kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЛЕ-ГРА-ХО (лексико-грамматический хоккей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в виде соревнования двух команд, которые стараются «забить гол» сопернику и не «пропустить шайбу» самим. Ученики обобщают знания о синонимах и антонимах.Целью урока является  проверить степень усвоения знаний учащимися по лексике, развивать интерес к занятиям по русскому языку, обогащать словарный запас учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искакова Гульзира Сагитовна урок русского языка 5 класс»


Мортыкская средняя школа


















5 класс






Провела: Искакова Г. С.




Данный урок проводится в виде соревнования двух команд, которые стараются «забить гол» сопернику и не «пропустить шайбу» самим.

Тема: «Синонимы и антонимы».

Цели урока: обобщить знания о синонимах и антонимах, проверить степень усвоения знаний учащимися по лексике, развивать интерес к занятиям по русскому языку, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: плакат с изображением хоккейного поля, названия, девизы и эмблемы 2-х команд, раздаточный и иллюстрированный2 материал к заданиям.

Ход урока:

  • Организационный момент.

  • Вводная беседа учителя (звучит запись песни «В хоккей играют настоящие мужчины…»).

-Дорогие ребята! Я приглашаю вас на хоккейный матч между командами «Точное словечко» и «Антонимус».

Правила игры: 6 игроков команд должны занять свои позиции, с которых они могут забить «гол» сопернику. Кто больше забьёт голов, тот и победит в матче. Шайбой в нашем хоккее будут служить вопросы и задания из раздела «Лексика».

-Представление судей. Если судьи замечают нарушение правил (подсказка, неверный ответ), они останавливают матч либо за подсказки вычитывают очки.

-Представление команд.

  • «Взбрасывание шайбы» - начинает та команда, которая ответит на

вопрос: «У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю».(Хребет).

Далее работа идёт таким образом: каждый игрок команды получает свою карточку, выполняет задание. Если оно выполнено правильно, он прикалывает флажок на позицию со своим номером, и т.д., пока все игроки не займут свои места. Команде, занявшей своё место последней, засчитывается штрафное очко.

Задания:

1).Для игроков №1:

а) Дать толкование словам-парам: вредный – полезный, красавец – урод.

б) Дать толкование словам-парам: острый – тупой, впереди – позади.

2). Для игроков №2:

а) Подберите синонимы к слову «поэт».

б) Подберите синонимы к слову «преграда».

3).Для игроков №3:

а) Подобрать антонимы к слову «тёмный» во всех его значениях.

б) Подобрать антонимы к слову «свежий» во всех его значениях.

4).Для игроков №4:

а) Привести пример синонимичного ряда из 4-х синонимов.

б) Привести пример синонимичных пар антонимов (по 3 пары).

5).Для игроков №5:

а) Найти синонимы и антонимы в тексте:

Человеку надо мало:

Чтоб искал и находил,

Чтоб имелись для начала

Друг один и враг один.

б) Определить синонимы и антонимы:

Человеку надо мало:

После грома – тишину,

Голубой клочок тумана,

Жизнь – одну и смерть одну.

6).Задание для игроков №6(вратарей ):

- Как называются слова, использованные в стихах? Приведите ещё по 3 при-мера.

а) Сев в такси, б) Снег сказал: «Когда я стаю»,

Спросила такса: Станет речка голубей,

-За проезд? Потечёт, качая стаю

Какая такса? Отражённых голубей


  • Начало матча – 1 период.

  1. «Взбрасывание»: Какие острова всегда молодые? (Новая земля,Новая Зеландия).

Примечание: та команда, которая выиграет взбрасывание, отвечает первой.

Задание для первого периода (команды отвечают поочерёдно. Если у коман-ды нет ответа, отвечает другая команда. Те вопросы, которые остались без ответа, могут разыграть обе команды в конце 1-ого периода. Задания коман-дам выдаются судьями после ответа на предыдущий вопрос. Таким образом, на обдумывание вопроса даётся по 3-4 минуты).

1-ая команда:

  1. Определите «третий - лишний»:

- разиня, ротозей, дурак

- граница, рубеж, черта

- тихий, спокойный, равнодушный.

  1. Подберите синонимы: колоссальный, глобальный.

  2. Докажите, что слова обратно и опять не синонимы.

  3. Определите ряд синонимов, которые принадлежат разным стилям речи:

- робкий, боязливый; - обманщик, плут

2-ая команда:

  1. Определите «третий - лишний»:

- приказ, команда, ответ

- небольшой, малый, колоссальный

- сердечный, задушевный, ровный

  1. Подберите синонимы: универсальный, разумный.

  2. Какое основное значение имеют синонимы маленький / крошечный,чем

они различаются?

  1. Найдите разговорное слово:

- скупится, жадничать; - доктор, лекарь; - докторша, врачиха.

  • 2-ой период 1-ая команда:

  1. Определите антоним: густо, мягко, ученье, труд, много, вместе.

  2. Закончите пословицу: … дело лучше … безделья.

У мудрого человека … уши и … язык.

Не было бы …, да … помогло.

  1. Выпишите антонимы: Сорок лет – это молодость старости,

Самое начало конца,

Когда столько ещё до старости,

Когда столько ещё до конца!

2-ая команда:

  1. Определите антоним: старый, маленький, больной, утро, свой, радость.

  2. Закончите пословицу: … сторона – мать, … - мачеха.

… земля … рук не любит. Ученье - …, а неученье - … .

  1. Выпишите антонимы: Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден:

Вглядись в него – он ведь для нас!


  • 3-ий период Обеим командам:

Используйте синонимы и антонимы, изменяя данный текст:

Быстро едут по рельсам поезда, быстро едут по улицам автомобили, быстро летят в небе самолёты.

Тёмная темнота тёмного леса пугала путников, которых тьма застала в лесу.


  • «Серия буллитов»

При равном счёте можно провести этот конкурс блиц-ответов. Каждой коман де даётся по три вопроса (по очереди) – «шайбы»: ответили верно – отразили удар соперника; неверно – значит, забили «шайбу» соперники.

  1. Что такое омонимы?

  2. Что изучает лексика?

  3. Дайте определение синонимам.

  4. Дайте определение антонимам.

  5. Многозначно ли слово «звонок»?(Да)

  6. Многозначно ли слово «фломастер»?(Нет)


  • Итог соревнования подводят судьи. Они объявляют команду – победительницу, лучших «бомбардиров» - игроков (по одной из каждой команды) и награждают их медалями.










Приложение к уроку

Ответы на задания 2-м командам:

  1. а) антонимы 2) а) стихотворец, пиит

б) антонимы б) заслон, препона

3) а) светлый б) только что произведённый, прохладный, приятный, новый

4) а) выдержать, выстоять, выдюжить, устоять

б) смелый, трусливый – храбрый; хороший, добрый – плохой;

ложь, неправда – правда.

5)а) антонимы: искал-находил, друг-враг.

б) антонимы: гром – тишина, жизнь – смерть

6) а)омонимы: такса( собака и стоимость); примеры: ключ, лук, завод.

б)омонимы: стаю(растаять и несколько голубей); примеры: рысь, ёрш, гриф.

Ответы к 1-ому периоду:

1 команда:

  1. дурак, черта, равнодушный

  2. огромный, масштабный, многоразовый бтлет

  3. опять – ещё раз, обратно – назад

обманщик – книжный, плут – разг.

2 команда:

  1. ответ, колоссальный, ровный

  2. разносторонний, думающий

  3. малого размера, различаются степенью

  4. жадничать, лекарь, докторша, врачиха

Ответы ко 2-ому периоду:

1 команда:

  1. пусто, жёстко, неученье, лень, мало, врозь

  2. Малое дело лучше большого безделья.У мудрого человека длинные уши и короткий язык.Не было бы счастья, да несчастье помогло.

  3. Молодость – старость, начало – конец.

2 команда:

  1. Молодой, большой, здоровый, вечер, чужой, горе

  2. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Трудолюбивая земля ленивых рук не любит. Ученье – свет, а неученье – тьма.

  3. Добр – жесток, щедр – скуп, богат – беден


Ответ к 3-ему периоду:

Стремительно едут по рельсам поезда, несутся, мчатся по улицам автомобили, проносятся в небе самолёты. Чёрная темнота мрачного леса пугала путников, которых тьма застала в лесу.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЛЕ-ГРА-ХО (лексико-грамматический хоккей)

Автор: Искакова Гульзира Сагитовна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства