Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразиология»
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Лексика и фразеология
Цели: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения, прививать интерес к изучению русского языка
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал
Ход урока
Орг.момент
Проверка домашнего задания
Повторение темы «Лексика и фразеология»
А) Орфографическая разминка
Игра «Мягкий знак или твердый знак?»
Учитель называет слова. Если слово с твердым знаком, ученики поднимают правую руку, если с мягким - левую. Некоторые слова не содержат ни твердого, ни мягкого знаков, тогда и руки поднимать не надо. В отдельных словах есть оба знака - поднимаем обе руки.
Темп игры зависит от уровня подготовки класса, но к концу игры темп желательно повысить. Слова, вызвавшие затруднение, желательно записать в тетради.
Б) Беседа по вопросам диалектизмы - баитъ (говорить), кочет (петух);
профессионализмы - суффикс, гипотенуза;
жаргонизмы - склянки (часы), полундра! (берегись!) (из морского жаргона);
устаревшие слова:
архаизмы - очи, ланиты (щеки);
историзмы - городовой, конка.
- В чем отличие архаизмов от историзмов?
Историзмы обозначают понятия, исчезнувшие из современной жизни: дворовый (в значении «крепостной человек, прислуживающий в доме помещика»), исправник - начальник уездной полиции в дореволюционной России; писало - костяная или деревянная палочка Для выдавливания букв по бересте.
Архаизмы - устаревшие, вышедшие из общего употребления слова, сохранившиеся лишь в древних текстах и в поэтической речи: ланиты — щеки, лилейный - белый, чело - лоб и т. д.
В) Выполнение упражнений.
Упражнение 20: комментированное письмо.
Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
краткий перерыв между действиями спектакля;
изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
определение фразеологизмов {воду в ступе не толочь; и день и ночь; держи... в черном теле; не снимай... узды; дать... поблажку; последнюю рубашку... сорвет); выделение орфограмм (устно).
Г) Синтаксический разбор предложения
Своей подсказкой ты оказал мне медвежью услугу.
- Обратим внимание на фразеологизм {медвежью услугу) - нерасчленимое сочетание слой, которое в предложение служит дополнением.
Д) Занимательная лингвистика
- По каким признакам можно сопоставить слова «барство» и «рабство» с точки зрения лексики? (Эти слова можно рассматривать как антонимы. Кроме того, эти слова - анаграммы: они состоят из одних и тех оке букв.)