Урок русского языка во 2 классе.
Учитель:Бортвина Юлияя Ивановна
ГУ «Фрунзенская средняя школа»
Денисовский район костанайской области
По теме: «Имя существительное. Повторение».
Цель: Систематизировать знания об имени существительном.
Задачи:
Закрепить знания об имени существительном.
Формировать умения употреблять имена существительные в речи, изменять их по числам, учить определять род имен существительных.
Воспитывать самостоятельность и внимательность.
Ход урока.
Орг. Момент.
Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы повторим всё, что узнали об имени существительном.
Вы должны знать: какие слова называются именами сущ.; что они обозначают, на какие вопросы отвечают, как изменяются, какие имена сущ. Пишутся с большой буквы.
Уметь: распознавать имена сущ. по вопросам по значению, уметь ставить вопрос что? или кто? определять их род, число, писать собственные имена сущ. С большой буквы.
Минутка чистописания:
Основной этап урока:
- Какие слова называются именами сущ?
- На какие вопросы отвечают одуш.? Неодуш.?
- Как изменяются? (По числам).
- Сколько родов имеет и какие? Как определить род им. Сущ.? (Подставить он мой, она моя, оно мое)
- С какой буквы пишутся имена собственные? Приведите пример.
- Как пишутся им. сущ. с шипящими на конце? Примеры.
В течение урока оцениваем себя с помощью оценочного листа.
Работа по группам:
Задание№1
1гр. Вспомни и запиши слова в два столбика одушевленные и неодушевленные.
2гр. Вспомни и запиши в два столбика собственные и нариц. им. сущ.
3гр. Выпиши одушевленные в первый столбик, а неодуш. Во второй столбик. (Лейка, окно, карась, Витя, зверь, ящик, муха, конура, жук, девочка, дятел, овца, лопата, рыба).
4гр. Напиши в первый столбик, слова , отвечающие на вопрос кто?, а во второй -на вопрос что? (Морковь, ветер, корова, погода, щенок, корабль, товарищ, стол, кот, птица)
Проверка.
Игра « Сущ. или нет?»
Хлопать в ладоши при названии сущ. : слон, пел, идёт, нота, день, прекрасный, солнечный, книги, шоколадный, ослик, Костанай, ушёл, цветы, принес, дорогой, подарок, маме, подарю.
- Сколько предметов может обозначать имя сущ.? ( один – ед. ч. И много- мн.ч.)
Называю в ед. преобразуйте во мн.ч.: стол, стул, ель, дом, мальчик, окно, цветок.
Наоборот: медведи, зайцы, книги, Горы, деревья.
Задание№2
1гр. Даны сущ. в ед. и мн.ч. составить с ними предложения.
(солнце, планета, Костанай, весна)
2гр. Даны сущ. определить число.
(Дом, дети, семья, кот, собаки, игра, школа, уроки, тетради, окно, небо,
цветы, дерево.)
3гр.Даны сущ в ед. ч. преобразовать во мн. ч.
(стол, нож, доска, кукла, машины, собака, лиса, гора, река, заяц)
4гр. Выписать сущ. в два столбика ед.ч и мн.ч.
(.: тетрадь, книги, столы, стул, парта, гуси, цветы, мяч, окно, дети, песня, метель, уроки)
Называю слова: дом, земля, стол, озеро книга, гнездо, море, школа, хлеб. – Что общего? (сущ., обозначают предмет)
- Чем отличаются все эти слова ? (Род)
7. Минутка с сигнальными карточками – м.р., ж.р., ср.р.
8. Самостоятельная работа.
На доске слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, яблоко, урожай, огурец - распределите их в три столбика.
Задание№3
1гр. Вспомни и запиши слова в три столбика по родам по 4 слова в каждый столбик.
2гр. Выпиши слова в три столбика по родам. ( Парта, высокий, мороз, продавец, идёт, круглый, ручка, оттепель, поёт, пишет, тетрадь, зелёный, сидит, молчит, снег, ворона, большой, встреча, играет, лиса)
3гр.Выпиши в три столбика по родам: брат, мама, корабль, мыло, мороз, осень, река, кресло, бабушка, солнце, облако, Коля, море, сирень, гусь.
4гр. Спиши, обозначь род: Космонавт, олень, корова, заяц, конь, месяц, луна, день, окно, зелень, небо, товарищ.
9. Итог урока – Игра «Кто больше знает об имени существительном?»
10. Комментирование оценок - суммируем оценки в оценочном листе.
11. Домашнее задание: придумать сказку об имени существительном.