Ссылка: Госстандарт Учебник «Русский язык» для 10 класса
Цель урока: Повторить и систематизировать знания учащихся о разрядах местоимении и уметь склонять. Сформировать знания о типах речи
Ожидаемые результаты для учащихся: Умеют различать и склонять разряды местоимения. Правильно определяют и различают типы речи.
Основные идеи, отработанные по теме урока: Навыки самостоятельного обучения, обучения в группе и в паре, оценивание.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
наглядности
3 мин.
I. Вводная часть. Организационный момент.Позитивная минутка.
-Закрыли глазки и мысленно представили, что вы находитесь в прекрасном лугу. У Вас прекрасное настроение и вы сегодня готовы к уроку и уверенны в себе.
Деление на группы «Мозаика»
Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Ученики делятся на группы
Разрезанные
картинки
5 мин.
II. Проверкадомашнего задания
Упр. 95-100, стр.54- 55 проверить домаш.зад
Ученики читают домашнее упражнения. Идёт взаимопроверка.
Табли-ца «Местоимение»
3 мин.
III. Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации). Повторить понятие «Местоимение» Скажите с какие вы знаете местоимения, как можно их назвать?
-Назовите разряды местоимений.
Групповая работа
Учащиеся по рядам слов определяют тему урока. -Разряды местоимения
Ребята называют о разрядах местоимениях: Личные, вопросительные и относительные, возвратные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные
Учебник, плакат, маркер
10.
мин
IV. Осмысление (получение новой информации). Парная работа.Из каждой пары расскажите как изменяются каждый разряд местоимения и составьте кластеры
1 пара :Изменения Личных и возратных местоимений
2 пара: Изменения вопросительных и относительных, отрицательных местоимения.
3 пара: Изменения неопределённых и отрицательных местоимений.
4 пара: Изменения притяжательных и указательных местоимений
Ребята рассказывают изменения каждого разряда местоимения
Формативное оценивание.
Учащиеся составляют кластеры и защищают их на постерах
1 пара: По падежам: местоимения 3-го лица он изменяется по родам. Себя не имеет имени-тельного падежа не изменяется по родам и числам.
2 пара: Местоимения кто? кто; что? что; сколько? сколько изменяются только по падежам.
Местоимения какой? какой; каков? каков; который? который изменяются по родам, числам и падежам.
Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа.
3 пара: Местоимения некто не изменяется, местоимение нечто имеет только именительный и винительный падежи. Местоимения некоторый изменяется по родам, числам, падежам. Остальные местоимения изменяются по падежам.
4 пара: Местоимение его, её, их не изменяются. Остальные местоимения изменяются по родам, числам, падежам.
Указ мест. изменяются по родам, числам, падежам
Опор-ный теоре-тичес-кий мате-риал, учеб-ник, кластер и маркер
1 мин.
Танцевальная минутка
Ученики танцуют
8мин.
V. Закрепление урока. Дифференцированная работа в группе . Оценивание стикерами: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3
Предлагает ученикам карточки с заданиями.
Задание : Найдите и подчеркните метоимения , определите их разряд.
1 –я группа .
Мой брат приехал с Алматы за (не)сколько минут до приезда отца. Асан хотел встретиться с кем-либо с возле кинотеатра.Кто оторвался от друзей, тому (не) (на) кого рассчи-тывать. Я знаю , кто об этом сооб-щил. Не хвали сам себя. Я Вас искренно поздравляюс этой книгой.
2- группа.
Ему всегда хотелось играть с деть-ми. Этот человек хитрый и скрытый. В каком году ты родилась? Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто.За напрасный труд никто спасибо не скажет. Твоей маме приятно получить от тебя подарок.
Ученики работают над заданием.
1 –я группа .
Мой брат приехал с Алматы за несколько минут до приезда отца. Асан хотел встретиться с кем-либо с возле кинотеатра.Кто оторвался от друзей, томуне на кого рассчитывать. Я знаю , ктооб этом сообщил. Не хвали сам себя. Я Вас искренно поздравляю с этой книгой.
2- группа.
Ему всегда хотелось играть с детьми. Этот человек хитрый и скрытый. В каком году ты родилась? Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто.За напрасный труд никто спасибо не скажет. Твоей маме приятно получить оттебя подарок
карточки
5мин
IV. Осмысление (получение новой информации). Групповая работа (3) Из каждой группы рассказывают о типах монологической речи: описание, повествование, рассужде-ние
Группы рассказывают и защищают свои мини- проекты:
1гр.- Описание
2гр. – Повествование
3 гр. – Рассуждение
Опор-ный теоре-тичес-кий мате-риал, учеб-ник
5мин
Работа по текстам. Учитель предлагает тексты, а уч-ся должны определить какому типу тексту они относятся
Ученики определяют по текстам: к какому типу они отнсятяся
Литературные произ-веде-ния
1 мин
VI.Игровой момент
Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки.
Ребята, вы любите играть?
-Чтобы развеяться, давайте поиграем в игру. Только играть надо с пользой.
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.)
3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)
4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)
5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)
6. Какой газ отрицает личное местоимение? (Не-он.)
7. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)
8. Какие местоимения чистые? Вы-мы-ты.
9. Какое местоимение требует чистоты? Мой.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Тест-опрос
3 мин.
.VII. Итог урока. Этап рефлексии: Пишут на стикерах
- Я УЗНАЛ, ЧТО …
Я НАУЧИЛСЯ …
ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ЗАПОМНИТЬ, ЧТО …
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ …
МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ СЛОЖНЫМ …
Оценивают работу своих одноклассников сигнальными фишками:красный-5, зелёный-4, жёлтый- три
Оценивают лидеры групп по критериям оценивания, подводят итоги и общую суммативную оценку.
Стикеры
Светофор
1 мин.
VIII. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Выполнить
Описание – это тип текста, в котором изображается какое-то явление действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание портрета человека, описание природы, описание бытовой обстановки и так далее используются: а) назывные предложения (атаулы сөйлемдер), б) безличные предложения (белгісіз жақты сөйлемдер); однородные члены предложения с союзами и обобщающими словами (жалғаулығы бар бірыңғай мүшелер және жалпылама сөздеримен); неполные предложения(баяндауышы түсіп қалған толымсыз сөйлемдер).
Например: К первому классу относятся технические средства, используемые в производстве материальных благ. Это важнейший элемент производительных сил человеческого общества. Описание является одним из основных способов изложения в научном стиле
Повествование – это тип текста в виде рассказа, сообщения о каком-то событии в его временной последовательности. Чтобы рассказать о каких- либо событиях, действиях, состояниях, об их последовательной смене, отчитаться о проделанной работе, сказать
напутственное или ответное слово, используется повествование.
Для повествования характерны: а) глаголы прошедшего времени;
б) глаголы-сказуемое со значением последовательности действий, относящихся к одному лицу (родился, рос, учился); в) обстоятельства времени, места; в) разные временные формы глагола в одном микротексте.
Рассуждение – это тип текста, который представляет собой изложение, объяснение и подтверждение какой-либо мысли.
Чтобы доказать что-либо, объяснить причину того или иного явления на основе умозаключений, суждений, прийти к определённым выводам, которые содержат новые знания о предмете, используется: а) обстоятельства причины, условия; б) сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины, условия; в) слова со значением оценки, утверждения или отрицания чего-либо, сопоставления, обобщения, обоснования возникновения того или иного действия или состояния.
Рассуждение строится по схеме:1) тезис, в котором формулируется какая-то мысль; 2) доказательство или опровержение этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3)вывод, или заключение
1.Ковыль – многолетний засухоустойчивый злак. Его корни широко разрастаются, глубоко проникают в землю и образуют плотный дерн. Листья у ковыля узкие, длинные. Они приспособлены к экономному расходованию влаги. Цветки собраны в редкую метелку. Зерновки одеты цветковыми чешуями, наружная чешуя имеет длинную перистую ость, пушистую и легкую.
2.Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел все новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?
С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва. На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого же золотистого, розового тона. И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды. Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда, кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. К. Г. Паустовский
3.На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. .У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
4. Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный.
5. Дятел — это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем. (Почему? Причины, доказательства .Здесь мы задаем много вопросов почему, приводим причины и доказательства, делаем выводы)
Задание : Найдите и подчеркните местоимения , определите их разряд.
1 –я группа .
Мой брат приехал с Алматы за (не)сколько минут до приезда отца. Асан хотел встретиться с кем-либо с возле кинотеатра.Кто оторвался от друзей, тому (не) (на) кого рассчи-тывать. Я знаю , кто об этом сооб-щил. Не хвали сам себя. Я Вас искренно поздравляюс этой книгой.
2- группа.
Ему всегда хотелось играть с детьми. Этот человек хитрый и скрытый. В каком году ты родилась? Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто.За напрасный труд никто спасибо не скажет. Твоей маме приятно получить от тебя подарок.
Ученики работают над заданием.
1 –я группа .
Мой брат приехал с Алматы за несколько минут до приезда отца. Асан хотел встретиться с кем-либо с возле кинотеатра.Кто оторвался от друзей, томуне на кого рассчитывать. Я знаю , ктооб этом сообщил. Не хвали сам себя. Я Вас искренно поздравляю с этой книгой.
2- группа.
Ему всегда хотелось играть с детьми. Этот человек хитрый и скрытый. В каком году ты родилась? Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто.За напрасный труд никто спасибо не скажет. Твоей маме приятно
3.На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. .У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
4. Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный.
5. Дятел — это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем. (Почему? Причины, доказательства .Здесь мы задаем много вопросов почему, приводим причины и доказательства, делаем выводы)
3.На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. .У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
4. Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный.
5. Дятел — это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем. (Почему? Причины, доказательства .Здесь мы задаем много вопросов почему, приводим причины и доказательства, делаем выводы)