Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование по русскому языку. 5класс, тема урока "Мир профессий".»
Сквозная тема: «Мир профессий»
Раздел 4.: «Мир профессий».
Урок 4. 4.: «Труд, приносящий радость»
Школа: ГУ «Иртышская СОШ № 1»
Дата
Ф.И.О учителя: Буданова Е. Ю.
Класс: 5
Количество
присутствующих
Количество отсутствующих
Цели обучения
СГ4. прогнозировать содержание по отрывкам текста.
Ч3. понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей.
СРН2. использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения.
Цели урока
Все ученики смогут:
- определять основную мысль текста на основе вопросов;
- находить слова – синонимы в тексте.
Большинство учеников смогут:
- выражать свое отношение к услышанному;
- смогут выделить ключевые слова, привести свои аналогичные примеры слов – синонимов и составить с ними предложения.
Некоторые ученики смогут:
- оценить прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражение собственного мнения;
- объяснить роль синонимов в речи.
Языковая цель
Учащиеся смогут: использовать слова – синонимы в речи.
Ключевые слова.
Презентация «Шартрский собор».
Шаблон для написания памятки.
Разъяснение и соотнесение памятки – иллюстрации с текстом.
Шаблон графического органайзера.
Толкование слов «собор» и «хобби».
Ключевые слова и фразы: хобби, увлечения, интересы, профессионализмы, удовольствие, памятка.
Полезные фразы для диалога/письма: мои интересы, мнения друзей, способности, мои увлечения, выбор будущей профессии, мнения учителей, мое хобби, склонности, качества.
Вопросы для обсуждения:
Что такое хобби?
Какой труд может принести радость?
Какие увлечения есть у вас? Хотели бы вы превратить их в будущую профессию?
Как нужно выбирать будущую профессию?
Письменные подсказки:
Как вы считаете…..
Выбор будущей профессии – это …..
Труд в жизни человека – это ….
Я считаю….
Предыдущее обучение
План
Планируемое время
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало
Разминка.
Задание «Переводчик».
Даются предложения, в которых все слова нужно заменить синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный скрылся от дождя под крышей дома.
Середина
Задание: определение основной мысли текста на основе вопросов:
(К) Работа с текстом – прослушивание текста (задание направлено на развитие умения производить информацию на слух).
(К) Задание: ответить на следующие вопросы (все учащиеся смогут определить основную мысль текста, отвечая на вопросы): Охарактеризуйте деятельность рабочих.
Почему у строителей были разные ответы?
Кому из них работа приносила счастье? Почему?
Поддержка учителя:
Что такое собор? Дать определение слово «собор».
Показ презентации о Шартрском соборе.
ФО: «Обобщение в одном слове». Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно выражает основную мысль текста».
(И) Чтение письма «Письмо Андрея к другу».
Все учащиеся смогут:
- прочитать письмо и найти слова – синонимы в тексте.
Задание:
Прием «Ассоциации».
(П) Группа учеников
(в парах) с помощью ключевых слов из текста выстраивают ассоциативный ряд к слову «хобби», т. е. подбирают синонимы и составляют предложения со словом «хобби», приводят свои примеры.
Большинство учеников смогут:
- выделить ключевые слова, привести свои аналогичные примеры слов – синонимов и составить с ними предложения.
(Г) Ответить на вопросы, аргументируя свой ответ (упражнение для развития речи)
Какие увлечения есть у вас?
Хотели бы вы превратить их в будущую профессию?
Какую пословицу привел автор письма?
С помощью этих вопросов и памятки – иллюстрации учащиеся составляют свою памятку «Важно при выборе профессии!».
Прием «Галерея» (каждая группа вывешивает свою памятку на доску и защищает).
Некоторые учащиеся смогут:
- объяснить роль синонимов в речи.
Поддержка учителя:
Разъяснение и соотнесение памятки – иллюстрации с текстом.
Шаблон для составления памятки.
ФО: прием «Две звезды и одно пожелание»:
ученикам выданы желтые стикеры, на которых им необходимо зафиксировать два аспекта, которые им понравились, и одно пожелание, которое, по их мнению, улучшит работу, которую они проанализировали.
Учебник стр. 104 – 105.
Работа с толковым словарем.
Собор – это главная или большая церковь в городе, в монастыре.
Показ презентаций «Шартрский собор»
http://ppt-online.org/135191
Текст письма.
Шаблон лексического графического органайзера.
Работа с толковым словарем.
Слово «хобби» - это увлечение, любимое занятие для себя на досуге.
Учебник стр. 105.
Шаблон для составления памятки.
Конец
Рефлексия.
Прием «Солнышко».На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Приложение 1.
«Письмо Андрея к другу».
Привет, Сергей!
В прошлом письме ты просил у меня дружеского совета. В следующем году ты оканчиваешь школу и, конечно, обеспокоен выбором будущей профессии. И это понятно, ведь главное для каждого – реализовать себя в жизни.
Знаешь, очень важно любить свою работу. «Жизнь – это счастье в труде», - гласит литовская пословица. И это правда: обретешь радость в работе – сделаешь свою жизнь счастливой.
Как же найти профессию по душе? Теперь, когда я сам студент, я могу дать тебе несколько советов.
Думаю, что надо обращать внимание на свои увлечения, интересы, склонности и способности. У каждого есть хобби, любимое занятие. И это может повлиять на выбор будущей профессии. Например, мне с детства нравилось читать энциклопедии об анатомии человека. Бабушка, которая работает врачом, часто рассказывала мне о своей профессии. Меня интересовало значение многих «медицинских» слов: инъекция, тонометр, стетоскоп. Уже в старших классах, изучая химию и биологию, я твердо решил, что стану врачом.
Я знаю, что тебе нравится путешествовать. Ты бывал во многих городах Казахстана, в которых делал фотографии местных достопримечательностей. Думаю, это увлечение можно связать с твоей будущей профессией. Может тебе «искать» ее в сфере туризма? Как насчет экскурсовода, менеджера или инструктора по туризму?
Думаю, что ты примешь верное решение. Не забудь посоветоваться со своими родными и учителями.
Жду ответа!
Твой друг, Андрей.
20. 10. 2016г.
Приложение 2.
Лексический графический органайзер
слово
определение
предложения
синонимы
рисунки
примеры
Приложение 3.
Шаблон для составления памятки
«Важно при выборе профессии!»:
Выбор будущей профессии – это…..
От правильного вида профессии зависит ……
При выборе профессии важно….
- склонности (интересы, хобби);
- способности (качества);
- ситуация на рынке труда (список новых профессий, которые совпадают с увлечениями).
Приложение 4.
Фотографии
«Шартрский собор»
«Шартрский собор» – католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента.
В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе-2 километра .
Приложение 5.
Собор изнутри
Приложение 6.
Задания по формативному оцениванию
Русский язык
Класс: 5.
Раздел: «Мир профессий».
Тема: «Труд, приносящий радость».
Цель обучения:СРН2. использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения.
Уровень мыслительных навыков: применение.
Критерий оценивания: обучающий: использует синонимы в речи.
Прочитайте текст.
Приятная встреча ожидала нас в пути. Спустившись в лощину, мы увидели медведя.
На ярком фоне снега отчётливо видна была его чёрная туша. Зверь стоял как бы задумавшись. Малейшего движения было достаточно, чтобы испугать мишку. С необычной лёгкостью метнулся косолапый в сторону и, вытягиваясь, быстро умчался.
Несколько мгновений мы наблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный топтыгин, и, довольные приятной встречей, бодро двинулись дальше.
Задания к тексту:
Найдите в тексте синонимы к словам «медведь» и «убегать».
Подбирают из текста слова для составления словосочетаний с данными синонимами.
Составляют с 2 – 3-мя синонимами предложения.
Дескрипторы: обучающийся:
- находят и выписывают из текста слова – синонимы;
- составляют с этими словами словосочетания и предложения.