kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа "Диалектные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: обобщение и систематизация знаний по теме «Диалектные слова».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Диалектные слова"»

5



Тема: «Диалектные слова»

Класс: 6 «Б»

Тип урока: лабораторная работа


Цели:

образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний по теме «Диалектные слова»;

  • формирование у учащихся общенаучных и специальных навыков при работе со словом;

развивающие:

  • развитие интереса к живой природе народной речи;

  • развитие творческих способностей, связанных с составлением словарной статьи;

  • развитие самостоятельной деятельности учащихся, навыков исследовательского подхода к языковым явлениям;

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к духовной культуре своей малой родины;

  • воспитывать внимание к слову.


Оборудование:

1). Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. М. 1987 год.

2). Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М, 2006 год

3). Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. Ростова-на-Дону, 2005 год

4). Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1975 год.

5). Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М. 1985 год.

6). Проектор, экран, компьютер.


Структура урока:

I. Оргмомент. Целеполагание.


В результате исследования необходимо овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Знать основные отличительные особенности диалектных слов;

  • Уметь находить диалектные слова, объяснять роль диалектных слов в тексте;

  • Уметь выявлять отличительные особенности диалектных слов;

  • Уметь работать в группах.


II. Актуализация опорных знаний.

  1. Лексика




Общеупотребительная имеющая ограниченную

сферу употребления




диалектизмы профессионализмы жаргонизмы


термины


  1. Диалектные слова:

  • Слова, употребляемые только жителями той или иной местности

  • Основные наречия (диалекты):

- южное (аканье)

- северное (оканье)

  • Как обозначено в толковом словаре?


3. Диалектизмы – диалектные слова, использованные в художественных произведениях.


4. Отличительные особенности диалектных слов:

  • Фонетические

  • Орфоэпические

  • Словообразовательные

  • Морфологические


5. Алгоритм, позволяющий найти в тексте диалектное слово:

  1. Найди в тексте (предложении) необщеупотребительное слово.

  2. Обозначено ли оно в словаре?

  3. Каково его лексическое значение?

  4. Сопоставь его со словами литературного языка.

  5. Чем оно отличается от общеупотребительных слов?

Объясни роль диалектизма в тексте.






III.Практическая часть: определение лексического значения диалектизма по алгоритму, выявление отличительных особенностей диалектных слов, создание словарной статьи. Лабораторная работа.


Исследовательская работа проводится в группах.

Задание для первой группы:

  1. Используя алгоритм, найти в тексте казачьей народной сказки «Бисеринка» диалектные слова;

  2. Подберите к ним синонимы;

  3. Замените диалектные слова близкими по значению литературными словами. Имеют ли они такую же окраску? Какие слова вам больше нравятся? Почему?


Задание для второй группы – карточка с диалектными словами:

Ходыть

Полыть

Носыть

Косыть

Рэвить

  1. Используя алгоритм, доказать, что эти слова диалектные.

  2. В чем их сходство с общеупотребительными словами?

Назовите отличительную особенность этих диалектных слов.

  1. Дополните ряд диалектных слов.


Задание для третьей группы:

  1. Используя алгоритм, докажите принадлежность данных слов к диалектным:

Цэбулына

Братушка

Сэструшка

Драбынка

  1. Выделите в них суффиксы. Какова их роль?

  2. Встречаются ли эти суффиксы в общеупотребительных словах? Приведите примеры.

  3. Попробуй продолжить ряд диалектных слов с суффиксами субъективной оценки.


Задание четвертой группе:

  1. Используя алгоритм, найдите в отрывке из книги Я. В. Бахарь «Люди Гиганта» диалектные слова. Составьте словарные статьи, раскрывающие значение слов, укажите в них грамматические пометы.


Когда солнце высоко поднялось в небе, к трактору подъехал, наконец, полевод Лепешко, пожилой сивоусый мужчина.

- Як дило? – весело крикнул он Марии.

- Ратуй, дядя! – отозвалась Мария. – Нет ли чего у тебя поесть?

- Ты що? – рассмеялся полевод. – Мабудь часа три, як прошло,а ты уже исты захотила?


Задание пятой группе – отредактируйте предложения

  1. К поездке в город Ростов-на-Дону учащиеся приготовились загодя.

  2. Работники МЧС вызволили женщин из затопленного помещения.

  3. Разве могла Катерина продолжать прежнюю жизнь в доме Кабанихи, ладить с родичами Тихона?

Используя алгоритм, найдите в тексте диалектизмы. Замените их словами литературного языка. Всегда ли уместно использование диалектных слов? В каких стилях речи мы не можем встретить диалектные слова? Почему?


Задание для шестой группы – проанализируйте языковой материал предложений из художественного текста.

  1. Склон с прикрутицей муравится… Плавал одаль белозор…

  2. Гаврила баил, что голосок, мол у ней такой тоненький.

  3. Старостиха в подворотне застряла… свою же дворовую собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес.

Используя алгоритм, найдите в тексте диалектные слова. В каких предложениях они не нуждаются в переводе? Почему?

Лексическое значение каких слов вы не определили?

В чем состоит мастерство художника, использующего в своем произведении диалектные слова?


IV. Подведение итога урока:


- У французского ученого Пьермона есть такие слова: «На жизненном поприще знание без опыта – зрячий на неизвестной ему дороге, опыт без знания – слепец на знакомой ему стезе». Выполняя лабораторную работу, вы использовали и опыт, и знания.

Какие навыки исследовательского подхода к языковым явлениям мы закрепили на уроке? (учились находить в тексте диалектные слова и определять их роль, выявляли отличительные особенности диалектных слов, обобщали результаты, делали выводы)

- А самое главное – каждый из вас сделал маленькое открытие. «Открытия делаются тогда, когда все думают…». (А. Эйнштейн)

V. Домашнее задание

Используя текст казачьей народной сказки «Жбан», выпишите диалектные слова и определите их лексическое значение, пользуясь «Словарем донских говоров».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лабораторная работа "Диалектные слова"

Автор: Рягузова Людмила Ивановна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства