7 класс
Тема: «Это удивительное причастие!»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цели:
Обучающие: предметные УУД
систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие», используя мотивирующую дидактическую игру» грамматический марафон;
закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте;
Развивающие: метапредметные УУД
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательных: формировать умения структурировать знания, делать выводы и обобщения;
- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;
Воспитывающие: личностные УДД
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют находить причастия; определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; правильно употреблять причастия и причастные обороты; учащиеся взаимодействуют со сверстниками и учителем, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексию деятельности.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, презентация Power Point, электронный тренажер, маршрутная карта урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап – 2 мин.
Взаимное приветствие, эмоциональный настрой
Деление на группы (4). Прием «Мозаика» (виды причастий: действительные – настоящего и прошедшего времени, страдательные - настоящего и прошедшего времени)
Взаимное приветствие, эмоциональный настрой.
Готовят учебники, проверяют наличие тетрадей, письменных принадлежностей, конвертов с заданиями для групп. Распределение обязанностей в группе.
Постановка учебной проблемы: формулирование темы. Целеполагание.
Формулировка темы урока.
Начнем урок, тему которого нам помогут определить высказывания
1) «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». ( В. И. Даль.)
2) «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». ( М. В. Ломоносов.)
Проблемный вопрос.
О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему?
Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Формулировка целей.
Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе изучения темы «Причастие»
Что, по-вашему, означает слово «обобщение»?
Исходя из того, что мы «перевели» эти понятия, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Что мы знаем о причастии? (ответы детей записываются на доске)
А теперь, чтобы привести наши знания в систему, мы должны определить тот круг вопросов, которым будем заниматься.
А теперь я предлагаю вам оценить уровень своих знаний и умений на начало урока.
«Лестница успеха»
Хорошо знаю тему и могу помочь другим.
Знаю тему, но затрудняюсь в применении.
Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.
Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней.
- Как видим, работа предстоит напряженная, поэтому и форма работы будет несколько неожиданная. Наш урок пройдет в форме игры «Грамматический марафон». У каждого из вас на столе лежит «Маршрутный лист». Он поможет вам успешно пройти дистанцию, обязательно отмечаясь в определенных точках маршрута. После каждого выполненного задания обязательно оцените свою работу по предложенным критериям и отметьте степень его сложности для вас: в графе «самооценка» подчеркните то высказывание, которое в тот момент было верным. Некоторые этапы нашей работы будут проходить в группе. Поэтому распределите обязанности.
А теперь в путь. Удачи на маршруте!
Регулятивные УУД: Целеполагание. (Постановка учебной задачи).
Познавательные УУД: Формулирование познавательной цели.
Записываем тему урока в маршрутный лист «Это удивительное причастие!»
Формулировка целей урока.
Знать/понимать:
Определение причастия
Синтаксическую роль причастий
Орфограммы, относящиеся к причастию.
Пунктограммы, относящиеся к причастию.
Уметь:
Находить причастия в тексте
Определять синтаксическую роль причастий.
Правильно употреблять причастия в речи.
Решать орфографические и пунктуационные задачи.
Самооценка ЗУН. Прием «Лестница успеха»
Распределение обязанностей в группе (эмблемы- смайлики)
Актуализация теоретических сведений о причастии.
Итак, станция первая – «Биографическая». Чтобы представить причастие, нам понадобится заполнить анкету-тест. Давайте с вами вспомним и запишем биографические данные причастия. В вашем маршрутном листе кроссворд. Если вы ответите правильно, то по горизонтали от цифры 7 вы прочтёте название изучаемой части речи.
Проверим работу.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
Рефлексия.
Задание №1. Кроссворд.
По вертикали
1, 2 – часть речи, признаки которой имеет причастие
3, 4– признаки глагола у причастия
5 6, 7 – признаки прилагательного у причастия.
8 – как называется слово, к которому относится причастие?
9 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие?
10 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?
11 – какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные?
Рефлексия. Были ли у кого-нибудь затруднения в ответах? Оцените себя и поставьте первую оценку в маршрутном листе.
Работа в паре.
Коммуникативные УУД:
Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера); умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Задание №2. Укажите в спрятанных словах только причастия. Подчеркните их.
1.Крепкий, укрепленный, крепчайший. 2. Действительный, действовавший. 3.Бережный, сбереженный, сберегательный, сберегаемый. 4. Заметный, замечаемый, замечательный. 5. Мягчайший, смягчающий. 6.Строительный, построенный, строящийся.
Работа в паре. Проверьте работу своего товарища по парте. Не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.
Орфографический практикум. Групповая работа.
Мы переходим на новую станцию «Орфографическую».
Попробуем применить теоретические знания на практике.
Задание:
Рассказать правило написания причастий
Вставить пропущенные буквы, прокомментировать орфограмму.
1 группа: правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени;
2 группа: правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени;
3 группа: правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий;
4 группа: слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
Рефлексия.
Станция «Орфографическая».
1 группа:
Знач..щийся в списках, трепещ..щий листок, завис..щий от природы, леч…щий врач, верт…щийся мячик
2 группа:
Муч..мый жаждой, ожида..мая встреча, озаря…мый луной, вид…мый издалека, слыш…мый повсюду
3 группа:
Вяза…ый свитер; слома…ый пенал; организова…ый вечер; хорошо покраше…а; ране…ый в руку.
4 группа:
Вовсе (не) избалованный ребёнок, окно (не) завешено шторой, (не) зависимый кандидат, (не) устрашимый боец, (не) скомканные, а аккуратно сложенные бумаги.
Оцените свою работу по предложенным критериям.
Физминутка для глаз.
Физминутка «Зажги звезду»
Пунктуационный практикум. Групповая работа.
Продолжим нашу работу. Перед нами последняя станция – «Пунктуационная». Работа с электронным тренажером.
Познавательные УУД
Станция «Пунктуационная».
Лодка управляемая твёрдыми и сильными руками сапёров чиркнула плоским днищем о песчаную отмель.
Ориентируясь на высокие чёрные ветлы подпирающие небо друзья плыли рядышком.
Два разведчика прокладывающие дорогу пехоте вышли на ближайшие подступы к Висле.
В кармане комбинезона нашёл он зажигалку сделанную ему на память механиком Юрой.
Ко всем тяготам обрушившимся на Алексея прибавился голод.
Сорока чистившая на ветке ольховника свой острый клюв вдруг повернула голову набок.
Внимание лося привлёк звук послышавшийся сверху.
Из припудренной инеем хвои высунулась бурая морда увенчанная ветвистыми рогами.
Розовые замшевые ноздри извергавшие горячий парок встревоженного дыхания судорожно задвигались.
Оцените свою работу по предложенным критериям.
Подведение итогов.
Посмотрите на свои результаты выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать. Выведите среднюю оценку.
Вернитесь к «Лестнице успеха» и оцените свои знания и умения на конец урока.
Итоговая рефлексия. Назовите два момента, которые в вашей работе сегодня были удачны и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
Регулятивные УУД:
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Итоги. Выведите среднюю оценку.
Сумму оценок разделите на 4. Округлите.
Самооценка ЗУН. Прием «Лестница успеха»
Рефлексия деятельности «Три М».