Мортыкская средняя школа
5 класс
Провела: Искакова Г. С.
Данный урок проводится в виде соревнования двух команд, которые стараются «забить гол» сопернику и не «пропустить шайбу» самим.
Тема: «Синонимы и антонимы».
Цели урока: обобщить знания о синонимах и антонимах, проверить степень усвоения знаний учащимися по лексике, развивать интерес к занятиям по русскому языку, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: плакат с изображением хоккейного поля, названия, девизы и эмблемы 2-х команд, раздаточный и иллюстрированный2 материал к заданиям.
Ход урока:
-Дорогие ребята! Я приглашаю вас на хоккейный матч между командами «Точное словечко» и «Антонимус».
Правила игры: 6 игроков команд должны занять свои позиции, с которых они могут забить «гол» сопернику. Кто больше забьёт голов, тот и победит в матче. Шайбой в нашем хоккее будут служить вопросы и задания из раздела «Лексика».
-Представление судей. Если судьи замечают нарушение правил (подсказка, неверный ответ), они останавливают матч либо за подсказки вычитывают очки.
-Представление команд.
вопрос: «У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю».(Хребет).
Далее работа идёт таким образом: каждый игрок команды получает свою карточку, выполняет задание. Если оно выполнено правильно, он прикалывает флажок на позицию со своим номером, и т.д., пока все игроки не займут свои места. Команде, занявшей своё место последней, засчитывается штрафное очко.
Задания:
1).Для игроков №1:
а) Дать толкование словам-парам: вредный – полезный, красавец – урод.
б) Дать толкование словам-парам: острый – тупой, впереди – позади.
2). Для игроков №2:
а) Подберите синонимы к слову «поэт».
б) Подберите синонимы к слову «преграда».
3).Для игроков №3:
а) Подобрать антонимы к слову «тёмный» во всех его значениях.
б) Подобрать антонимы к слову «свежий» во всех его значениях.
4).Для игроков №4:
а) Привести пример синонимичного ряда из 4-х синонимов.
б) Привести пример синонимичных пар антонимов (по 3 пары).
5).Для игроков №5:
а) Найти синонимы и антонимы в тексте:
Человеку надо мало:
Чтоб искал и находил,
Чтоб имелись для начала
Друг один и враг один.
б) Определить синонимы и антонимы:
Человеку надо мало:
После грома – тишину,
Голубой клочок тумана,
Жизнь – одну и смерть одну.
6).Задание для игроков №6(вратарей ):
- Как называются слова, использованные в стихах? Приведите ещё по 3 при-мера.
а) Сев в такси, б) Снег сказал: «Когда я стаю»,
Спросила такса: Станет речка голубей,
-За проезд? Потечёт, качая стаю
Какая такса? Отражённых голубей
«Взбрасывание»: Какие острова всегда молодые? (Новая земля,Новая Зеландия).
Примечание: та команда, которая выиграет взбрасывание, отвечает первой.
Задание для первого периода (команды отвечают поочерёдно. Если у коман-ды нет ответа, отвечает другая команда. Те вопросы, которые остались без ответа, могут разыграть обе команды в конце 1-ого периода. Задания коман-дам выдаются судьями после ответа на предыдущий вопрос. Таким образом, на обдумывание вопроса даётся по 3-4 минуты).
1-ая команда:
Определите «третий - лишний»:
- разиня, ротозей, дурак
- граница, рубеж, черта
- тихий, спокойный, равнодушный.
Подберите синонимы: колоссальный, глобальный.
Докажите, что слова обратно и опять не синонимы.
Определите ряд синонимов, которые принадлежат разным стилям речи:
- робкий, боязливый; - обманщик, плут
2-ая команда:
Определите «третий - лишний»:
- приказ, команда, ответ
- небольшой, малый, колоссальный
- сердечный, задушевный, ровный
Подберите синонимы: универсальный, разумный.
Какое основное значение имеют синонимы маленький / крошечный,чем
они различаются?
Найдите разговорное слово:
- скупится, жадничать; - доктор, лекарь; - докторша, врачиха.
Определите антоним: густо, мягко, ученье, труд, много, вместе.
Закончите пословицу: … дело лучше … безделья.
У мудрого человека … уши и … язык.
Не было бы …, да … помогло.
Выпишите антонимы: Сорок лет – это молодость старости,
Самое начало конца,
Когда столько ещё до старости,
Когда столько ещё до конца!
2-ая команда:
Определите антоним: старый, маленький, больной, утро, свой, радость.
Закончите пословицу: … сторона – мать, … - мачеха.
… земля … рук не любит. Ученье - …, а неученье - … .
Выпишите антонимы: Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден:
Вглядись в него – он ведь для нас!
Используйте синонимы и антонимы, изменяя данный текст:
Быстро едут по рельсам поезда, быстро едут по улицам автомобили, быстро летят в небе самолёты.
Тёмная темнота тёмного леса пугала путников, которых тьма застала в лесу.
При равном счёте можно провести этот конкурс блиц-ответов. Каждой коман де даётся по три вопроса (по очереди) – «шайбы»: ответили верно – отразили удар соперника; неверно – значит, забили «шайбу» соперники.
Что такое омонимы?
Что изучает лексика?
Дайте определение синонимам.
Дайте определение антонимам.
Многозначно ли слово «звонок»?(Да)
Многозначно ли слово «фломастер»?(Нет)
Приложение к уроку
Ответы на задания 2-м командам:
а) антонимы 2) а) стихотворец, пиит
б) антонимы б) заслон, препона
3) а) светлый б) только что произведённый, прохладный, приятный, новый
4) а) выдержать, выстоять, выдюжить, устоять
б) смелый, трусливый – храбрый; хороший, добрый – плохой;
ложь, неправда – правда.
5)а) антонимы: искал-находил, друг-враг.
б) антонимы: гром – тишина, жизнь – смерть
6) а)омонимы: такса( собака и стоимость); примеры: ключ, лук, завод.
б)омонимы: стаю(растаять и несколько голубей); примеры: рысь, ёрш, гриф.
Ответы к 1-ому периоду:
1 команда:
дурак, черта, равнодушный
огромный, масштабный, многоразовый бтлет
опять – ещё раз, обратно – назад
обманщик – книжный, плут – разг.
2 команда:
ответ, колоссальный, ровный
разносторонний, думающий
малого размера, различаются степенью
жадничать, лекарь, докторша, врачиха
Ответы ко 2-ому периоду:
1 команда:
пусто, жёстко, неученье, лень, мало, врозь
Малое дело лучше большого безделья.У мудрого человека длинные уши и короткий язык.Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Молодость – старость, начало – конец.
2 команда:
Молодой, большой, здоровый, вечер, чужой, горе
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Трудолюбивая земля ленивых рук не любит. Ученье – свет, а неученье – тьма.
Добр – жесток, щедр – скуп, богат – беден
Ответ к 3-ему периоду:
Стремительно едут по рельсам поезда, несутся, мчатся по улицам автомобили, проносятся в небе самолёты. Чёрная темнота мрачного леса пугала путников, которых тьма застала в лесу.