Просмотр содержимого документа
«КВН юных филологов (урок-игра по теме "Фразеология")»
КВН юных филологов.
Цели: Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.
Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Методы: практический, игровой, объяснительно - репродуктивный, частично - поисковый
Первый конкурс - Разминка.
1) Найти устойчивое сочетание слов (фразеологические обороты):
Оказался молодцом, смог осилить ношу -
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
3 Конкурс
Кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания
Конкурс. Синонимы и антонимы.
1) Замените в отрывке повторяющееся слово его синонимом.
"Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Но снегу не было. Холодная земля затвердела как камень."
2) Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества человека.
В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложение
1) хоть пруд пруди
кот наплакал тьма-тьмущая
яблоку негде упасть
3) слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде писано
комар носа не подточит
2) во все лопатки
сломя голову
черепашьим шагом
в мгновенье ока
4) попасть впросак
попасть на седьмое небо
попасть в переделку
попасть в переплет.
«Цепочка фразеологизмов»
Первый ученик записывает на доске свой фразеологизм и рядом указывает значение; затем второй ученик выполняет такую же операцию, потом третий ученик и т. д. При этом каждый очередной фразеологизм должен начинаться с буквы, на которую заканчивается предыдущий:
архимедов рычаг (двигательная сила)
гонять лодыря (бездельничать)
яблоко раздора (...)
альфа и омега (...)
Ариаднина нить (...)
толочь в ступе воду (...)
убить двух зайцев (...)
водить за нос (...)
сжечь корабли (...)
из первых рук (...)
к шапочному разбору (...)
ума палата (...)
ахиллесова пята (...)
Америку открыть (...)
«Одним словом»:
1) зарубить на носу — запомнить 2 коптить небо — ... себе на уме — ... куры не клюют — ... вставлять палки в колеса — ... вилять хвостом —... наложить вето — ...
) намылить шею — ... пальчики оближешь —... развесить уши — ... прикусить язык —... обвести вокруг пальца — ... заткнуть за пояс — ... бить баклуши — ...
Ведущий записывает слова по вертикали. Участникам игры предлагается подобрать к каждой букве по фразеологизму, рядом написать его значение. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и правильнее.
«О ком так говорят?»
1) Стреляный воробей
2) белая ворона
3) гусь лапчатый
4) тертый калач
5) забубённая головушка
6) желторотый птенец
7) семи пядей во лбу
8) собаку съел
9) звезд с неба не хватает
10) язык без костей
11) и швец, и жнец, и на дуде игрец
12) правая рука
«Восстанови фразеологизм»
Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных):