kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лексико-фразеологические средства художественной выразительности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение русского языка в средних профессиональных учебных заведениях Республики – новое, а точнее сказать, хорошо забытое старое явление.

Между тем, современная дидактическая концепция заключается  в изучении языка  через  текст художественного произведения. Именно это даёт широкие возможности преподавателю в раскрытии ценностно-смысловых и технологических доминант лексического богатства языка.

Методическая разработка урока: «Лексико-фразеологические средства художественной выразительности русского языка» рассчитана на проведение её

в группе по профессии : «Исполнитель художественно-оформительских  работ; витражист».  Думается, что эта тема, как нельзя лучше, подходит  этому адресату, отвечая  мудрой заповеди: «Важное слово должно быть сказано  кстати… Хочешь быть услышанным-жди нужного момента». Урок представляет собой урок-исследование, который заставляет думать, рассуждать, делать выводы.  Профессиональная заинтересованность  поможет найти ответ на вопрос  для чего нужно знание  языка, его понимание, применение выразительных средств, а следовательно - повысит профессиональную компетенцию.

Структура урока выдержана в соответствии интерактивному уроку.

Этап мотивации осуществляется при помощи проблемных вопросов.

Актуализация – интерактивная дидактическая игра, в основе которой лежит упражнение на соответствие. Работа над темой урока проходит через

  исследования, включающих в себя упражнения «Следопыт», «Иллюстратор», «Слово может…».

Вторичное осознание материала происходит посредством выполнения разнообразных  упражнений, взятых из заданий  ЕГЭ, которые вызывают у учащихся развитие познавательной деятельности и дают ощущение «Я это могу!».

Рефлексия результатов помогает осознать то,что узнали учащиеся на уроке, спросить себя, что значит для них усвоенное, как это меняет их предыдущие представления, как они смогут это использовать в своей дальнейшей познавательной  деятельнсти, в жизни. Они должны сравнить свое восприятие с размышлениями, взглядами, чувствами других и иногда поправить основные позиции т.е еще раз заглянуть в самопознание, проанализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и сопоставить их с общестенно-значимыми ценностями. Форма проведения – упражнение «Все в твоих руках».

На протяжении всего урока ведётся оценивание учащихся. За ответ на вопрос философского или творческого характера учащийся получает знак «Мудрость Совы», который даёт заявку на отличную оценку. За правильный ответ на вопрос практическо-теоретического характера учащиеся получают жетон по 0,5(б).Всё оценивание отмечается самими учащимися в таблице. Система оценивания продумана так, что все учащиеся должны получить оценку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план урока»

Тема урока:Лексико-фразеологические средства художественной выразительности русского языка. (Слайд №1)

Цель урока:

  • Сформировать знания о лексико –фразеологических средствах выразительности языка;

  • Развивать речь , образное мышление , умение анализировать;

  • Воспитывать чувство языка, совершенствовать навыки общения.

Тип урока:урок формирования новых знаний.

Форма урока:урок-исследование.

МЕТОДЫ УРОКА:наблюдение ,анализ, интерактивные упражнения, интерактивная дидактическая игра.

Ход урока:

  • Мотивация, постановка цели:

В Библии написано: «Вначале было Слово,и Слово было – БОГ»

(Слайд№4)

Как вы понимаете это выражение?

«Встречают по одёжке,а провожают по уму»

Что обозначает этот фразеологизм?

Вывод:Слово-это первооснова всего. БЕЗ СЛОВ МЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЛИ БЫ.Наша речь не что иное , как «одежда» наших мыслей т.е. показатель ума.

Переходя к сегодняшней теме урока «Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка» , обращаю Ваше внимание на слова из стихотворения Сергея Острового «Первородство»

«Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов . Своё нутро. (Слайд№5)

И если ты в эту проникнешь суть,

Слово тебе сотворит добро»

  • Актуализация опорных знаний. (Слайды №7-17)

- Интерактивная дидактическая игра «Лото», суть которой заключается в нахождении соответствия термина его значению.(Учащиеся группы делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы викторины)

СИНОНИМЫ- СЛОВА,СХОДНЫЕ ,БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ;

АНТОНИМЫ- СЛОВА ,ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ;

ОМОНИМЫ- СЛОВА,ОДИНАКОВЫЕ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ И НАПИСАНИЮ , НО РАЗНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ;

АРХАИЗМЫ - УСТАРЕВШИЕ СЛОВА , ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРЕДМЕТЫ;

ИСТОРИЗМЫ- СЛОВА , ОБОЗНАЧАЮЩИЕ УШЕДШИЕ В ПРОШЛОЕ ПОНЯТИЯ И ЯВЛЕНИЯ;

НЕОЛОГИЗМЫ-СЛОВА ,ПОЯВИВШИЕСЯ НЕДАВНО,ОБОЗНАЧАЮЩИЕ НОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ЯВЛЕНИЯ;

МЕТАФОРЫ-МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА;

ТРОПЫ-СЛОВА,УПОТРЕБЛЁННЫЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ;

СРАВНЕНИЕ- СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВАННОЕ НА СОПОСТАВЛЕНИИ;

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.





  • Работа над темой урока



- Вам было дано задание выписать из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» фразеологизмы. Зачитайте их и объясните ,что они означают. (Интерактивное упражнение «Следопыт») (Слайд №18)





-Табак моченый,что конь лечёный.(плохой)

-Последний перегон шёл на первой скорости, т. е. на четвереньках. (медленно, с трудом-профессионализм, характерный для водительской профессии)

-Глаза, словно присыпанные пеплом,наполненные такой неизбывной тоской,что в них трудно смотреть.(сравнение)

-А тут ведь за ним глаз да глаз нужен.(присмотр-приём повторения)

- Идём с ним враздробь, как конь с черепахой. (приём сравнения)

-Хоть шаром покати. (пусто , нигде, никого,ни одной души)

- Почём фунт лиха стоит. (за пределами понимания)

-Везло,везло, да и довезло до самой ручки. (предел)

-Откололся от товарищей.(метафора-отсоединение)

-Не к тёще на блины собрался. (антитеза-не приходится расчитывать на гостеприимный приём)

Знаешь ли ты?...


Речевое поведение –это «Визитная карточка» человека в обществе. Кстати сказать , с помощью фразеологизмов можно очень хорошо , а главное образно,охарактеризовать человека:

- «Ни рыба ни мясо» - синоним «Ни то ни сё» так говорят о заурядной,серенькой личности;

- «За словом в карман не полезет» - синоним «Острый на язык»,т.е. человек с развитой речью;

- « Говорит , как пишет» - говорит складно , гладко. Ведь преимущество письменной речи заключается в том , что при письме можно поработать над словом , добиться большей выразительности , чем при устной речи.

- «Словно в рот воды набрал» - молчит , т.к. с полным ртом жидкости сказать ничего нельзя.

- «Нем , как рыба» - рыба не издаёт звуков т.к. среда её обитания – вода , где говорить невозможно.

-« Говорить густым басом » - индивидуальная речевая особенность человека, когда голос низкий , насыщенный , заполняющий пространство.

-«Пищит , как комар» - индивидуальная речевая особенность человека с очень высоким , писклявым , пронзительным голосом.

- «Говорит витиевато,высокопарно», т.е. заумно ,построение предложений очень мудрённое, не всегда понятное слушающим.

- Тараторит – индивидуальная речевая особенность человека, когда говорят очень быстро т.е. «строчит, как из пулемёта».

- Говорит ёмко - о такой речи говорят : «краткость сестра таланта» - точность речи в малых количествах слов достигает цели.

- « Держит камень запазухой» - человек , от которого можно ожидать плохих поступков , ненадёжный .

- «Душа компании» - весёлый , добродушный , лёгкий человек ,с которым уютно и интересно.

- «Человек широкой души» - открытый , у которого «душа нараспашку».

- « Не в бровь , а в глаз» - так говорят о точной речи , когда сказанное моментально достигает цели.

- «Сам себе на уме» - отрицательная характеристика человека , который заботится только о своей выгоде , закрытый в своих мыслях и делах, продуманный.

-«Ум короток , а волос длин» - о человеке ,который заботится и проявляет только внешнюю привлекательность , внутренне он пустой, мелкий , не обременяющий себя душевной работой.

- «Косая сажень в плечах» - это широкоплечий ,статный ,рослый человек .

- «Словно аршин проглотил» - высокий , худой ,нескладный.

Речевое поведение предусматривает общение глядя в глаза. Ведь глаза – это зеркало души , которые подскажут об искренности ,об отношении говорящего к собеседнику.





- Для чего писатель употребляет художественные средства выразительности?



СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫРАЗИТЬ НАИБОЛЕЕ ПОЛНО, ЧЁТКО, ТОЧНО И ПОНЯТНО МЫСЛИ, ЧУВСТВА , ЖЕЛАНИЯ, ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮТ ОБРАЗНОМУ МЫШЛЕНИЮ. (Слайд №19)

Это интересно! !!


Цветообозначения – это слова, называющие цвет (имена прилагательные), - одна из базовых лексико- семантических групп языка.

В основе группы цветообозначения в русском языке лежит общеславянская лексика: белый,черный, зеленый, синий, желтый.

Из тюркских языков заимствованны:лазурный, алый, гнедой, каурый, буланый.

Смешанные цвета пришли из западноевропейских языковоранжевый/фр.orange «апельсин»/ вместо рудо-желтый;

Фиолетовый /фр.violette «фиалка»/ ;лиловый /фр.lilas «сирень»/.

Зачастую цветообозначения восходят к древним обозначениям признаков «белый» -синий-сиять; «красный»-красивый, или конкретных предметов определенного цвета: «голубой» - голубь,

«коричневый» - корица.

Основные цвета имеют иногда несколько названий:

Белый – броный, снежаный; черный – вороной; синий – зекрый;

Жёлтый –плавый, половый; красный- червлёный, багряный, румяный, рыжий, рудый, рдяной.

Ни один другой язык не имеет такого разнообразия названий.

Например, в английском языке слово «blue» обозначает и голубой, и синий; у эскимосов очень много названий белого цвета;у ирланцев более 20 названий зелёного цвета.

В 17 веке возрастает интерес к цвету , появляются новые слова,обозначающие цвет. Так, алый (драгоценные камни, ткани); мурамно-зелёный (цвет одежды, ткани); карий (масть лошади , цвет глаз человека).

Вишнёвый, малиновый, маковый, лимонный, соломенный, песочный, крапивный- образовались от названий растений.

Возрастает число слов для обозначения смешанных цветов: серый –дымчатый, мышачий, дикий; коричневый – смаглый, смуглый, бурый, кричный; оранжевый – рудо-жёлтый, жаркой, померанцевый, жёлто-горячий.

Образуются обобщающие названия цвета с его оттенками:

Красный-алый, багряный, малиновый, пунцовый, пурпурный, бардо.

Синий-лазоревый, лазурный, бирюзовый, ультрамариновый, кобальтовый.

Прилагательные трансформируются в существительные, которые обозначают цвет: синь, белизна, желтизна, краснота.

Многие цветовые прилагательные получили переносные значения: красный- революционный; серый – ограниченный,неинтересный; зелёный- молодой, неопытный; чёрные мысли; розовые очки; голубая мечта.

С 18 века и до наших дней цветообозначения используются авторами поэтических и прозаических произведений как средство художественной выразительности: «Выткался на озере Алый цвет зари;

Словно я весенней,гулкой ранью Проскакал на розовом коне;

Заметался пожар голубой;

Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил;

Снова выплыл из рощи Синим лебедем мрак». С .Есенин


-Сейчас мы с Вами понаблюдаем за трансформацией слова в рисунок. Увидим работу иллюстратора.Интерактивное упражнение «Иллюстратор» (Учащиеся делятся на две группы,каждая команда

Получает раздаточный иллюстративный материал и литературную версию.Необходимо подобрать соответствие.) (Слайды №20-31)

«Лишь однажды взглянула с усмешкой/ как метелью лицо обмела»

(Б.Ахмадуллина)

«Серые,карие,синие глазки/смешались как в поле цветы»(Н.Некрасов)

«И очи синие бездонные/ цветут на дальнем берегу» (А.Блок)

«В её глазах смеялись васильки» (Северянин)

«Глаз цыганские фиалки» (А.Вознесенский)

«Глаза швыряются звёздной пургой» (А.Мариенгоф)

«Вьюга очей» (В.Хлебников)

«Жемчужные утра» (Анненский)

«С жемчужного плеча» (Кузьмин)

«Жемчужный почерк»(Мандельштам)

«Капли жемчужные» (С.Есенин)

-Как Вы думаете, у кого больше изобразительных возможностей, у писателя или художника? (Сайд №32)

Движение , ритм , действие , развивающееся во времени , - вот что подвластно пластике в поэзии , этим она отличается от живописи и скульптуры ,способных запечатлеть лишь один момент , но не способных передать движение времени , т.е. художник изображает только застывший момент.

- Следующая наша работа будет заключаться в исследовании того,что значит для художника «слово» - инструмент или материал ?

(Упражнение «Слово может…») (Слайд№34)

Решение проблемного вопроса с помощью текста «Работа художника со словом» Н.Кончаловской, внучки художника Василия Сурикова.





Из столовой слышится голос Василия

Ивановича: «Идёт девочка по лесу…

Идёт, идёт, а сама песенку поёт…Ну-ка,Оленька, головку чуть повыше.Вот так…

И ручку протяни ко мне. Держи ручку вот так».


Василий Иванович Суриков сидит в столовой с альбомом на коленях. Напротив стоит дочка Оля. Ей три года. Её круглая тёмноволосая

головка повязана красным платком. Чёрные глаза задумчиво уставились на отца. Оля слушает сказку.

Глаза задумчиво уставились на отца . Оля слушает сказку. (Слайд №35)

«Так вот, шла девочка по лесу и ягоды собирала: Одну ягодку в корзинку,а другую в рот…

Оленька расплывается в довольной улыбке (Слайд№36)

«Да-а… Шла,шла девочка, и вдруг

слышит она…»

Лицо дочери становится серьёзным.

Василий Иванович ,щурясь, быстро

зарисовывает. (Слайд№37)

Вдруг слышит она - кто-то по

лесу: Топ-топ! Топ-топ! Глядит,

а из-за куста огромный медведь

вылезает…

Оля испуганно смотрит на отца. Рот

открыт,глазки вытращены.Василий Иванович торопится схватить это выражение. (Слайд №38)


«А что дальше?» - спрашивает девочка осевшим от страха голосом. (Слайд №39)

«Ну, а дальше волк и говорит…»



«Медве - дь!» - недовольно тянет дочь. (Слайд№40)

«Ну да, я и говорю-медведь.Он как зарычит:Вот ты , где! Ну сейчас я тебя съем!»

Ужас на лице девочки. Вот оно ,то, что ему нужно ! В одно мгновение несколькими штрихами Василий Иванович придаёт выражение ужаса детскому лицу на рисунке.

«Ой! Боюсь,боюсь!...- вдруг кричит Оленька. (Слайд №41)

Но Василий Иванович даже не слышит. Он уже в мастерской перед своей почти законченной картиной. На стул рядом с картиной Василий Иванович поставил альбом. Со страниц альбома глядит на него испуганная Оленька с полуоткрытым ртом. Уголёк в руке художника короткими твёрдыми движениями уверенно начинает врисовывать личико девочки в пустое пространство на холсте.










Итог кропотливой работы художника

В.И. Сурикова – «Утро стрелецкой казни» (Слайд №42)



- Какой вывод можно сделать из данного текста?

Слово для художника выполняет двоякую функцию – оно и инструмент , и материал творчества. (Слайд№43)

  • ВТОРИЧНОЕ ОСОЗНАНИЕ ТЕМЫ (Слайд№44)

(Выполнение упражнений в рабочих тетрадях. )

1.Подберите синонимы к словам:

Буря – метель,вьюга,ураган, буран,сильный ветер.

Тропинка – дорожка ,тропка,путь,обочина, колея.

Вид - пейзаж, панорама,картина.

Бой – сражение, война, брань,дуэль,драка,выяснение отношений.

Страна – государство, Родина , империя , держава,

2.Вспомните несколько пословиц , в состав которых входят антонимы:

Утро-вечер – Утро вечера мудренее;

Мягко-жёстко – Мягко стелит да жёстко спать;

Свет-тьма - Ученье – свет , а неученье - тьма;

Здоровый-больной - С больной головы на здоровую.

3.Укажите в отрывках изобразительные средства языка.

Какая грусть! Конец аллеи Солнце спрятолось за ситцевой

Опять с утра исчез в пыли, Занавескою небес,

Опять серебряные змеи Чёрно-бурою лисицею

Через сугробы поползли. Под горой улёгся лес. А.Фет. Д.Кедрин.


4.В произведениях С. Есенина черёмуха «спит в белой накидке», «туча кружево в роще связала», «улыбнулась солнцу сонная земля», «Берёзы в белом плачут по лесам».Попробуйте продолжить этот ряд олицетворений,где природа,подобно человеку , поёт и шепчет , грустит

и радуется.

Тихо шепчет прибой; черёмуха накинула белую фату ; ярко- румяное солнце умылось; грудастые облака плывут в вышине;сонный лес умолк перед грозой; небо умылось весенним дождём; листва радостно шептала под ветерком…

5.Звукопись или аллитерация- это приём описания с помощью повторения одинаковых или сходных согласных звуков.

При помощи каких звуков достигается описание?

Полночной порой в болотной глуши чуть слышно , бесшумно шумят камыши.

Волна на волну набегала , волна подгоняла волну.

Мазурка раздалась. Бывало , когда гремел мазурки гром, в огромном зале всё дрожало , паркет трещал под каблуком, тряслися , дребезжали рамы.

6.Какое из перечисленных слов имеет значение «работник театра, который изготавляет предметы театральной обстановки»?

Суфлёр,бутафор, ревизор, декламатор.

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «высокий мужской голос»?

1) Бас; 2)Баритон; 3)Тенор; 4)Диапозон.

8.Найди смысловую неточность и исправь её:

Большая часть урожая погибла благодаря засухе.-Большая часть урожая погибла из –за засухи.

Дефорж вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.- Дефорж вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил. Зверь упал.

В августе месяце мы уже будем свободны от экзаменов. – В августе мы уже будем свободны от экзаменов. Разрешите спросить вопрос , который меня давно волнует. – Разрешите задать вопрос, который меня давно волнует.

ЗАПОМНИ!

Чтобы не делать лексических ошибок , надо больше читать, выяснять значения непонятных слов с помощью толковых словарей. (Слайд№45)

  • Рефлексия результатов. (Слайд№46)

Упражнение «Всё в твоих руках».

Много лет тому назад , в одном городе жил мудрец , который всё знал. Один человек решил доказать , что мудрец знает не всё. Спрятавши в ладони бабочку, он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в ладонях , живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет , что живая – умертвлю , скажет – мёртвая, то отпущу»

Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках»:

(Учащимся предлагается обвести свою руку ,каждый палец которой имеет определённое значение)

(Слайд№47)

-большой- для меня было интересным и важным…;

-указательный-больше всего мне понравилось…;

-средний- мне было трудно…;

- безымянный – психологическая атмосфера на уроке…;

- мизинец - для меня было недостаточно…

  • Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на свободную тему с использованием художественно-выразительных средств языка.

(Слайд№48)



  • Подведение итогов, выставление оценок. (Слайд№49)

Мудрость Совы -1б.

Лото (1ответ=0,5б.)

«Следопыт»

=0,5 б.

Рабочая тетрадь

(0,5-4 б.)

Всё в твоих руках (0,5б)

Общее количество баллов.

Оценка

Подпись преподавателя















АННОТАЦИЯ.

Изучение русского языка в средних профессиональных учебных заведениях Республики – новое, а точнее сказать , хорошо забытое старое явление.

Между тем, современная дидактическая концепция заключается в изучении языка через текст художественного произведения. Именно это даёт широкие возможности преподавателю в раскрытии ценностно-смысловых и технологических доминант лексического богатства языка.

Методическая разработка урока: «Лексико-фразеологические средства художественной выразительности русского языка» рассчитана на проведение её

в группе по профессии : «Исполнитель художественно-оформительских работ; витражист». Думается, что эта тема , как нельзя лучше, подходит этому адресату , отвечая мудрой заповеди: «Важное слово должно быть сказано кстати… Хочешь быть услышанным-жди нужного момента». Урок представляет собой урок-исследование, который заставляет думать, рассуждать , делать выводы. Профессиональная заинтересованность поможет найти ответ на вопрос для чего нужно знание языка , его понимание, применение выразительных средств, а следовательно - повысит профессиональную компетенцию.

Структура урока выдержана в соответствии интерактивному уроку.

Этап мотивации осуществляется при помощи проблемных вопросов.

Актуализация – интерактивная дидактическая игра, в основе которой лежит упражнение на соответствие . Работа над темой урока проходит через

исследования, включающих в себя упражнения «Следопыт», «Иллюстратор» , «Слово может…».

Вторичное осознание материала происходит посредством выполнения разнообразных упражнений, взятых из заданий ЕГЭ, которые вызывают у учащихся развитие познавательной деятельности и дают ощущение «Я это могу!».

Рефлексия результатов помогает осознать то,что узнали учащиеся на уроке, спросить себя, что значит для них усвоенное, как это меняет их предыдущие представления, как они смогут это использовать в своей дальнейшей познавательной деятельнсти, в жизни. Они должны сравнить свое восприятие с размышлениями, взглядами, чувствами других и иногда поправить основные позиции т.е еще раз заглянуть в самопознание, проанализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и сопоставить их с общестенно-значимыми ценностями. Форма проведения – упражнение «Все в твоих руках».

На протяжении всего урока ведётся оценивание учащихся. За ответ на вопрос философского или творческого характера учащийся получает знак «Мудрость Совы», который даёт заявку на отличную оценку. За правильный ответ на вопрос практическо-теоретического характера учащиеся получают жетон по 0,5(б).Всё оценивание отмечается самими учащимися в таблице. Система оценивания продумана так , что все учащиеся должны получить оценку.



Просмотр содержимого презентации
«методическая разработка»

Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования  Луганской Народной Республики  «Луганский художественно-промышленный колледж» Методическая разработка урока русского языка на тему: «Лексико-фразеологические средства художественной выразительности» Выполнила преподаватель русского языка Минакова Елена Михайловна     Луганск  2015-2016уч. год

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский художественно-промышленный колледж»

Методическая разработка

урока русского языка на тему:

«Лексико-фразеологические средства художественной выразительности»

Выполнила преподаватель

русского языка

Минакова Елена Михайловна

Луганск

2015-2016уч. год

Цель урока: Тема урока: Сформировать знание о лексико-фразеологических средствах художественной выразительности языка . Развивать речь, умение анализировать , образное мышление; Воспитывать чувство языка, совершенствовать навыки общения. Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.

Цель урока:

Тема урока:

  • Сформировать знание о лексико-фразеологических средствах художественной выразительности языка .
  • Развивать речь, умение анализировать , образное мышление;
  • Воспитывать чувство языка, совершенствовать навыки общения.

Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.

Методы урока:  наблюдение Анализ Интерактивные упражнения Интерактивная дидактическая игра Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок - исследование

Методы урока:

  • наблюдение
  • Анализ
  • Интерактивные упражнения
  • Интерактивная дидактическая игра

Тип урока:

урок формирования новых знаний.

Форма урока:

урок - исследование

«Вначале было Слово, и Слово было – «Бог» (Евангелие от Иоанна ) Как вы понимаете это выражение? «Встречают по одежке, а провожают по уму».

«Вначале было Слово, и Слово было – «Бог»

(Евангелие от Иоанна )

Как вы понимаете это выражение?

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

  • Что обозначает этот фразеологизм?
Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.   «Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть, Слово тебе сотворит добро». С. Островой «Первородство»

Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.

«Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть,

Слово тебе сотворит добро».

С. Островой

«Первородство»

Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний

Интерактивная дидактическая игра «Лото» Учащиеся группы делятся на две команды, и по очереди отвечают на вопросы. (Цена правильного ответа равна 0,5 б.) Суть упражнения – найти соответствие термина его значению.

Интерактивная дидактическая игра «Лото»

Учащиеся группы делятся на две команды, и по очереди отвечают на вопросы.

(Цена правильного ответа равна 0,5 б.)

Суть упражнения – найти соответствие термина его значению.

15 Слова, сходные, близкие по значению Омонимы Антонимы Синонимы Архаизмы  Фразеологизмы  Историзм  Неологизмы Тропы Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 8

15

Слова, сходные, близкие по значению

Омонимы

Антонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзм

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

8

1 Слова, противоположные по значению  Антонимы  Омонимы  Синонимы Архаизмы  Фразеологизмы Историзм Неологизмы Тропы Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 9 9

1

Слова, противоположные по значению

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзм

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

9

9

5 Слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению Антонимы Омонимы  Синонимы Архаизмы  Фразеологизмы Историзм Неологизмы Тропы  Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 10 10

5

Слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзм

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

10

10

Устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления 19 Антонимы  Омонимы  Синонимы Архаизмы  Фразеологизмы Историзм Неологизмы  Тропы  Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 11 11

Устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления

19

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзм

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

11

11

13 Слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятие, явления Антонимы Омонимы  Синонимы Архаизмы Фразеологизмы Историзм Неологизмы Тропы   Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 12 12

13

Слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятие, явления

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзм

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

12

12

Слова, появившиеся недавно, обозначающие новые понятия и явления 25 Антонимы Омонимы  Синонимы Архаизмы  Фразеологизмы  Историзмы Неологизмы Тропы  Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 13 13

Слова, появившиеся недавно, обозначающие новые понятия и явления

25

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзмы

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

13

13

11 Многозначность слова Антонимы Омонимы  Синонимы Архаизмы  Фразеологизмы  Историзмы Неологизмы Тропы  Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 14 14

11

Многозначность слова

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзмы

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

14

14

8 Средства выразительности с помощью устойчивых выражений Антонимы Омонимы  Синонимы Архаизмы  Фразеологизмы Историзмы Неологизмы Тропы  Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 15 15

8

Средства выразительности с помощью устойчивых выражений

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзмы

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

15

15

Слова, употребленные в переносном значении 17 Омонимы Антонимы Синонимы Архаизмы Фразеологизмы  Историзмы Тропы  Неологизмы Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 16 16

Слова, употребленные в переносном значении

17

Омонимы

Антонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзмы

Тропы

Неологизмы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

16

16

Средство выразительности , основанное на сопоставлении 4 Антонимы Омонимы  Синонимы Архаизмы Фразеологизмы Историзмы Неологизмы Тропы  Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.  Сравнение Метафоры 17 17

Средство выразительности , основанное на сопоставлении

4

Антонимы

Омонимы

Синонимы

Архаизмы

Фразеологизмы

Историзмы

Неологизмы

Тропы

Выполнение анимации: ЛКМ по мешочку – появится бочонок; ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд.

Сравнение

Метафоры

17

17

Работа над темой урока: Задание № 1 «Следопыт» Вам было дано задание проанализировать рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и выписать из него фразеологизмы.

Работа над темой урока:

Задание № 1 «Следопыт»

Вам было дано задание проанализировать рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и выписать из него фразеологизмы.

  • Для чего служат изобразительные средства языка?
Изобразительные средства языка дают возможность выразить мысли , чувства, желания, любую информацию и отношение к действительности, способствуют образному мышлению. Задание № 2 «Иллюстратор»
  • Изобразительные средства языка дают возможность выразить мысли , чувства, желания, любую информацию и отношение к действительности, способствуют образному мышлению.

Задание № 2 «Иллюстратор»

(Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает раздаточный иллюстративный материал и литературную версию. Необходимо подобрать соответствие.)

Проверь результаты упражнения «Иллюстратор»

Проверь результаты упражнения «Иллюстратор»

«Жемчужные утра»

«Жемчужные утра»

«Глаз цыганские фиалки»

«Глаз цыганские фиалки»

« С жемчужного плеча »

« С жемчужного плеча »

«Очи синие бездонные, Цветут на дальнем берегу»

«Очи синие бездонные,

Цветут на

дальнем

берегу»

«Серые, карие, синие глазки, смешались как в поле цветы»

«Серые, карие, синие глазки, смешались как в поле цветы»

« В ее глазах смеялись васильки»

« В ее глазах смеялись

васильки»

«Глаза швыряются звёздной пургой»

«Глаза швыряются звёздной пургой»

« Вьюга очей »

« Вьюга очей »

« Лишь однажды взглянула с усмешкой, как метелью лицо обмела»

« Лишь однажды взглянула с усмешкой, как метелью лицо обмела»

« Жемчужный почерк»

« Жемчужный почерк»

« Жемчужные капли»

« Жемчужные капли»

У кого больше изобразительных возможностей у писателя или художника? Писатель изображает события в развивающемся времени, движении, действии, а художник изображает только застывший момент .

У кого больше изобразительных возможностей у писателя или художника?

Писатель изображает события в развивающемся времени, движении, действии, а художник изображает только застывший момент

.

Задание № 3 «Слово может…»     Учащимся предлагается исследовать , что значит для художника «слово» – инструмент или материал ?    (Наблюдение за текстом «Работа художника со словом» Н. Кончаловской, внучки Василия Сурикова .)

Задание № 3 «Слово может…»

Учащимся предлагается исследовать , что значит для художника «слово» – инструмент или материал ?

(Наблюдение за текстом «Работа художника со словом» Н. Кончаловской, внучки Василия Сурикова .)

Упражнение « Слово может…»

Упражнение « Слово может…»

Глаза задумчиво уставились на отца. Оля слушает сказку

Глаза задумчиво уставились на отца. Оля слушает сказку

Оленька расплывается в довольной улыбке.

Оленька расплывается в довольной улыбке.

Лицо дочери становится серьезным.

Лицо дочери становится серьезным.

Оля испуганно смотрит на отца. Рот открыт, глазки вытращены.

Оля испуганно смотрит на отца. Рот открыт, глазки вытращены.

« А что дальше?» - спрашивает девочка осевшим от страха голосом.

« А что дальше?» - спрашивает девочка осевшим от страха голосом.

« Медве – дь!» – недовольно тянет дочь.

« Медве – дь!» – недовольно тянет дочь.

Ужас на лице девочки.      «Ой!  Боюсь,боюсь!...» -вдруг кричит Оленька.

Ужас на лице девочки.

«Ой! Боюсь,боюсь!...»

-вдруг кричит Оленька.

Итог кропотливой работы - В.И. Суриков « Утро стрелецкой казни»

Итог кропотливой работы - В.И. Суриков

« Утро стрелецкой казни»

Какой вывод можно сделать из данного текста? Слово для художника выполняет двоякую роль - оно и инструмент, и материал творчества.

Какой вывод можно сделать из данного текста?

Слово для художника выполняет двоякую роль - оно и инструмент, и материал творчества.

Вторичное осознание темы   (работа в рабочих тетрадях)

Вторичное осознание темы

(работа

в рабочих тетрадях)

Запомни!!! Чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значение непонятных слов с помощью толковых словарей.

Запомни!!!

Чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значение непонятных слов с помощью толковых словарей.

Рефлексия   Много лет тому назад, в одном городе жил один мудрец, который все знал. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Спрятавши в ладони бабочку, он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в ладонях, живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет, что живая – умертвлю, скажет мертвая, то отпущу».   Мудрец подумал и ответил:  «Все в твоих руках».

Рефлексия Много лет тому назад, в одном городе жил один мудрец, который все знал. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Спрятавши в ладони бабочку, он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в ладонях, живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет, что живая – умертвлю, скажет мертвая, то отпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках».

Обведите свою руку, каждый палец которой имеет свое определенное значение:    Большой – для меня было интересным и важным…  Указательный – больше всего мне понравилось…  Средний – мне было трудно(не понравилось)…  Безымянный - моя оценка психологической атмосферы…  Мизинец  – для меня было недостаточно…

Обведите свою руку, каждый палец которой имеет свое определенное значение: Большой – для меня было интересным и важным… Указательный – больше всего мне понравилось… Средний – мне было трудно(не понравилось)… Безымянный - моя оценка психологической атмосферы… Мизинец для меня было недостаточно…

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на свободную тему с использованием изобразительных средств языка.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на свободную тему с использованием изобразительных средств языка.

Подведение итогов Муд-рость совы (1 б.) Лото (0,5 б.) Сле-допыт (0,5 б.) Рабочая тетрадь (0,5-4 б) Все в твоих руках (0,5 б.) Общее кол-во баллов Оценка Подпись преподавателя

Подведение итогов

Муд-рость совы

(1 б.)

Лото

(0,5 б.)

Сле-допыт (0,5 б.)

Рабочая тетрадь

(0,5-4 б)

Все в твоих руках

(0,5 б.)

Общее кол-во баллов

Оценка

Подпись преподавателя


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Лексико-фразеологические средства художественной выразительности"

Автор: Минакова Елена Михайловна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства