kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура речи - культура общения» или « Как избежать трудностей в общении и быть понятым»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока направлена на формирование коммуникативной компетенции учащихся средней ступени обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура речи - культура общения» или « Как избежать трудностей в общении и быть понятым»»

Урок развития речи в 7 классе

«Культура речи - культура общения» или

« Как избежать трудностей в общении и быть понятым».

Цель: воспитание сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.

Задачи: - развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

- формирование умений опознавать и анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Коммуникативная компетенция

- знать: какие требования предъявляются к высказываниям в соответствии с целями и условиями общения;

- уметь: правильно организовывать общение.

Языковая и лингвистическая компетенция

- знать: основы общения;

- уметь: владеть способами и навыками действий при организации общения.

Культуроведческая компетенция

- знать: речевой этикет;

- уметь: овладевать русским речевым этикетом.

Ход урока

1. Организация занятия. Это групповая работа. Деление класса на две (4) группы по принципу «случайности» ( можно использовать разрезанные рисунки). Вступительное слово учителя о цели урока. Общаясь с разными людьми, мы должны помнить о культуре речи, соблюдать речевой этикет – это позволит нам быть понятыми, избежать трудностей в общении, добиться поставленной цели.

2. Повторение известного обучающимся об общении:

На столах листы, на которых записаны начатые предложения, их надо закончить, используя слова ( находим соответствия)

То, о чём я говорю, - это… Тот, кто меня слушает, - это… Тот, кто говорит, - это… Коммуникативное намерение - это… Логическая информация - это… Эмоциональная информация - это...

Слова: информация, цель высказывания, адресат, жесты, мимика, адресант, коммуникативная задача, коммуникативное намерение.

( За каждый правильный ответ команда получает « четвертушку» - четвёртую часть фишки, две «четвертушки»- « половинка»- две « половинки»- « целая фишка». Таким образом легко считать количество заработанных баллов. Это ещё и стимул для ребят - они с радостью производят обмен «четвертушек» на «половинки» и т.д…За более трудные задания может быть поощрение –«половинка» или « целая» фишка).

3. Речевая ситуация

В течение жизни нам предстоит вступать в разные виды общения: по количеству участников - групповое, межличностное, массовое; в зависимости от обстановки: официальное, неофициальное, словесное, несловесное, повседневное…. Исходя из этого, мы по - разному организуем свое общение с другими людьми. Это зависит от речевой ситуации: ( лист « Речевая ситуация» на столе)

- кто с кем общается - о чём говорит - какие задачи были поставлены - как место общения повлияло на речевое поведение

Разыграть речевую ситуацию. Читается текст « Какие деньги были в Древней Руси?»

Команды разыгрывают речевые ситуации с ребятами в детском саду, со старушками на скамейке, слушателями лекции в парке…( опора на прочитанный текст).

4. Всё начинается с обращения

В 1701 году Пётр Первый издал указ: «Полуименами не писаться».Как вы думаете, о чём этот указ? ( Уважительное отношение к себе и другим. До этого указа нормальным было называть и называться « Настька», «Прошка», «Васька»…) Как в наше время принято обращаться и представляться?

Представление ребят. ( В одном предложении надо представить себя, сообщив самое главное о себе, о своём характере. Оригинальность приветствуется).

5. Оценка собеседника

Вы, конечно, слышали пословицу «Глаза – зеркало души». Действительно, взгляд выражает уровень культуры и воспитанности человека, а также враждебность или доброжелательность. Журналист В. Песков вспоминал « Худенький, невысокий майор …так хорошо, так дружески улыбнулся, что мы сказали : «Юра». Что помогло наладить общение?

Используя взгляд, мимику, жесты поддержите своего товарища, у которого неприятности (говорить ничего нельзя).

Приготовьте и покажите сценку - пантомиму, когда неуместна улыбка.

Жесты помогают понять говорящего, а могут ли они быть «мешающим» фактором? Какие жесты отвечающих у доски вам не приятны?

6. Спор

Часто при общении мы вступаем в спор, иногда он превращается в ссору. Чтобы уяснить различие в лексическом значении слов, составим словарную статью. Составляются словарные статьи «Спор», «Ссора», «Спорить», «Ссориться».

На столах у вас есть памятки «Как возразить и не поссориться»:

1.Возражай по делу.

2.Выбирай вежливые слова и выражения.

3.Произноси их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.

4.Поменяй тему разговора (в частной беседе), если несогласие зашло слишком далеко.

5.Стремись остаться со своим собеседником в дружеских отношениях, даже если вы не убедили друг друга.

7. Поговорим о достоинствах и недостатках нашей речи

Запись на доске:

Хорошая речь – правильная

- чистая

- логичная

- богатая

- точная

- уместная

- выразительная

Задания, которые помогут обучающимся осознать , что значит « правильная», «чистая»…речь.

Охарактеризуйте речь пьяницы из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» ( текст на столах).

Всегда мы исправляем ошибки в речи, а сейчас я предлагаю « испортить» текст словами – паразитами, чтобы увидеть, как они влияют на понимание смысла. ( На столах отпечатанные листы : «Краткий словарик слов – «паразитов» современного русского языка» и «Памятка.Как избавиться от слов- «паразитов»?» После занятия словарики раздаются ученикам).

Текст для выполнения данного задания можно взять из учебников «География», «Биология»…

Слова - «паразиты»: в натуре, вот, давай, ё-моё, знаете(ешь),значит, как бы, как сказать, на самом деле, ну, короче, типа, это, это самое…

Итак, мы увидели на примерах , что речь должна быть правильной, чистой.

А что значит речь «логичная»? Из армейского юмора:

- Солдат должен чистить сапоги с вечера, чтобы надевать их на свежую голову.

- Копать от забора до обеда. ( Можно заменить текстом «Разговор Алисы и Шалтая – Болтая»)

Речь уместная или неуместная? Переведите на литературный язык: Прикол, пофартило, лепень,гнать,лапотник, сявка…

Чтобы продемонстрировать такие качества речи, как богатство и выразительность дополняем текст, используя выразительные средства ( эпитеты, метафоры, сравнения…)

1. Сельва - это экваториальный лес.

2. Сельва – это удивительное место с разнообразными растениями.



8. И ещё не забывать нечто…

Заканчивая наше занятие, я хотела бы вам напомнить ещё об одном условии хорошего общения… Я читаю рифмованные строки, а вы подбираете рифмы.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …спасибо.

Зазеленеет старый пень, когда услышит …добрый день.

В России, Франции и Дании при расставании скажут…до свидания.

А увидимся завтра опять, чтобы…здравствуйте снова сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго, надо вежливость не растерять,

Мы окажем внимание друг другу и друг друга так легче …понять.



Подведение итогов урока, оценка работы обучающихся (самооценка, оценка работы каждого члена команды).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Фролова Лариса Юрьевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства