kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КСП 10 класс М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КСП 10 класс М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий  помещик»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КСП 10 класс М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»»



Раздел

Значение труда в жизни человека и общества

Ф И О учителя

Кабулова С.И.

Дата

11.05.2023

Класс

10 А Б Г

Тема урока

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»


Цели обучения

10.1.1 понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.4.7 соблюдать пунктуационные нормы в предложениях с однородными членами

Цель урока

Понимать детально содержание сказки «Дикий помещик», соотнося детали с основной мыслью текста;

соблюдать пунктуационные нормы в предложении с однородными членами

Критерии оценивания

понимают детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

соблюдают орфографические нормы (Н и НН в разных частях речи)

Уровень мыслительных навыков

Навыки высокого порядка

Межпредметные связи



ХОД УРОКА:


этапы урока, время

Действия педагога Действия учеников

дескрипторы

ресурсы

Вызов















1 Психологический настрой Учащиеся готовятся к уроку

Стратегия «Доброе слово»


Актуализация знаний учащихся


  • Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

  • Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

Знакомится с темой и целями урока

















1 слайд






2 слайд












3 слайд


Осмысление





























ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА


Сказка «Дикий помещик»

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Реализм.

Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету «Весть». Взмолился однажды помещик богу, чтобы тот избавил его от мужиков — уж больно их дух ему мешал. Бог знал, что помещик глуп, и молитве не внял. Тогда заглянул помещик в «Весть» и начал стараться — мужика штрафами душить. Взмолились мужики богу, тот услыхал и очистил от них поместье — только вихрь мякинный в воздухе пронёсся.

Стал помещик чистым воздухом дышать. Да только кто к нему не приедет — все дураком называют. Разложил тогда помещик гранпасьянс три раза, убедился, что совсем не глуп, и не осталось в нём сомнения никакого. Стал он думать, как машины из Англии выпишет, сады разведёт, скот, и всё это — без мужика. Только вот в зеркало помещик не смотрелся — заросло оно пылью, да и питался он только леденцами и пряниками.




Знакомится с содержанием сказки














- прочитать отрывок из сказки


4 слайд
















5 слайд






6 слайд






7 слайд



Задание 1. Заполните таблицу реальное и фантастическое

Реальное в сказке «Дикий помещик»:


Фантастическое в сказке «Дикий помещик»:




Задание 1. Выполнение

Реальное в сказке «Дикий помещик»:


Фантастическое в сказке «Дикий помещик»:


летающие, роящиеся мужики;

одичалый помещик;

его охота на зайца;

дружба с медведем.


угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы;

занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».




Дескриптор

-реальные факты – 1б

-фантастическое -1б

-


8-9 слайд


Задание 2












Задание 2. Определите историю, жанр и проблематику сказки.

Задание 1. Выполнение

история


жанр

проблематика

Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке


Сатирическая сказка.

Положение крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.



-определяет исторю -1б

-жанр -1б

-проблематику -1б


10 слайд







11 слайд


Задание 3



Консультация





Задание 3- расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Барина поймали отмыли высморкали и отобрали газету «Весть». Он и сейчас жив — раскладывает гранпасьянс тоскует о дикой жизни моется по принуждению и иногда мычит.

Задание 3

Барина поймали, отмыли, высморкали и отобрали газету «Весть». Он и сейчас жив — раскладывает гранпасьянс, тоскует о дикой жизни, моется по принуждению и иногда мычит.




Умеют писать аннотацию


12 слайд



13 слайд



14 слайд

Задание 4

Используя ПОПС формулу, докажите , что жизнь без мужика превратила помещика в паразита

Я считаю, жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. Потому что с исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя.

Я хочу доказать, что Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному.

Таким образом, ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ

Творческая работа

15 слайд












16 слайд


Рефлексия



рефлексия

17

Домашнее заданиез)


  1. Прочитайте сказку «Дикий помещик»


-

18





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
КСП 10 класс М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

Автор: Кабулова Сырга Ильясовна

Дата: 22.05.2023

Номер свидетельства: 632162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства