4. Работа по теме урока - Предлагаю поработать с предложениями, и вспомнить какие предложения бывают по цели высказывания. - Прочитайте предложения. Подумайте, какой знак препинания нужно поставить в конце каждого предложения. Каждая группа спишет номер предложения соответствующей своей группе. ГР 1) На деревьях набухли почки. 1группа 2) Вы любите весну?2группа 3) Обязательно мойте руки перед едой!3группа ФО - Давайте вспомним и определим, какие это предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные и побудительные) - С какой целью пишутся повествовательные предложения? побудительные? вопросительные? - Так же как и предложения, разными по цели высказывания могут быть и тексты. «текст» (белый фон) 1группа «текст – повествование» (желтый фон) 2группа «текст – описание» (синий фон) 3группа (в конвертах правила и опорные слова для каждой группы) Защита кластеров, выступление спикеров, от каждой группы. ФО 2. Физминутка - Как мы в школе живём? (большой палец вверх - Вот так!) - Как мы в школу идём? (ходьба на месте - Вот так!) - А как в школу бежим? (бег на месте - Вот так!) - Как мы в школе молчим? (указательный палец поднести к губам тиш… Вот так!) - Как мы в школе сидим? (ученики садятся за парты Вот так!) 3. Закрепление темы урока - С правилами и признаками определения типа текста мы ознакомились, а теперь настала пора это проверить. - Каждая группа получает текст, ваша задача определить основную мысль текста, и какой тип текста использовал каждый автор. Примерные тексты: 1 группа Эта плутовка всё время хитрит. Живет в лесу, не дружит с зайчатами и мышатами. В сказке «Серая шейка» она повредила крыло маленькому утёнку. (Текст – повествование. Лиса) 2 группа Этот зверек лесной, но живет и в наших местах. Ушки у него длинные, хвостик маленький. Летом шубка – серая, а зимой – белая. (Текст – описание. Заяц) 3 группа Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко в небо Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу … (Текст - повествование. Солнышко) - Как вы думаете, эти тексты относятся к одному типу или к разным? (Тексты относятся к разным типам). - С какой целью был написан текст? (Автор рассказывает о том, где живёт лиса, с кем она не дружит, о том, что в сказке «Серая шейка», лиса главная героиня). - В данном тексте автор больше всего использует слова, какой части речи? (глагол) - С какой целью был написан текст? (Автор рассказывает о внешнем виде зайца). - Чаще всего автор слова, какой части речи использует в своём тексте? (прилагательное) - С какой целью был написан текст? (Автор рассказывает о том, как солнышко вышло и что делало). - В данном тексте автор больше всего использует слова, какой части речи? (глагол) Сделаем вывод: - Какие бывают типы текста. Какой вопрос можно поставить к каждому из них повествование что делает? описание какой? 1. Текст-это: А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически 2. Как называется текст, в котором описаны предметы? А) текст-описание Б)текст- повествование 3. Какая часть речи помогает описать предмет? А) имя существительное Б) имя прилагательное 4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях? А) текст - описание Б) текст- повествование 5. Определи тип текста: Я была очень рада, когда мне подарили котенка! Котенок был очень маленьким, но очень пушистым и у него был роскошный длинный хвост. У него были яркие зеленые глаза, розовенький нос и белые остренькие зубки. А) текст - описание Б) текст - повествование * ГР Определение типа текста в зависимости от ситуации. - Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету наших кластеров. Слушайте внимательно и посовещавшись поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. - Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации). |