Просмотр содержимого документа
««Культура речи - культура общения» или « Как избежать трудностей в общении и быть понятым»»
Урок развития речи в 7 классе
«Культура речи - культура общения» или
« Как избежать трудностей в общении и быть понятым».
Цель: воспитание сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.
Задачи: - развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- формирование умений опознавать и анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Коммуникативная компетенция
- знать: какие требования предъявляются к высказываниям в соответствии с целями и условиями общения;
- уметь: правильно организовывать общение.
Языковая и лингвистическая компетенция
- знать: основы общения;
- уметь: владеть способами и навыками действий при организации общения.
Культуроведческая компетенция
- знать: речевой этикет;
- уметь: овладевать русским речевым этикетом.
Ход урока
1. Организация занятия. Это групповая работа. Деление класса на две (4) группы по принципу «случайности» ( можно использовать разрезанные рисунки). Вступительное слово учителя о цели урока. Общаясь с разными людьми, мы должны помнить о культуре речи, соблюдать речевой этикет – это позволит нам быть понятыми, избежать трудностей в общении, добиться поставленной цели.
2. Повторение известного обучающимся об общении:
На столах листы, на которых записаны начатые предложения, их надо закончить, используя слова ( находим соответствия)
То, о чём я говорю, - это… Тот, кто меня слушает, - это… Тот, кто говорит, - это… Коммуникативное намерение - это… Логическая информация - это… Эмоциональная информация - это...
( За каждый правильный ответ команда получает « четвертушку» - четвёртую часть фишки, две «четвертушки»- « половинка»- две « половинки»- « целая фишка». Таким образом легко считать количество заработанных баллов. Это ещё и стимул для ребят - они с радостью производят обмен«четвертушек» на «половинки» и т.д…За более трудные задания может быть поощрение –«половинка» или « целая» фишка).
3. Речевая ситуация
В течение жизни нам предстоит вступать в разные виды общения: по количеству участников - групповое, межличностное, массовое; в зависимости от обстановки: официальное, неофициальное, словесное, несловесное, повседневное…. Исходя из этого, мы по - разному организуем свое общение с другими людьми. Это зависит от речевой ситуации: ( лист « Речевая ситуация» на столе)
- кто с кем общается - о чём говорит - какие задачи были поставлены - как место общения повлияло на речевое поведение
Разыграть речевую ситуацию. Читается текст « Какие деньги были в Древней Руси?»
Команды разыгрывают речевые ситуации с ребятами в детском саду, со старушками на скамейке, слушателями лекции в парке…( опора на прочитанный текст).
4. Всё начинается с обращения
В 1701 году Пётр Первый издал указ: «Полуименами не писаться».Как вы думаете, о чём этот указ? ( Уважительное отношение к себе и другим. До этого указа нормальным было называть и называться « Настька», «Прошка», «Васька»…) Как в наше время принято обращаться и представляться?
Представление ребят. ( В одном предложении надо представить себя, сообщив самое главное о себе, о своём характере. Оригинальность приветствуется).
5. Оценка собеседника
Вы, конечно, слышали пословицу «Глаза – зеркало души». Действительно, взгляд выражает уровень культуры и воспитанности человека, а также враждебность или доброжелательность. Журналист В. Песков вспоминал « Худенький, невысокий майор …так хорошо, так дружески улыбнулся, что мы сказали : «Юра». Что помогло наладить общение?
Используя взгляд, мимику, жесты поддержите своего товарища, у которого неприятности (говорить ничего нельзя).
Приготовьте и покажите сценку - пантомиму, когда неуместна улыбка.
Жесты помогают понять говорящего, а могут ли они быть «мешающим» фактором? Какие жесты отвечающих у доски вам не приятны?
6. Спор
Часто при общении мы вступаем в спор, иногда он превращается в ссору. Чтобы уяснить различие в лексическом значении слов, составим словарную статью. Составляются словарные статьи «Спор», «Ссора», «Спорить», «Ссориться».
На столах у вас есть памятки «Как возразить и не поссориться»:
1.Возражай по делу.
2.Выбирай вежливые слова и выражения.
3.Произноси их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.
4.Поменяй тему разговора (в частной беседе), если несогласие зашло слишком далеко.
5.Стремись остаться со своим собеседником в дружеских отношениях, даже если вы не убедили друг друга.
7. Поговорим о достоинствах и недостатках нашей речи
Запись на доске:
Хорошая речь – правильная
- чистая
- логичная
- богатая
- точная
- уместная
- выразительная
Задания, которые помогут обучающимся осознать , что значит « правильная», «чистая»…речь.
Охарактеризуйте речь пьяницы из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» ( текст на столах).
Всегда мы исправляем ошибки в речи, а сейчас я предлагаю « испортить» текст словами – паразитами, чтобы увидеть, как они влияют на понимание смысла. ( На столах отпечатанные листы : «Краткий словарик слов – «паразитов» современного русского языка» и «Памятка.Как избавиться от слов- «паразитов»?» После занятия словарики раздаются ученикам).
Текст для выполнения данного задания можно взять из учебников «География», «Биология»…
Слова - «паразиты»: в натуре, вот, давай, ё-моё, знаете(ешь),значит, как бы, как сказать, на самом деле, ну, короче, типа, это, это самое…
Итак, мы увидели на примерах , что речь должна быть правильной, чистой.
А что значит речь «логичная»? Из армейского юмора:
- Солдат должен чистить сапоги с вечера, чтобы надевать их на свежую голову.
- Копать от забора до обеда. ( Можно заменить текстом «Разговор Алисы и Шалтая – Болтая»)
Речь уместная или неуместная? Переведите на литературный язык: Прикол, пофартило, лепень,гнать,лапотник, сявка…
Чтобы продемонстрировать такие качества речи, как богатство и выразительность дополняем текст, используя выразительные средства ( эпитеты, метафоры, сравнения…)
1. Сельва - это экваториальный лес.
2. Сельва – это удивительное место с разнообразными растениями.
8. И ещё не забывать нечто…
Заканчивая наше занятие, я хотела бы вам напомнить ещё об одном условии хорошего общения… Я читаю рифмованные строки, а вы подбираете рифмы.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …спасибо.
Зазеленеет старый пень, когда услышит …добрый день.
В России, Франции и Дании при расставании скажут…до свидания.
А увидимся завтра опять, чтобы…здравствуйте снова сказать.
Как бы ни было в жизни нам туго, надо вежливость не растерять,
Мы окажем внимание друг другу и друг друга так легче …понять.
Подведение итогов урока, оценка работы обучающихся (самооценка, оценка работы каждого члена команды).