Личностно ориентированное обучение: технология встречных усилий. Интегрированный урок (русский язык, музыка). 6 класс
Личностно ориентированное обучение: технология встречных усилий. Интегрированный урок (русский язык, музыка). 6 класс
Данный урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, разбивается на 5 основных этапов:
-разминка;
-контрольно-подготовительный;
-вызов;
-сотворчество;
-рефлексия.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Рассмотрим урок, построенный по технологии встречных усилий учителя и учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно ориентированное обучение: технология встречных усилий. Интегрированный урок (русский язык, музыка). 6 класс »
Личностно-ориентированное обучение: технология встречных усилий.
Интегрированный урок (русский язык, музыка)
6 класс. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Авторы:
1. Карькаева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №12 г. Балашова Саратовской области»
2. Душина Лариса Дмитриевна, учитель музыки «СОШ №12 г. Балашова Саратовской области»
Аннотация
Данный урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, разбивается на 5 основных этапов:
-разминка;
-контрольно-подготовительный;
-вызов;
-сотворчество;
-рефлексия.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Рассмотрим урок, построенный по технологии встречных усилий учителя и учащегося.
1.«Разминка». На данном интегрированном уроке разминкой будет знакомство с текстом притчи и расстановка прилагательных в тексте. Педагогические приемы на данном этапе:
«Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель предлагает учащимися загадку, отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Вновь учитель возвращается к этому в конце урока. В конце данного урока присутствующие определяют идею притчи и обсуждают её.
2. Контрольно- подготовительный этап.
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Прием «Лови ошибку». Учитель намеренно допускает ошибки. Ученики не должны соглашаться с суждением. А для того, чтобы школьники помнили, что это игра, можно сопровождать такие ошибки некоторым условным знаком (например, вверх поднимается левая рука, раскрытая ладонь и т.д.) При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждения, побуждая учащихся к поиску правильного решения.
3. Вызов. Подготовка учебной цели, создание ситуации «вызова». Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную ситуацию в учении и обучении. Приемы, используемые на данном этапе:
«Вопросы к тексту». Учащиеся делают пометки в тексте: что они знают, что не знают про прилагательное. Таким образом, они включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
4. Сотворчество как этап урока. Главное - это поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Некоторые приемы данного этапа, используемые на уроке:
а) «Машина времени». События оцениваются с 2 позиций: современной и соответствующей исторической эпохе.
б) «Кластер». Этот прием активно использует возможность видеоряда, идеи группируются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, поощряется обогащение тематического кластера сведениями из других учебных дисциплин. Другими словами, создается коллективный опорный сигнал по теме. Опорой для составления кластера могут стать, кроме учебника, разнообразные пособия с таблицами и схемами. Создать кластер учащиеся смогут дома по теме «Имя прилагательное».
5. «Рефлексия». Обучающиеся отвечают на вопросы, осмысливая идею притчи и правописание прилагательных.
Методических приёмов в «технологии встречных усилий» существует больше, но описанные выше больше других подошли для использования на данном уроке.
Ход урока.
Цель: Заставить каждого задуматсья о возможностях человека вообще, в том числе и о своих собственных.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление и память, эмоциональную сферу.
2. Обсудить понятие «жизненные ценности»
3. Выявить уровень знаний об имени прилагательном.
Ход урока: В начале урока звучит «Песня о доброте», композитор В. Львовский , являющаяся своеобразным настроем присутствующих на хорошее и доброе настроение:
Сегодня мы с вами поговорим об одной части речи, без которой наш русский язык не смог бы обойтись. Посмотрите на текст, записанный на доске, и скажите, о чём же пойдёт речь? 1. Разминка ( приём «Погружение») Эта история произошла давным-давно в ….. городе, в котором жил один великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его …… города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал ……. бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка я у мудреца: скажи, ……. , какая бабочка у меня в руках – ……. или …..? Если он скажет – ……., я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – ……., я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас …… ». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о …… , - живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был …… человеком, сказал: «……………………….».
Может, кто-то из вас догадался, что сказал мудрец? (Всё в твоих руках).
«ПриёмОтсроченная загадка»).
Притча очень красивая, об её идее текста мы поговорим в конце урока.
Каких частей речи не хватает для полноты текста? Конечно же, имени прилагательного!
Расставьте данные слова по своим местам: старинном, мудрейший, родного, умным, живая, красивую, мёртвая, умнее.
Теперь у нас получился полный текст, с которым мы будем работать весь урок.
Я буду вам называть сведения об имени прилагательном, а вы должны исправить ошибки, если что-то неверно:
-в тексте нет имён прилагательных, употреблённых в степени сравнения (есть: мудрейший);
- имена прилагательные в предложении являются обстоятельствами (являются определениями);
-в данной притче есть прилагательные, являющиеся антонимами (есть: живая и мёртвая);
-в суффиксах имён прилагательных всегда пишется одна Н (далеко не всегда, в слове старинный – две Н);
-в корнях имён прилагательных не бывает безударных гласных, проверяемых ударением (бывают: красивая, родном);
-человек, пришедший к мудрецу, был очень добрым.
С этим заданием справились, идём дальше.
3. Вызов. «Вопросы к тексту».
Поставьте после каждого прилагательного одну из трёх букв: «И»-известный материал, «З»- затруднение, «Н» -неизвестный материал.
Учитель осуществляет подсчёт «букв» и делает вывод, какие темы необходимо вспомнить и закрепить.
4. Сотворчество. «Машина времени» (события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохе).
Притча известна с древних времён, в начале урока мы с вами не определили идею притчи. Как вы думаете, чему нас учит этот текст и о чём заставляет задуматься? Давайте поразмышляем вместе
Только ли несколько веков назад человек был хозяином своей судьбы или это актуально и на сегодняшний день?
А что, по-вашему, находится сейчас в ваших руках?
Каким чувством является зависть? Если вы встречались с завистниками, расскажите об этом.
Требовалась ли в жизни кому -то ваша помощь?
Всегда ли нам хватает доброты и участия?
Чем вы можете помочь другим людям?
5. Рефлексия.
Сформулируйте и запишите своё «золотое» правило нравственности. Это и будет отгадкой к «Отсроченной загадке», о ней мы говорили в начале урока (дети пишут на фоне песни «Дорогою добра», Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова Из телефильма «Маленький Мук»звучит 1куплет с припевом)
http://www.musicandi.ru/slova_pesen/doroga_dobra/
Домашнее задание – разноуровневое:
Эссе «Материальные и нравственные ценности в жизни человека»