kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистическая игра по русскому языку. "Этимология. Русская лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игровой форме повторить, обобщить и систематизировать изученный материал; проверить знания и творческие возможности учащихся; развивать: мотивацию к  изучению родного языка, умение сотрудничать при решении общих задач, умение творчески применять знания в новых ситуациях. Развитие способности отбирать слова и словосочетания в соответствии с коммуникативной задачей,  способности оценивать, анализировать написанное  и сказанное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра по русскому языку. "Этимология. Русская лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления." »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Пищевой колледж № 33»

(ГБПОУ ПК № 33)







Урок-игра по дисциплине

«Русский язык»

для всех специальностей



Тема: «Этимология. Русская лексика с точки

зрения её происхождения и сферы употребления»


(с использованием современной образовательной технологии: лингвистическая игра)





Кандидат филологических наук,

преподаватель русского языка и литературы

Красоткина Е.Ю.






Москва

2015 г


Технологическая карта знаний

Предмет/дисциплина

Русский язык

Ф.И. О преподавателя

Красоткина Екатерина Юрьевна


Тема урока

«Этимология. Русская лексика с точки

зрения её происхождения и сферы употребления».


Тип урока

Объяснение нового материала.




Цель урока

В игровой форме повторить, обобщить и систематизировать изученный материал; проверить знания и творческие возможности учащихся; развивать: мотивацию к изучению родного языка, умение сотрудничать при решении общих задач, умение творчески применять знания в новых ситуациях. Развитие способности отбирать слова и словосочетания в соответствии с коммуникативной задачей, способности оценивать, анализировать написанное и сказанное.











Задачи занятия

а) образовательная:

  • дать общее представление о составе современного русского;

  • познакомить со сферами употребления русской лексики;

  • формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания;

  • научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;

  • расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

  • выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне;

  • совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

  • изучить способы решения этимологических проблем;

  • сравнить морфемную структуру слов с современной и исторической точки зрения;

  • повторить, обобщить и систематизировать изученный материал в игровой форме;

  • совершенствовать умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

б) развивающая:

  • создать условия для понимания каждым учащимся роли сравнительно-исторического анализа в определении лексического значения слов;

  • развить креативного, критического и эвристического мышления;

  • помочь учащимся реализовать свои творческие и аналитические способности;

  • выработать умение пользоваться этимологическим словарем;

  • развивать и культивировать внимание к слову как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать слова и произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью, а не рефлекторным актом;

  • уметь сотрудничать при решении общих задач, умение творчески применять знания в новых ситуациях;

  • показать, что лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.

в) воспитательная:

  • формировать познавательный интерес к родному языку;

  • воспитать ценностное отношения к истокам русского языка.

  • воспитать эстетического отношения к родному слову и чувство ответственности по отношению к родному слову;

  • расширить словарный запас учащихся;

  • развить активность.

Оборудование

Презентация, интерактивная доска, раздаточный материал по теме: «Этимология. Русская лексика с точки

зрения её происхождения и сферы её употребления»., учебник (Н.А. Герасименко. Русский язык); учебник (В.Ф. Греков. Русский язык: 10-11 классы)



Актуальность использования средств ИКТ

Визуализация, наглядность материала.


Аппаратное и программное обеспечение

Аппаратное обеспечение: ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал.

Программное обеспечение: MS Word, Power Point.

























Конспект урока-игры русского языка

Тема урока: «Этимология. Русская лексика с точки зрения её происхождения и сферы её употребления».

Преподаватель: Красоткина Екатерина Юрьевна

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока:


а) образовательная:

  • дать общее представление о составе современного русского;

  • познакомить со сферами употребления русской лексики;

  • формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания;

  • научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;

  • расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

  • выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне;

  • совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

  • изучить способы решения этимологических проблем;

  • сравнить морфемную структуру слов с современной и исторической точки зрения;

  • повторить, обобщить и систематизировать изученный материал в игровой форме;

  • совершенствовать умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

б) развивающая:

  • создать условия для понимания каждым учащимся роли сравнительно-исторического анализа в определении лексического значения слов;

  • развить креативного, критического и эвристического мышления;

  • помочь учащимся реализовать свои творческие и аналитические способности;

  • выработать умение пользоваться этимологическим словарем;

  • развивать и культивировать внимание к слову как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать слова и произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью, а не рефлекторным актом;

  • уметь сотрудничать при решении общих задач, умение творчески применять знания в новых ситуациях;

  • показать, что лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.

в) воспитательная:

  • формировать познавательный интерес к родному языку;

  • воспитать ценностное отношения к истокам русского языка.

  • воспитать эстетического отношения к родному слову и чувство ответственности по отношению к родному слову;

  • расширить словарный запас учащихся;

  • развить активность.

Используемые технологии: теория развития критического мышления, эвристические технологии, проблемный метод, лингвистическая игра.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, наглядные пособия и схемы по теме.



План урока

I Мобилизационный момент (4 минуты)

II Психологическая подготовка к изучению новой темы. (15 минут)

III Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. (27 минут)

IV Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале. (15 минут)

V Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. (22 минуты)

VI Подведение итогов урока.( 5 минут)

VII Задание на дом. (2 минуты)



Ход урока

Язык расширяется снова и снова,

Никто не поставит ему предела,

Но право на слово, необыкновенное слово,

Имеет лишь новое,

Необыкновенное дело.


Б.А. Слуцкий. Мудрость языка

I Мобилизационный момент (4 минуты)

- Язык, на котором мы думаем и разговариваем – это всегда отражение нашей сути. Но часто ли мы задумываемся, почему-то или иное явление, предмет так называются? Хотите открыть тайну рождения слов, заглянув в глубь столетий? Наше занятие поможет Вам в этом. Данное занятие не относится ни к одному из разделов языкознания, изучаемых в школьной программе. Но он тесно связан с каждым из них. Знания фонетики помогут Вам разобраться в фонетических процессах, происходящих в нашем языке. Морфемика и словообразование подарят новые открытия. Без морфологии здесь тоже не обойтись. Хотите узнать, почему все названия национальностей – имена существительные и только русские – имя прилагательное?

Постановка целей урока

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новой темой и в конце занятия Вы сыграете в лингвистическую игру.

- Вы умеете ставить перед собой цели и добиваться их достижения? Давайте вместе попробуем! Определите для себя цели сегодняшнего урока. Запишите их в тетрадь. Сформулируйте вопросы, на которые Вы бы хотели получить ответы на нашем занятии. (Вопросы выносятся на доску).

- Выберите те из вопросов других учеников, на которые Вы уже сейчас можете дать ответ. Поделитесь с ними своими знаниями.

-Какие чувства и ощущения возникали у Вас во время работы над целями?

-Каковы Ваши главные результаты при выполнении задания? Благодаря чему удалось их достичь?

Тема нашего занятия “ Этимология. Русская лексика с точки зрения её происхождения и сферы её употребления”.

-А кто из Вас знает, что такое этимология?

-По второму корню можно догадаться, что это наука. Но наука о чем?

- Еще в 1806 году Н.Яновский дал следующее определение этимологии: "Словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла". Как вы думаете, какое из слов данного определения является переводом с греч. etymon? - "истина, истинное значение слова". Так значит, мы сегодня будем заниматься с Вами поиском истины!

II Психологическая подготовка к изучению новой темы. (15 минут)

- Давайте для начала дадим определение слову «корень». Слово «корень» многозначное. Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме:

Задание 1.

  1. Подземная часть растений.

  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса.

  3. Корень уравнения.

  4. В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова).

  5. Начало, источник, истоки чего-нибудь.

- В каждой науке есть свой первооткрыватель. Перед нами портрет А.Х.Востокова. Давайте перелистаем странички истории…

Задание 2

Остров Сааремаа (Эзеле), город Аренсбург (впоследствии Кингисепп, ныне Курессааре), что на берегу Рижского залива. 16 марта 1781 года. В немецкой семье Остенеков появился на свет мальчик. Счастливые родители назвали новорожденного Александром. Могли ли они тогда предполагать, что их сын в недалеком будущем поменяет свою фамилию Остенек на Востоков, станет считать себя русским и войдет в историю мировой науки как выдающийся русский ученый-филолог, хотя предрекали ему иное будущее, готовили к другой карьере.


- Но самым любимым занятием А.Х. Востокова было сравнивать, сопоставлять слова разных языков, находить в них общее и различное. Это очень увлекательное занятие. Сколько любопытного можно обнаружить. Вы когда-нибудь пробовали сопоставлять слова разных языков? Конечно, чтобы этим заниматься, необходимо знать языки. Но если вы учитесь в серьезном учебном заведении, то изучаете даже не один, а несколько языков, в том числе, может быть, и древние: латинский, старославянский.

- В архиве рукописей А.Х. Востокова хранится небольшая тетрадь (всего восемь листов), на которой его рукой написано: "Коренныя и первообразныя слова языка славенского". Догадываетесь, что это за слова, которые исследователь назвал коренными и первообразными? Значит, не все слова интересовали А.Х. Востокова, а состоящие только из корня, наиболее древние, первообразные. Вдумайтесь, какое емкое определение для слов - первообразные. Это и первыми образованные (потом от них будут создаваться производные, образовываться гнезда родственных слов, а первообразные озаглавят их, станут вершинами словообразовательных гнезд) и как бы передающие первый образ, т.е. тот признак, который послужил основанием для наименования.

- Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. Этимология изучает историю и происхождение слова, и представляет собой важный раздел истории языка, не зная которой мы можем лишь описывать факты, предметы, почти совершенно их не объясняя. Наука же объясняет их.



Однако установление “исходного” значения слова не исчерпывает задач этимологического исследования. В своём развитии слова обычно подвергаются различным изменениям. Меняется, в частности, звуковой облик слова. Например, древняя форма заутра в современном русском языке звучит как завтра. Восстановление более древней формы нередко позволяет прояснить этимологию слова. Именно так обстоит дело со словом завтра. Само по себе оно непонятно в этимологическом отношении. А вот форма заутра всё ставит на своё место: заутра – завтра – это время, которое последует за утром.

Задание 3.

Алгоритм выполнения задания: познакомьтесь с этимологическими словарями, например, с “Историко-этимологического словарем современного русского языка” П.Я.Черных, “Кратким этимологическим словарем русского языка” Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой, “Школьным этимологическим словарем русского языка” этих же авторов; “Этимологическим словарем русского языка” Г.П.Цыганенко. Внимательно рассмотрите построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут?

Сравните слова современного языка и первоначальные, т.е. те слова, от которых образовались данные.

Отметьте те из них, в образовании которых наблюдаются фонетические изменения.

Выпишите 5-10 найденных Вами слов. Докажите наличие фонетических изменений в тех словах, которые Вас заинтересовали.

- Давайте подведем итоги. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Каковы основные задачи науки этимологии?

(Восстановить древнейшие доступные нам этапы истории слова, вскрыть причины, приведшие к возникновению слова, определить его ближайших “родственников” – таковы основные задачи, стоящие перед этимологией).

III. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. (27 минут)

- Такие задачи стоят сейчас и перед нами.

Задание 4.

Содержание задания:

Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение.

Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню. Найдите их.

Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.

- Вы более тесно познакомились с тем, чем занимается этимология. Вы сейчас выступаете в роли исследователей происхождения слов, исторических процессах, происходящие внутри слов.

Задание 5.

Содержание задания: Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения: упрек, неодолимый, обычный, приятный, намек.

- Выполняя предыдущие задания, попробуйте составить синквейн со словом “этимология”.

Задание 6.

Алгоритм составления синквейна:

1 строка – существительное (“этимология”)

2 строка – 2-3 прилагательных, ассоциирующихся у Вас с этим существительным

3 строка – 2-3 глагола

4 строка – существительное, являющееся для Вас антонимом к данному понятию (модно ситуативное)

5 строка – фраза, отражающая наше понятие

- Если кто-то из Вас еще не встречался с составлением синквейнов, то может быть данный пример поможет Вам понять суть выполнения задания:


Тайга

  1. Хвойная, зелёная, необъятная

  2. Растёт, завораживает, дарит

  3. Щедра сибирская тайга

  4. Берегите!

IV. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале. (10 минут)

На свете существует много различных игр. А вот можно ли играть в этимологию? Оказывается, можно. Такую игру придумали ученые-лингвисты, преследуя развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо ложно-этимологическое толкование слов русского языка, отсюда и необычное название “псевдоэтимология”.

Задание 7

Возьмем для примера слово левша. Оно образовалось от прилагательного левый + ша и означает “человек, который все делает левой рукой”. Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавить суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва”. Или, например слово договор в научной этимологии имеет значение “соглашение”, то в псевдоэтимологии дог-о-вор будет в значении “человек, ворующий догов”.

- Таким же образом можно объяснить следующие слова: застрахованный – “запуганный”, колики – “шприцы”, болванка – “глупая женщина”, банкомет – “подметающий банк”, солярий - “место добычи соли”.При псевдоэтимологии главное – нахождение в заданном слове такого звукового комплекса, который в какой-то степени походил бы на звуковые комплексы корневой части другого слова, сближаемого с первым. Именно звучание и увязывается с содержанием. Например, ласточка – “женщина в ластах”. Таким образом, псевдоэтимология это преднамеренно неправильное толкование слова, которое основано на звуковом сходстве слов, имеющих разное значение.

Задание 6. “Псевдоэтимологический словарь”

Алгоритм выполнения: Оглянитесь вокруг себя. Составьте список предметов, явлений, которые Вас окружают. Можете подобрать к ним имена прилагательные, глаголы. Попытайтесь вглядеться в записанные слова с иной, непривычной для Вас точки зрения. Запишите свои определения предметов. Выберите наиболее удачные и интересные с Вашей точки зрения. Запишите составленные Вами словарные статьи по алфавиту.

V. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. (22 минуты)

- А теперь давайте перейдем непосредственно к самой игре.

Описание и правила игры. Группа учащихся делится на команды по 5-6 человек согласно жеребьевке. Игра состоит из нескольких раундов. Правила каждого раунда оговариваются отдельно. Игроки могут давать ответ только с разрешения ведущего. Запрещается пользоваться справочной литературой. Жюри имеет право снимать штрафные баллы за нарушение правил. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

- Мы уже с Вами говорили сегодня о том, что иногда, произнося слово, мы невольно задумываемся: а как оно произошло? Порой ответ лежит на поверхности, и догадаться довольно просто, но гораздо чаще история уходит корнями в глубину веков. Попробуйте определить происхождение слов РУБЛЬ, КОПЕЙКА, ЧЕРВОНЕЦ. РУБЛЬ произошло от слова «рубить»: рублем назывался брусок определенного веса, вырубленный из целого золотого слитка и использовавшийся в качестве денег. КОПЕЙКА происходит от слова «копье», так как на одной из первых монет было изображение всадника с копьем. ЧЕРВОНЕЦ – монета стоимостью в десять рублей, делалась из червонного золота.

Объяснением происхождения слов занимается наука этимология. Еще древнегреческие философы изучали истинное значение слова, именно в древних трудах появился термин «этимология». Греческое etumos означает «истинный, верный», а logos—«смысл, значение».


Первый раунд

После минуты обсуждения ответьте на вопросы (команды сдают листочки с ответами ведущему). За правильный ответ—5 баллов.

1. В старину на Руси замужняя женщина любого сословия не могла появиться на людях с непокрытой, «простой» головой—это считалось позором. Каким же словом, теперь не таким обидным, называли такой факт?

(Опростоволосилась)

2. Когда-то это слово означало «рекрут, оказавшийся негодным к воинской службе». А ныне это бранное слово. Какое?

(Негодяй)

3. Слово «врать» в Древней Руси означало «говорить». От слова «врать» было образовано название профессии, представители которой, по мнению наших предков, должны были уметь внушать, грамотно и убедительно говорить. О какой профессии идет речь?

(Врач)

4. Одно значение этого слова происходит от немецкого слова «недостаток», «изъян», а другое значение—от древнерусского глагола «брать». Что это за слово?

(Брак)

5. Слова «кашне» и «пенсне» заимствованы из французского языка. «Каш» переводится как «прятать», «пенс» значит «прищемить». А что в этих словах означает общий корень «не»?

(Нос)

6. Что, с точки зрения происхождения, объединяет такие имена, как Евгения, Клавдия, Яна, Констанция, Олеся, Ольга, Стефания, Аполлинария, Августа, Генриетта?

(Они произошли от мужских имен)

7. Слова «маникюр», «манипуляция» (действие над чем-нибудь при работе руками), «манжета», «манускрипт» (древняя рукопись), «мануфактура», «мановение» (движение рукой, означающее приказание) произошли от общего латинского корня «ман». Что означает этот корень?

(Рука)







Второй раунд

- Не только слова, но и многие фразеологизмы корнями уходят в далекое прошлое, тесно связаны с жизнью народа, его историей, верованием, бытом. Попробуем понять происхождение некоторых из них. Время обсуждения—1 минута. За правильный ответ—3 балла (команды сдают листочки с ответами ведущему).


1.В далекой древности четверг был днем Перуна, бога грома, и в этот день обычно ожидали дождя, так необходимого в засуху. Мольбы к Перуну часто оставались безрезультатными, поэтому родилось выражение, окрашенное разочарованием и сожалением. Какое это выражение?

(После дождичка в четверг)


2. В старину в русских селах промывали муку, чтобы сделать кисель. Вспомнив известную русскую поговорку, скажите, после какого по счету промывания мука уже не дает ни запаха, ни сору, ни пыли того зерна, из которого заквашивали кисель?

(После седьмого, отсюда и выражение «седьмая вода на киселе», означающее «очень отдаленное родство»)


3. В старину некоторые помещики очень любили полакомиться этими речными обитателями. Однако зимой ловить их было чрезвычайно трудно, поэтому на промысел отправляли обычно провинившихся крестьян. После многочасового купания те зачастую тяжело заболевали. Как же грозился такой помещик, если хотел кого-нибудь серьезно наказать?

(«Я тебе покажу, где раки зимуют»)


4. Во время игры в бильярд принято записывать очки мелом на сукне, покрывающем стол. Нечестные игроки затирали написанные мелом цифры, а значит, лгали, искажали реальность. Какое выражение появилось в результате подобных уловок?

(Втирать очки)


Третий раунд

- В русском языке есть слова-близнецы, с виду очень похожие, но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что корни их различны.

Покажите морфемный состав выделенных слов. За каждый правильный ответ—2 балла (см. раздаточный материал).


1. У игрушки кончился ЗАВОД— устроился на ЗАВОД.

2. СЧИТАТЬ деньги— СЧИТАТЬ текст с листа.

3. Увидел его ИЗДАЛИ— его книгу ИЗДАЛИ.

4. СЛЕПИТЬ глаза— СЛЕПИТЬ снеговика.

5. Белоснежный ХЛОПОК— громкий ХЛОПОК.


- Жюри подводит итоги игры, называет победителей.

VI Подведение итогов урока.( 5 минут)

- Давайте вместе подведем итоги сегодняшнего занятия.

Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение. Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать.

Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.

- Вспомните содержание занятия. Отметьте, какие задания для Вас оказались сложными.

В начале урока Вы формулировали вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Отметьте те, на которые Вы этот ответ получили.

Вспомните свои цели, которые Вы ставили в начале урока.

Каких из них Вы достигли?

Что помогло Вам реализовать Ваши цели?


VII Задание на дом. (2 минуты)

- Запишите домашнее задание в тетради. Напишите сочинение-миниатюру на тему “Трудно ли быть лингвистом?”.











































Список литературы:

  1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф.Н.Блехер. – М., Просвещение, 2003. – С. 45-83

  2. Волина В.В. Веселая грамматика [Текст] / В.В. Волина. – М., Знание, 2001. – С. 68-92.

  3. Гдалевич Л.А. Как сделать урок интересным? [Текст] // Русский язык в школе. 1987. – №5. – С. 43-47.

  4. Козина М.Е., Фадеева О.М. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках [Текст]. – Волгоград, «Учитель», 2006г. – С. 45-58.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  6. Шанский И.М.О курсе русского языка на продвинутом этапе обучения (X – XI) [Текст] // Русский язык в школе. 1994. – №5. – С. 12-16.

  7. Игровые технологии [Электронный ресурс] / - Режим доступа: www. URL: -www.gcro.ru/ftp/met_cab/history/igrov_tehnol.doc. – 14.02.2011 г.

  8. Стандарты второго поколения: что должен знать, уметь, понимать педагог [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://www.posobie.sch901.edusite.ru/p9aa1.html. – 14.02.2011 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Красоткина Екатерина Юрьевна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства