любовь к маме.

Авторский стул. (Защита работ)



6. Итог урока



Что вам больше всего запомнилось на уроке? Кто понравился больше всего? Чьи ответы были самыми лучшими? Кто читал выразительно?

7. Домашнее задание

Найдите произведения, посвященные мамам. Это могут быть стихи, рассказы, иллюстрации картин.





Урок 24

Тема: К. Ушинский «Пчёлки на разведке».

Цель: расширить и углубить знания о творчестве К. Ушинского, особенностях его произведений, рассказать о жизни пчёл, пользе, которую они приносят окружающим, продолжить формирование навыка осознанного и выразительного чтения; развивать у учащихся логическое и абстрактное мышление, зрительную, слуховую и долговременную память, речь, любознательность; воспитывать устойчивое внимание, аккуратность, любовь и бережное отношение к природе.



I. Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

а) Чтение наизусть одного из стихотворений (А. Блок «Ворона», Н. Сладков «Скворец – молодец», В. Жуковский «Жаворонок»)

б) Слушание рассказа о том, как птицы встречают весну в Казахстане.

в) Подведение итогов подготовки домашнего задания.

Владимир Моисеев в своей книге «Наедине с природой» описал растительный и животный мир. Как же встречают весну птицы в Казахстане?

«Райская мухоловка – яркая птица. Питается бабочками, которых ловит на лету. Но что удивительно: она ловит не всех бабочек, а только с ярким рисунком или большого размера (бабочка – махаон, перламутровка).

Индийские воробьи строят на высокоствольных тополях гнёзда – муфты в шесть, а то и в двенадцать «этажей». Чтобы накормить прожорливое потомство, они беспрерывно летают над травой, чтобы поймать саранчу или зелёных кузнечиков.

На макушке тополя вьют гнёзда иволги. Их пронзительный крик, похожий на кошачий визг, далеко разносится по горам.

На рекой на иве висит гнездо – рукавичка. В нём живёт крохотная птичка – ремез.

Прилетела стая кекликов-самцов. Они токовали, звали невидимых подруг. Курочки в это время сидели на яйцах или водили только что появившихся на свет пёстреньких цыплят.

Плавно опустился на каменистый берег чёрный аист. Птица выглядит необыкновенно элегантно. Чёрный сюртук, отливающий зелёным и красным блеском, дополняет белоснежная манишка. Чёрный аист сторонится людей, за что назвали птицу монахом. Живёт в труднодоступных ущельях гор вблизи воды. На скале строит гнездо. Вырастив потомство, взрослые птицы покидают друг друга и живут до следующей весны одиночками. В поисках пищи чёрный аист бродит по речным перекатам, ловит рыбу. При встрече с аистихой монах издаёт слабые звуки, берёт на берегу камешек, подбрасывает его вверх и, поймав, кладёт к ногам подруги. Так он приглашает её принять участие в весенних играх...»

Обо всех остальных птицах вы узнаете, прочитав книгу В. Моисеева, где он описывает свои путешествия.

III. Вступительная беседа.

- Послушайте загадку, чтобы узнать, о ком мы будем сегодня читать.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела)

- Сегодня на уроке мы будем читать произведение о пчёлках. Их можно назвать настоящими труженицами. Именно про этих насекомых написано немало стихотворений. Как вы думаете, почему?

- Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова. В каких строчках заключена основная мысль?

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок,

Подлетает к ней комар:

-Что ты ищешь там?

- Нектар.

- А тебе не надоело?

- Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят делом,

Некогда скучать!

- В каких строчка заключена основная мысль? ( Тому, кто занят делом, просто некогда скучать!)

IV. Подготовка к восприятию произведений.

Написал рассказ К. Ушинский.

-Какие произведения К. Ушинского вы уже читали?

-В чём особенность этих произведений?

Рассматривание иллюстрации в учебнике (перед текстом). Прогнозирование.

-Что изображено на картинке?

-Как вы думаете, о чём этот рассказ?

V. Работа над произведением.

1.Словарная работа: разведка, улей - специальный ящик для пчёл.

Целевая установка до чтения: Зачем пчёлки полетели на разведку? Что они искали?

Чтение рассказа учителем.

Проверка восприятия.

- Понравилось вам произведение? Что запомнилось больше всего?

- Где и когда происходят события?

- Кто главные персонажи рассказа?

- Куда полетели пчёлки?

- Зачем пчёлки полетели на разведку? Что они искали?

2. Повторное чтение рассказа учащимися.

3. Беседа по содержанию.

-Какие признаки наступления весны перечислены в рассказе?

-Какие слова подобрал Ушинский, чтобы красиво описать весеннюю природу?

-Что увидели пчёлки, когда выглянули в окошечко?

-Зачем пчёлки полетели к яблоньке?

-Найдите в тексте и прочитайте, что ответила им яблонька.

-Что ответила пчёлкам вишня?

-Куда ещё летали пчёлки? Прочитайте это из текста.

-Почему пчёлки были печальными?

4. Чтение по ролям разговора пчёлок с яблоней и вишней.

-Что обрадовало пчёлок?

-Какими вы себе представили пчёлок? (Маленькие, суетливые, печальные, голодные...)

В весенний день пчёлы собирают с цветов нектар и пыльцу. За день одна пчела облетает почти 1500 цветков, и там, где она побывала, цветок вырастет особенно красивым и душистым.

Пчёлы – трудолюбивые насекомые. Они живут семьями по 60-80 тысяч. В пчелином домике – улье – для всех работы хватает. Как только родится молодая пчёлка, ей поручают чистить улей: проветривать его и подметать. Делает это пчёлка, махая крылышками. Потом она становится нянькой и кормилицей личинок. Ещё через несколько дней ей доверяют строить соты и принимать нектар, который приносят старшие пчёлы. И только после этого ей разрешают самую почётную работу – сбор мёда.

Как только утром обсохнет роса на траве, пчёлы вылетают за добычей. За день каждая пчёлка-сборщица прилетит в улей 50-60 раз, принося в зобике нектар.

Пока одни пчёлы собирают нектар, другие заняты сбором пыльцы. Из нектара получается мёд, а из пыльцы – корм, его называют хлеб для личинок.

В пчелиной семье есть пчёлы-разведчицы. Они мёд не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнёт танцевать. По её танцу-полёту другие пчёлы всё поймут.

Всё лето трудятся пчёлки, не зная отдыха, чтобы запасти столько мёда, чтобы хватило не только на зимовку, но и для нас».

-Посмотрите на иллюстрацию после текста. Какими словами из текста её можно подписать?

-Какую иллюстрацию нарисовали бы вы?

-Найдите в рассказе начало, развитие событий, концовку.

5. Деление текста на части и озаглавливание частей.

  1. Пчёлки проснулись.

  2. За помощью к яблоньке.

  3. Разговор с вишней.

  4. Встреча с тюльпаном.

  5. Тёмно-синий цветочек.

6. Пересказ текста по плану (можно дать полный или выборочный пересказ).

-Назовите идею этого произведения.

VI. Подведение итогов урока.

- Какую пользу приносят пчёлы?

- Чему учат произведения К. Ушинского?



Урок 25

Тема: Д.И. Тихомиров «Находка», Ф. Тютчев «Узоры весны»

Цели урока.

Познавательные: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Развивающие: развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения, развивать логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение общаться и сотрудничать.

Оборудование: магнитофон, компьютер, фонограмма цикла “Времена года” (Весна) П.И. Чайковского, запись голосов весеннего леса, презентация картин художников о весне.

Ход урока

Речевая разминка (чистоговорка). Слайд (Презентация)

На-на-на к нам уже пришла весна.
Ло-ло-ло и на улице светло.
Чи-чи-чи к нам уже летят грачи.
Ру-ру-ру рады солнцу и теплу.

Актуализация знаний.

Загадки.

Всё вокруг бело и снежно,
И узор на стёклах нежный,
На коньках бегут, на лыжах,
И дома в снегу по крыши,
Вся белым – бела природа.
Это что за время года?(Зима)

Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели
Небо чисто-голубое,
Что с природою такое? (Весна)

Развитие логического мышления: (карточки на доске).

Найдите верные пары слов, объясните свой выбор:

Лето – весна

Зима – весна

Лето – зима

Весна - осень

Какая пара слов соответствует наступившему времени года? (2)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, мы познакомимся с произведениями художников, поэта и композитора, которые в своих произведениях воспевали весну.

Чтение текста на стр. 108.

- Что вы поняли из прочитанного?

Автор этих строк зашифрован на экране. Угадайте, как надо читать слоги, чтобы узнать имя автора? (Через круг). Cлайд

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Определим цели нашего урока. Для этого необходимо сопоставить карточки со словами (работа по рядам).

Слайд (открывается по мере называния целей урока).

Чтение загадок на стр. 109.

- О каком времени года эти загадки? (О весне)

По каким приметам мы узнаём о наступлении весны? (Ответы детей)

Чтение учителем стихотворения: Слайд

Учитель: Говорит Весна!
- Сестра, уходить тебе пора
А Зима в ответ:
- Нет, нет, нет, нет!
А с крыши капает вода:
- Да, да, да, да!
Тают горки во дворах:
- Ох! - Ах!
- Ах! - Ох!
- Вот так! - Так вот!

- Назовите главных персонажей этого стихотворения. (Зима и Весна)

- Почему их имена написаны с большой буквы?

- О чём это стихотворение?

А теперь прочитаем его по ролям:

1 ряд - автор,

2 ряд - весна,

3 ряд - зима.

(Чтение стихотворения по ролям)

Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

Первичное чтение стихотворения “Зима недаром злится…” учителем. Стр.110.

- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

Словарная работа.

Какие слова вам были непонятны? Обратимся к словарю: стр. 215.

И ВСЁ ЗАСУЕТИЛОСЬ – всё беспорядочно, торопливо задвигалось.

НУДИТ, ХЛОПОЧЕТ, ПУЩЕ, НАПЕРЕКОР.

ФИЗМИНУТКА Слайд (бабочка)

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка летит и вьётся.
И порхают у цветка
Все четыре лепестка.

Подготовка к чтению стихотворения.

Наращивание гласных и согласных: (чтение слов со слайда). Слайд

Дар – даром – недаром

Зло – злая – злила – злится

Стук – стучи – стучит – стучится

Суета – суетись – суетилась – засуетилась

Бесит – бесился – бесилась – взбесилась

Краса – красна – прекрасна – прекрасное

Мыл – мыла – умыла – умылася.

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение и найдите слова, описывающие Зиму и Весну.

- Какие два времени года сопоставляет поэт в своём стихотворении?

подберите из текста слова для каждого времени года.

Слайд (по ходу ответов детей на слайде появляется запись)

Зима
злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась

Весна
хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

- Какими словами поэт оживляет Весну и Зиму?

- Весну не только видно, но ещё и слышно. Как поэт описывает звуки весны? (Жаворонки в небе уж подняли трезвон)

Выразительное чтение стихотворения детьми, разбор четверостиший.

1 четверостишие:

- Почему злится Зима?

- Какие изменения происходят с приходом Весны?

3 четверостишие:

- Как Зима противостоит Весне?

- Как Весна реагирует на проказы Зимы?

4 четверостишие:

- Как автор описывает Зиму? (Ведьма злая)

- Почему Зима взбесилась?

- Что она сделала напоследок?

- Какие слова нашёл автор для Весны? (Прекрасное дитя)

5 четверостишие:

- Почему Весна стала лишь румяней?

- Послушайте ещё одно стихотворение о маленьком чуде весны – подснежнике. Оно прозвучит на фоне презентации о подснежниках в сопровождении произведения П.И. Чайковского “Песня жаворонка”

Подснежник. З. Александрова (читает ученица)

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.

Должно быть, сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора!

И вылез! Но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь,
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.

Потом вздохнула, пожалела:
“Уж больно тонок ты, дружок!”
И вдруг пошёл пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.

Он падал, занося дорожки.
Опять зима, а не весна!
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,
Головку слабую склоняя,
Сказал: “Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!”.

- Какое настроение вызывает у вас наступление весны? (Ответы детей)

- В народе о весне говорят так:

Задание: соберите пословицу. (По рядам на карточках)

Творческое задание по группам.

Сочинить четверостишия на предложенные рифмы:

Кочки – цветочки

Снежок – лужок

Солнышко – зёрнышко

Лужицы – кружится

Льётся – смеётся

Ребята – зверята

Весна – красна

Тихо – зайчиха

Дружок – снежок

Дорожки - ножки

Чтение творческих работ учащимися.

Учитель: я хочу прочитать стихотворение собственного сочинения о наступлении весны.

Наступление весны

Уходить Зима не хочет,
Злится, дует, снег метёт.
А весна над ней хохочет,
Ручейками песнь поёт.

Ночью ручейки замёрзнут –
Зимушка в ладоши бьёт.
Но пригреет только солнце,
Воробей из лужи пьёт.

Разрастаются проталины
Снега меньше с каждым днём.
И уже сосульки стаяли –
Нет капели за окном.

Сдаст Зима свои позиции
И на север уползёт,
А Весна с гонцами – птицами
Весть по миру разнесёт.

И вздохнёт природа радостно,
Зелень выпустит свою.
Тут покроет луг ромашками,
Там устроит тень в бору.

Пустит в ручейки кораблики
Мотылькам отдаст цветы,
Дождь украсит яркой радугой –
Станет чудом красоты.

Итог урока.

- Закончите предложения:

Сегодня я на уроке…

Мне понравилось…

Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.



Урок 27

Тема: Л.Н. Толстой «Птичка», Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

Тип урока: урок – ролевая игра. Интегративная связь с уроками музыки, риторики.

Цель урока: формирование чувств, опираясь на внутреннее состояние человека.

Задачи урока.

Предметные:

  • активное участие в ролевой игре;

  • развитие умения вычленять в тексте необходимые фрагменты для ответа на вопрос;

  • развитие монологической речи;

  • обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека;

  • развитие умения определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение.

Метапредметные:

  • развитие умения доказывать свою точку зрения;

  • развитие коммуникативных навыков общения;

  • развитие умения соотносить звуковые и зрительные впечатления.

Личностные:

  • Формирование основ нравственного самосознания личности (нравственный самоконтроль, выполнение моральных норм и нравственная оценка своих и чужих поступков).

Структура урока. Время 45 мин.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Мотивационный этап (6 мин.):
– постановка целей и задач урока;
– шифровка;
– слово учителя о Л.Н.Толстом.

3. Первичный синтез (10 мин):
– слушание и осмысление;
– оценивание выступлений учащихся;
– ответы на вопросы.

4. Тихая пауза (2 мин).

5. Анализ поступков героев рассказа (15 мин);
– творческая работа в группах (5 мин):
–  защита читательского мнения (10 мин).

6. Музыкальная пауза (2 мин.).

7. Словарная работа (2 мин.).

8. Подведение итогов.

9. Оценивание учащихся. Рефлексия (6 мин)

Оборудование урока:

Технические средства: мультимедийный экран, магнитная доска, презентация к уроку (с музыкальными файлами – запись песни Ю. Этина “Дорога добра” и музыкальной композицией AveMarija)

Дидактические средства: модель человека (фигурка), модель “дороги в будущее”, слова для работы на магнитной доске, карточки с творческими заданиями, шифровка, памятки оценивания № 1 и № 2, учебники литературного чтения.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

Вы все сегодня участники ролевой игры: чтецы, которые готовились к чтению заранее, “критики”. Нам потребуются и другие лица. Как вы думаете, тяжело ли войти в роль героев рассказа.
– Какова роль судьи?
– Кто такой адвокат?
– Какая общая цель нашего урока?
– Зачем нужен этот урок каждому из вас?

Предположительные ответы детей:

– Судья будет судить главного героя рассказа.
– Адвокат – это защитник.
– Чтецы прочитают выразительно рассказ.
– “Критики” оценят выступления товарищей.
– Мы будем обсуждать героев рассказа.
– Нам нужно понять, чему учит рассказ.
– Нужно не бояться говорить вслух свое мнение.
– Я думаю, что урок будет интересным.

2.Мотивация.

О том, что Земля – наш общий дом, что надо беречь все живое, говорили на уроках риторики и рисования. Каким нужно быть человеком, чтобы сохранить красоту природы, поговорим сегодня.

Перед вами портрет писателя Л.Н. Толстого. (Слайд 2.) Он жил в 60-е годы 19 века, больше 100 лет назад. Открыл школу для крестьянских детей и писал для них поучительные рассказы. Вы недавно познакомились с его рассказом “Косточка”. Сегодня знакомимся с другим рассказом этого автора. Расшифруйте его название.

Шифровка лежит на парте у каждого ученика.

П h R I т u s n и u g f ч v w r к l j а (Нужно догадаться зачеркнуть иностранные буквы.)

Молодцы, это рассказ “Птичка”. (Слайд 3.)

3. Слушание и осмысление.

Рассказ читается у доски (3 человека, чтецы готовились заранее).

Спасибо, ваше чтение оценят наши “критики” (двое детей в роли “критиков” заранее готовят журнал оценивания).
– Как оценили чтецов критики? Какие оценки поставили за чтение?

Памятка критика. (Слайд 4.)

Обращение ко всем:

Почему рассказ называется “Птичка”? Ведь в рассказе главные герои – люди?
Птичка –это тоже живое существо. Она главный герой рассказа.
– Поделитесь вашими первыми впечатлениями. Что вас особенно взволновало?
– Меня взволновал отрывок…(зачитывает). Я особенно переживал, когда…

Катя:

– Сережа был слишком беззаботным, легкомысленным. Он думал, что чиж – это игрушка, поиграл, надоела, можно бросить. А чиж – это живое существо.

Миша:

– Сережа забыл про чижа, а ведь за ним надо ухаживать. Он был не готов к такому ответственному поручению, он был еще маленький и глупый.

Вова:

– А мы считаем, что чижа нельзя было вообще ловить, он привык жить на воле, пел песенки, может, у него было свое родное гнездо где-то. Поэтому-то чиж так рвался из клетки.

С кем согласен писатель: с дядей Сережи, подарившим сетку, или с мамой, которая сказала: “Не хороша игрушка”?

Дети при ответе пользуются словами со (Слайда 5.)

– Я думаю… Я считаю… Мне кажется…
– Мы думаем, что мама права, так как игрушка действительно не хороша.
– Почему погиб чижик? Обсудите этот вопрос в паре. Готовность к ответу покажите “домиком” (дети поднимают руки вместе, образуя ворота).
– Мы думаем… Мы решили …Мы считаем…

(Отвечая, дети пользуются словами-помощниками наСлайде 5.)

упрямый безответственный маленький беспомощный беспечный легкомысленный глупый

“Критики” высказывают свое мнение, отмечают лучшую пару, индивидуальные ответы детей.

4. Тихая пауза. Музыкальная композиция № 1.

Мы сейчас закроем глаза и подумаем, что же почувствовал мальчик, когда увидел утром погибшую птичку.

На (Слайде 6.)появляются слова-помощники: страх, боль, печаль, радость, горе, раскаяние, угрызения совести.

Дети выбирают нужные слова для ответа. Остальные соглашаются с выбором или не соглашаются.

5. Анализ поступков героев рассказа.

Теперь представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: “ Если бы я был...”

Каждой группе дается карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа:

1-я группа “ Если бы я был дядей Сережи, то я бы …”

2-я группа “ Если бы я была мамой Сережи, то …”

3-я группа “ Если бы я был Сережей, то …”

4-я группа “ Если бы я был адвокатом (защитником) на суде, то я бы защитил…”

5-я группа “ Если бы я был судьей, то я осудил бы …” (костюм судьи, папка готовятся заранее)

6-я группа “Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…”

Работа в группах по 4 человека. Защита читательского мнения. От каждой группы выступает ученик и защищает мнение своей группы, представляя себя в роли Сережи, чижа, мамы, дяди, судьи и адвоката.

Артем:

– Если бы я был судья, то осудил бы дядю Сережи за плохой подарок: нельзя дарить детям сетки для птиц!

Маша:

– Я осуждаю маму Сережи за то, что она не смогла убедить сына выпустить чижа.

Настя:

– Я осуждаю Сережу за то, что он поймал птицу, лишил ее свободы. Потом плохо ухаживал за ней.

Кирилл:

В роли судьи.

– Все эти люди виновны в гибели птички. Сережа виноват больше всех. Его ждет наказание – муки совести. А совесть может грызть хуже зверя, она беспощадна. Он больше никогда не будет ловить птиц. Будем надеяться, что он исправится.

Андрей:

В роли адвоката.

– Если бы я был адвокат, я бы защитил дядю. Он считаю, что он не виноват в гибели чижа. Может, он хотел, чтобы Сережа полюбил птичку, научился ухаживать за ней, поить, кормить, чистить клетку. Ведь многие люди держат у себя птиц и других домашних питомцев.

Дима:

В роли чижа.

– Я жил в лесу и любил солнышко, прыгал с ветки на ветку, пел песенки. Однажды мы с другими птичками полетели к дому человека поклевать зернышки. Я хотел поклевать зернышек, но тут сверху на меня упала какая-то сетка. Я попался в ловушку! Прошу вас, выпустите меня! Я хочу на волю!

Анна:

Роль мамы.

– Если бы я была мамой Сережи, я бы уговорила Сережу выпустить чижа на волю из клетки. Сережа очень упрямый, но нужно, чтобы он сам понял и исправил свои ошибки. Ведь ему жить дальше!

Коля:

В роли Сережи.

– Я очень виноват, простите меня. Я не хотел смерти этой птичке. Я просто хотел держать ее у себя, ухаживать за ней. У нее так билось сердце! А потом она умерла из-за меня. Я больше никогда не буду ловить птиц!
Спасибо за то, что вы были активны и искренни, высказывая свое читательское мнение. Вы уже знаете, что существует для каждого человека суд совести. Кто согласен с судьей? Кто согласен с адвокатом? Почему?
Я согласен с судьей, так как считаю
– Я согласен с адвокатом, т. к…
– Можно, я тоже выскажу свое читательское мнение?

Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом “Птичка” через века, чтобы мы с детства шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.

6. Музыкальная композиция № 2. (Слайд 7.)

Прочитайте вопрос про себя. Послушаем песню “ Дорога добра”. Вслушаемся в слова этой песни, они и должны стать ответом на вопрос.

После прослушивания дети высказываются.

7. Словарная работа.

На дополнительной доске появляется модель человека и модель дороги в будущее.

Какие хорошие качества мы будем воспитывать в себе и возьмем их с собой в будущее?

Дети выбирают слова на карточках и располагают их на модели дороги магнитами, остальные карточки снимают с доски.

Честность сердечность зависть

Доброта забота беспечность

Злоба дружелюбие справедливость

Жестокость лживость ответственность

8. Подведение итогов.

Подведем итоги урока. (Слайд 8.)

9. Оценивание.

– Слово предоставляется “критикам” для оценивания по памятке.

На альбомном листе “критики” выставляют оценки, выступивших по ролям, выбирают самый интересный ответ урока.

Давайте оценим и “критиков”. Справились ли они со своей работой?

Вывод. Ответили ли мы на главные вопросы урока? (Слайд 9.)

Понравился ли вам урок? Что бы вы хотели изменить в этом уроке или предложить что-то новое?
– Нам понравился урок, потому что он заставил нас думать.
– Этот рассказ заставляет меня задуматься о том, что человек может погубить маленькую жизнь. А он должен беречь все живое.
–Л.Н.Толстой учит нести ответственность за свои поступки, учит тому, какой должна быть семья, как правильно воспитать маленького человека.



Урок 28

Тема:К.Ушинский «Четыре желания».

Цель урока: познакомить учащихся с произведением о временах года.

Задачи:

  • Обучающие: дать представление о временах года в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП; формировать умение работать с текстом.

  • Развивающие: учить анализировать, выделять смысловые единицы, строить предположения и собственные высказывания, совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.

  • Воспитательные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, самостоятельно планировать свою работу; воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; развивать устную и письменную речь.

Приёмы ТРКМЧП: корзина идей, чтение с остановками, синквейн.

Оборудование:презантация «Времена года» (у автора), компьютер, экран, тетради.

Информационные ресурсы:

  1. Рыбакова А.В., Артемьева Т.В. Учебник «Парус» для 2 класса чувашской школы.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2005.с. 56-58.

  2. Толстой Л.Н. Сказки, пословицы, загадки. – Москва: Изд-во «Детская литература», 1988г.

Ход урока.

Организационный момент.

Ученики:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

- Начинаем наш урок. На уроке мы постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесёт вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.

(Проверка готовности к уроку)

Стадия вызова.

1. Сообщение темы урока.

-Мы сегодня начинаем изучать раздел «У природы нет плохой погоды». У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.

- Какие желания есть у вас? Запишите свои желания в тетрадях.

- А теперь поделитесь с нами вашей мечтой.

(Мечты детей записываем на доске)

- Сегодня мы с вами познакомимся произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».

2. Метод «Корзина идей».

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе? Запишите свои идеи в тетрадях.

- Обсудите со своим соседом вашу информацию.

- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)

Стадия осмысления.

1. Чтение с остановками.

Текст рассказа К.Ушинского« Четыре желания».

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время зима была!

- Запиши своё желание в мою записную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Остановка:

- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?

Примерные ответы детей записываем на доске. (Весна, лето, осень).

- Как вы думаете, а что будет дальше?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Придумайте конец рассказа. Запишите свои концовки в тетрадях.

2. Чтение текста до конца.

Словарная работа.

Объясните значение следующих слов. Переведите на родной язык:

  • румяный – красный

  • желание -…

  • пёстрый - …

  • сенокос - …

- Было ли в тексте для вас что- то не понятно.

3. Физкультминутка.

4. Давайте вернёмся к вашим предположениям.

-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?

5. Проверка понимания текста:

- О чём говорится в тексте?

- Почему Мите понравились все времена года?

- Какая была главная мысль текста? Эту мысль запишем в тетрадях.

6. Закрепление. Просмотр презентации «Времена года».

- Давайте побываем в гостях у разных времён года.

Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воде и под водой – всюду кипит жизнь.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться.

Природа хороша во все времена года!

Сошлись как-то вместе четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето и Осень.

1 слайд. «Зима».

Снег на полях,
лёд на реках,
вьюга гуляет.
Когда это бывает?

- Правильно, зимой.

- Кому нравится зима?

- Почему?

2 слайд. «Весна».

Тает снежок,
ожил лужок,
день прибывает.
Когда это бывает?

На слайде появляются картины о весне. Дети рассказывают о весне.

3, 4 слайды «Лето», «Осень» – аналогичная работа.

5 слайд. «Вывод».

- Как вы думаете, какое время года самое важное?

Вывод: Все времена года нужны и важны!

(Появляется вывод на слайде).

Стадия рефлексии.

1. Синквейн.

Заканчивая разговор о временах года, я предлагаю вам написать синквейн.

Синквейн- это стихотворение- миниатюра из 5 строк, которое имеет определённое строение.

  • 1 строка - тема синквейна (1 имя существительное в начальной форме).

  • 2 строка - характерные признаки предмета (2 прилагательных).

  • 3 строка - характерные действия или состояния предмета (3 глагола).

  • 4 строка - что автор думает?(фраза из 4 слов).

  • 5 строка –новое звучание темы(синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Зима
Снежная, студёная.
Щиплет, румянит, веселит.
Радость для всех детей.
Мороз.

2. Домашнее задание.

- Дома найдите и прочитайте разнее произведения о временах года.

3. Подведение итогов.

- Что вы сегодня нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Какие трудности встретились?

- Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.



Урок 29

Тема: По Г. Скребицкому «Приход весны»

Цель урока: формирование навыка беглого осознанного выразительного чтения сказки.
Задачи:
обучающие:
- формировать навык выразительного чтения по ролям;
- формировать представление образов героев сказки;
- учить анализировать данное произведение;
- объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.
развивающие:
- совершенствовать память, развивать внимание, мышление, воображение;
- развивать связную устную речь учащихся;
- активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
- формировать монологическую и диалогическую речь учащихся.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к родной природе;
- пробуждать интерес к предмету;
- воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы.

I. Организованный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада нашей встрече, встрече с нашими гостями, хорошей погоде.
- Скажите, чему рады вы? (ответы учащихся)
Я надеюсь, что у всех у нас будет хорошее, приподнятое настроение.
II. Постановка учебной задачи.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят...
- Слышишь? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек  (учащиеся читают по одному стихотворению на весеннюю тему, на фоне чтения негромко звучит мелодия пьесы П.И. Чайковского «Времена года»).
Сегодня чудесная весенняя погода, тепло улыбается солнышко и, чтобы вам стало чуточку теплее, оно подарило каждому свои частички. Мы продолжим говорить о весне, о том, как радуется ей все живое, узнаем, чья же песня стала весенней, пополним выставку рисунков.
III. Проверка домашнего задания.
1.Работа по вопросам.
Какое произведение читаем?
Кто автор?
Кто главные герои сказки?
Почему название времен года -  зима, весна -  даны в тексте с заглавной буквы?
С какими трудностями столкнулась Весна?
2.Речевая разминка.
давайте поможем Весне и громко позовем ее
Весна, весна красная,
Приди, весна ясная! (чтение сильным учеником; хором)
Прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке; выделяя голосом первое слово.
3. Чтение по ролям.
Найдите и зачитайте в 1 части, как автор называет весну. (Весна - Красна).
Как вы думаете, почему?
Какой мы представляли ее?
Какой представляли Зиму?
Кто просил Весну поскорее вступить в свои права?
Послушаем разговор Весны, Зимы и птиц. Но прежде вспомним, как нужно говорить слова Весны - умоляюще, Зимы - ворчливо, птиц - с просьбой (инсценировка отрывка).

К кому обратилась за помощью Весна? Чтение 1 части по ролям. Как вы думаете, почему дятлу, синице не удалось прогнать Зиму?
- Какие еще птицы хотели помочь Весне?
- Найдите и зачитайте, почему славки, малиновки, соловьи не могли помочь Весне?
- Молодцы, ребята!
IV. Физкультминутка.
Все с нетерпением ожидают приход весны и радуются солнечным дням. У каждого из вас есть частица солнышка, но если мы их все объединим, то у нас солнце станет еще ярче (учащиеся по очереди выходят к доске и «складывают» из частей солнце).
Тепла от нашего солнышка хватит на всех, и его лучи согреют всех присутствующих на уроке.
V. Работа над произведением (2 часть).
Кто же помог Весне прогнать Зиму? Об этом мы узнаем, дочитав сказку до конца.
1. Словарная работа.
Но прежде, чем начать читать, разберем некоторые слова:
бурая (трава)
затрепетала
трущобы
2.Первичное восприятие текста.
- Сядьте удобнее, послушайте внимательно продолжение сказки и подумайте, как же удалось прогнать Зиму? (учитель читает текст).
- Кто же помог Весне прогнать Зиму?
З.Работа над содержание текста.
- Ребята, самостоятельно прочитайте текст и найдите отрывок, где говорится о том, как жаворонок спел свою первую песенку?
- Зачитаем этот отрывок еще раз.
- Что услышали все в этой песенке жаворонка, зачитайте.
- Кого разбудила песенка жаворонка, зачитайте.
- О какой народной примете, мы можем говорить, прочитав эту сказку?
- Кому из героев сказки вы сопереживали?
- Почему?
- Какова главная мысль сказки?
Наш урок подошел к концу. За активную работу получают оценки за выразительное чтение.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что было интересным?
Значить, урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.
4.Домашнее задание.
1 группа - читать 2 часть и подготовить рассказ о том, как жаворонок спел свою первую песню.
2группа - читать 2 часть, подготовить рисунки о весне.



Урок 30

Тема: К. Ушинский «Весной на реке»

Цель урока: познакомить учащихся с произведением о временах года.

Задачи:

  • Обучающие: дать представление о временах года в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП; формировать умение работать с текстом.

  • Развивающие: учить анализировать, выделять смысловые единицы, строить предположения и собственные высказывания, совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.

  • Воспитательные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, самостоятельно планировать свою работу; воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; развивать устную и письменную речь.

Приёмы ТРКМЧП: корзина идей, чтение с остановками, синквейн.

Оборудование: презентация «Времена года» (у автора), компьютер, экран, тетради.

Информационные ресурсы:

  1. Рыбакова А.В., Артемьева Т.В. Учебник «Парус» для 2 класса чувашской школы.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2005.с. 56-58.

  2. Толстой Л.Н. Сказки, пословицы, загадки. – Москва: Изд-во «Детская литература», 1988г.

Ход урока.

Организационный момент.

Ученики:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

- Начинаем наш урок. На уроке мы постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесёт вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.

(Проверка готовности к уроку)





Стадия вызова.

1. Сообщение темы урока.

-Мы сегодня начинаем изучать раздел «У природы нет плохой погоды». У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.

- Какие желания есть у вас? Запишите свои желания в тетрадях.

- А теперь поделитесь с нами вашей мечтой.

(Мечты детей записываем на доске)

- Сегодня мы с вами познакомимся произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».

2. Метод «Корзина идей».

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе? Запишите свои идеи в тетрадях.

- Обсудите со своим соседом вашу информацию.

- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)

Стадия осмысления.

1. Чтение с остановками.

Текст рассказа К.Ушинского« Четыре желания».

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время зима была!

- Запиши своё желание в мою записную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Остановка:

- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?

Примерные ответы детей записываем на доске. (Весна, лето, осень).

- Как вы думаете, а что будет дальше?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Придумайте конец рассказа. Запишите свои концовки в тетрадях.

2. Чтение текста до конца.

Словарная работа.

Объясните значение следующих слов. Переведите на родной язык:

  • румяный – красный

  • желание -…

  • пёстрый - …

  • сенокос - …

- Было ли в тексте для вас что- то не понятно.

3. Физкультминутка.

4. Давайте вернёмся к вашим предположениям.

-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?

5. Проверка понимания текста:

- О чём говорится в тексте?

- Почему Мите понравились все времена года?

- Какая была главная мысль текста? Эту мысль запишем в тетрадях.

6. Закрепление. Просмотр презентации «Времена года».

- Давайте побываем в гостях у разных времён года.

Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воде и под водой – всюду кипит жизнь.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться.

Природа хороша во все времена года!

Сошлись как-то вместе четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето и Осень.

1 слайд. «Зима».

Снег на полях,
лёд на реках,
вьюга гуляет.
Когда это бывает?

- Правильно, зимой.

- Кому нравится зима?

- Почему?

2 слайд. «Весна».

Тает снежок,
ожил лужок,
день прибывает.
Когда это бывает?

На слайде появляются картины о весне. Дети рассказывают о весне.

3, 4 слайды «Лето», «Осень» – аналогичная работа.

5 слайд. «Вывод».

- Как вы думаете, какое время года самое важное?

Вывод: Все времена года нужны и важны!

(Появляется вывод на слайде).

Стадия рефлексии.

1. Синквейн.

Заканчивая разговор о временах года, я предлагаю вам написать синквейн.

Синквейн- это стихотворение- миниатюра из 5 строк, которое имеет определённое строение.

  • 1 строка - тема синквейна (1 имя существительное в начальной форме).

  • 2 строка - характерные признаки предмета (2 прилагательных).

  • 3 строка - характерные действия или состояния предмета (3 глагола).

  • 4 строка - что автор думает?(фраза из 4 слов).

  • 5 строка –новое звучание темы(синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Зима
Снежная, студёная.
Щиплет, румянит, веселит.
Радость для всех детей.
Мороз.

2. Домашнее задание.

- Дома найдите и прочитайте разнее произведения о временах года.

3. Подведение итогов.

- Что вы сегодня нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Какие трудности встретились?



Урок 31

Тема: А. Кузнецов «Деревце»

Цель: познакомить с произведением А.Кузнецова “Деревце”.

Задачи:

  • формирование способности чувствовать и понимать литературное произведение;

  • развитие умения размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы;

  • развитие способности анализировать свои чувства и мысли; поступки и действия людей;

  • развитие у учащихся навыков коллективной и групповой деятельности, умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь;

  • раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся;

  • углубление знания о том, что человек – часть природы;

  • воспитание бережного отношения к окружающему миру, умение ценить красоту природы, понимать ее, заботиться о ней;

  • привитие учащимся понимания, что они ответственны за все живое, что есть на Земле.

Тип урока: педмастерская.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование:

  • загадки;

  • модель дерева, состоящая из отдельных частей, соответствующих количеству загадок;

  • полоски красного цвета для SMS-сообщений;

  • 4 листа (формат А-3) для работы в группах;

  • рисунки-заготовки: мальчик, девочка, коза, велосипед;

  • карточки с текстами;

  • карточки с заданиями для групповой работы;

  • набор цветных квадратов для каждого ученика;

  • заготовки запрещающих знаков (4 штуки);

  • краски, фломастеры, карандаши, ручки;

  • тетради по литературному чтению;

  • деревца для рефлексии;

  • ЭнтонХугес “Уединение в горах” (фоновая музыка);

  • песняИ.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери”.

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает?

– Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.

– Надеюсь, работать нам будет интересно. Каждый узнает для себя что-то новое, полезное. Вы готовы?

2. Индуктор.

  • На фоне музыки (ЭнтонХугес “Уединение в горах”) учитель читает загадки о лесе, деревьях, листьях. Каждая отгадка – часть дерева, которое появится на доске (количество загадок соответствует количеству частей, из которого состоит дерево).

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес.)

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лес.)

С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Листья.)

Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес.)

Осенью кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают, тут и гниют. (Листья.)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)

– Посмотрите на доску. Что же у нас получилось? (Дерево.)

– О чем мы сегодня будем говорить? Чему будет посвящена наша мастерская?

3. Самоконструкция.

– Как вы думаете, легко ли вырастить дерево? (Ответы детей.)

– Когда мы говорим “дерево”, каким оно нам представляется? (Зрелым, дающим плоды, большим…)

– А каким слово мы назовем молодое дерево? (Деревце.)

4. Сообщение темы урока. Работа над текстом А.Кузнецова “Деревце”.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Кузнецова “Деревце”.

  • На доске появляется надпись: А.Кузнецов. Деревце.

  • Запись в тетрадях.

а) Работа с текстом до чтения.

  • Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию

– Как вы думаете, о чем мы можем узнать из прочитанного произведения? (…о том, как вырастить деревце,…)

– Давайте прочитаем и проверим, совпадут ли наши предположения с прочитанным.

б) Работа над текстом во время чтения.

  • Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

  • Чтение 1 части.

Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти.

– Что мы узнали из прочитанного?

– Кто посадил деревце и зачем?

– Что могло произойти дальше?

  • Предположения учащихся.

5. Разрыв.

  • Чтение 2 части.

Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. “Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут же успокоился. – А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много”.

– Совпали наши предположения?
– Какие чувства испытывал мальчик? Почему?

  • Ответы учащихся.

– Одобряете ли вы поступок мальчика?

6. Самоконструкция.

– Каждый из вас может обратиться к мальчику, написав ему SMS-сообщение (1 предложение), в котором выразите свое отношение к его поступку или дать совет.

  • Учащиеся пишут сообщения на полосках красного цвета.

7. Афиширование.

  • Учащиеся зачитывают свои сообщения и прикрепляют их на доску.

– Какой же вывод можно сделать? (Нельзя живому делать больно.)

– Какой еще вред можно нанести дереву?

  • Ответы учащихся.

8. Социализация.

– Я предлагаю каждой группе прочитать продолжение рассказа и выполнить задания к прочитанному. У каждой группы будет свое задание.

группы

Текст

Задание

1 группа

Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: “Что там одна веточка! У деревца их четыре”.
 

  • Иллюстрирование

  • Инсценирование прочитанного отрывка

2 группа

Бежала девочка с мячом, бросала его вверх, а он – бух! – прямо на деревце и сломал верхушку.
“Вот плохо, – огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!”

  • Иллюстрирование

  • Чтение по ролям

3 группа

Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно затрещало.

  • Иллюстрирование

  • Выразительное чтение отрывка

4 группа

Шел мальчик с новым ножиком. “Вот, – думает, – сейчас испробую, какой он”.
Отрезал веточку. Хороший, острый ножик.

  • Иллюстрирование

  • Пересказ

9. Афиширование.

  • Каждая группа учащихся выходит к доске, показывает свою иллюстрацию и выполняет задание.

– Какай вред был нанесен деревцу? (Повторное обращение к иллюстрациям и частям текста.)

– Выразите свои чувства цветом.

  • У каждого ученика набор цветных квадратов (красный, синий, черный, желтый, коричневый, …)

– Какой цвет каждый из вас выбрал и почему?

  • Каждый ученик выходит к доске и приклеивает цветной квадрат на общий лист.

10. Работа с текстом (продолжение).

– Что было дальше?

  • Предположения учащихся.

  • На доске учитель открывает запись: Деревце и засохло.

  • Чтение хором.

  • На доске учитель прикрепляет рисунок засохшего дерева.




– Как вы считаете, закончился ли на этом рассказ?

  • Ответы учащихся.

– Как могла закончиться эта история с деревцем? Придумайте конец этого рассказа. Напишите.

  • Самостоятельная работа учащихся в тетради (5 минут).

  • Афиширование написанного.

  • Чтение последней части рассказа.

Пришли ребята, которые посадили его. “Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая”.

А ты как думаешь?

  • Ответы учащихся на вопрос автора.

Вам понятны речи ручейка и речки?
Вам понятно до конца, что сказали деревца?
Нет, не затрещали – что-то закричали.
Нет, не заскрипели – что-то прохрипели.
Это, вероятно, было непонятно.
Тот, кто их ломал, тот не понимал.

в) Работа с текстом после чтения.

  • Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”).

  • Работа над пословицей.

– Вспомните, кто посадил деревце? (Дети.)

– Для чего дети посадили деревце? (Плоды, тень, кислород, красота, …)

– Прочитайте пословицу.

Кто деревце не сбережет, леса не увидит.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Может ли она подойти к нашему рассказу? Почему?

– Какая связь между одним деревцем и целым лесом?

– Какую роль играет дерево в природе?

г) Вопрос к тексту.

– Как вы думаете, зачем А.Кузнецов рассказал эту историю? (Нужно беречь природу.)

– Что вы почувствовали/услышали/вспомнили читая это произведение? Почему?

11. Самоконструкция (создание плакатов, знаков).

  • Ученик читает отрывок из стихотворения (наизусть):

Дереву трудно
Обороняться:
Оно ведь не конь,
Не умеет лягаться, –
Дерево молча
Сгорает костром,
Корчится молча
Под топором …
(М.Алимбаев. Кто, если не ты?)

– Вам необходимо самостоятельно выработать правила поведения на природе для того, чтобы не причинить вреда природе.

  • Учащиеся под песню И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери” рисуют свои плакаты, знаки.

  • Афиширование выполненных работ.

– Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у вас только на бумаге. А вы будете придерживаться их на деле. Надеюсь, что так и будет!

12. Рефлексия.

– В народе говорят, что каждый человек за свою жизнь должен посадить хоть одно дерево. Давайте и мы, пусть пока на бумаге, вырастим свое дерево. А каким оно будет – зависит только от вас.

  • У каждого учащегося на парте рисунок дерева, которое нужно разукрасить.




– Посмотрите, что у нас получилось? (Лес.)

– Вам нравится наш лес?

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!

– От кого зависит, будет ли жизнь прекрасна вокруг нас?

– Пусть каждого из нас окружают только живые деревья, а не засохшие и мертвые! Ведь мир без природы, без пения птиц, без запаха цветов, без зверушек с их мягкой шерстью – беден и страшен.

13. Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Наушабаев «Айдана», С. Дуйсенбиев «Умный шалунишка»

Автор: Сыздыкова Салтанат Абикеновна

Дата: 25.05.2016

Номер свидетельства: 330200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства