kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень.Однокоренные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели урока: 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть  однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень; формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую

2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы,

3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.  

Способствовать воспитанию  интереса и любви к родному языку

Оборудование: . физминутка Лесная. 2634 lesnaya. fizminu

                                                    Ход урока.

I.Организационный момент.(Слайд1-3)

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова отправляемся в увлекательную страну новых знаний. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.

II.Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.

 - Для начала мы немного поиграем и узнаем тему  урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).

Ковёр, Рига, тупик, друзья, ветер, ванна. (Слайд4)

(Буквы, обозначающие орфограммы на доске: О, Р, К, Ь, Е, Н). (Слайд5)

-   Злой Вирус и здесь успел всё перепутать. Расшифруйте слово и  тогда узнаете тему нашего урока.

- Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?

-Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока?

 -Что такое корень слова?

-А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.

Уточнить представление ….

Выяснить роль ….

Отрабатывать умение ….

III.Чистописание.     

    - Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил.

Наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил? (Слайд 6-8)

-Давайте её вылечим: соберём  элементы и пропишем  целую строчку.

Определите закономерность написания букв и элементов.

Ка /  ККб //  ККв ///

.- Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.  (Слайд 9)

IV.Работа по теме урока.

-Сегодня мы отправимся  путешествовать по словам. Что такое слово?

- Где можно найти значение слова слово и любого другого слова?

-Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда.

Как называются слова, которые входят в одно гнездо?

-Какие слова называются однокоренными?
-Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам.

Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный  Вирус.

Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему?  Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.

…-ничество,  пере - … -ок, …  -ой, …-овик, … -истая (местность), …-овик,

…  -ничий, …-ок, …-ник

(Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова).

- Мы пришли в лес.

- Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет).

Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На доске схема:

                                               КОРЕНЬ

Главная часть              Передаёт основное                   .

слова.                            значение слова.

V.Физкультминутка. Лесная. 2634 lesnaya. fizminu

   И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы  не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит. А сейчас выполним зарядку.

VI.Продолжение работы по теме урока.

( чтение наизусть правила «Корень слова» : «Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение (смысл)»).

(Слайд 10)

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

-Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья?

У нашего дерева, как  у любого другого, есть корень. Чего же не хватает?

  (Злой Вирус съел все листочки – слова.)

-Подберите однокоренные слова с корнем  -САД- и тогда наше дерево будет здоровым и красивым.

( Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод )….

-Как называются все эти слова?

-Какие слова называются однокоренными?

(АНАЛОГИЧНО с корнем-сол-) ). (Слайд11 )

-Что ещё можно сказать о корне?

 (В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов. )

                                              КОРЕНЬ

Главная часть              Передаёт основное              Общая часть

слова.                            значение слова.                  однокоренных слов.

VII.Работа с учебником.

-Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова.В каком –то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает?

-Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы.

Стр. 49, упражнение 123(1).

Чай  из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.
-Почему чайник так назвали?

-Почему чай так назвали?

- Какое задание можно выполнить с этим текстом.

VIII.     Гимнастика для глаз.

IX.     Закрепление. Самостоятельная работа.

- Давайте обобщим всё, что узнали на уроке.

      1.Что такое корень слова? (см. таблицу);

      2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть). (Слайд12 )

      3.(Слайд13-18 )

-Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое.

На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова.

Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.

1 вариант: Белка, беленький, белить.

                   Водяной, вода, водить.

                   Лист, лиса, лисёнок.

                   Лось, лоскут, лосёнок.

                  Храбрый, смелый и смельчак.

2 вариант: Моряки, морской, моржи.

                  Корень, коренной, коржи.

                   Холод, холмик, холодок.

                   Горка, горный, городок.

                   Школа, школьник, ученик.

X.Итог урока. Выставление оценок. ). (Слайд19 )

-Как называется тема нашего урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что мы сегодня повторили?

-Какое задание показалось самым трудным?

-Какое самым интересным?

-Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым? ). (Слайд20 )

XI.Домашнее задание. 

Упражнение 129.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень.Однокоренные слова. »

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.


Цели урока: 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень; формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую

2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы,

3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.

Способствовать воспитанию интереса и любви к родному языку


Оборудование: . физминутка Лесная. 2634 lesnaya. fizminu

Ход урока.


  1. Организационный момент.(Слайд1-3)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова отправляемся в увлекательную страну новых знаний . Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.

  1. Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.

- Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).


Ковёр, Рига, тупик, друзья, ветер, ванна. (Слайд4)


(Буквы, обозначающие орфограммы на доске: О, Р, К, Ь, Е, Н). (Слайд5)


- Злой Вирус и здесь успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего урока.

- Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?

-Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока?

-Что такое корень слова?

-А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.


Уточнить представление ….

Выяснить роль … .

Отрабатывать умение … .

  1. Чистописание.

У. Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил.

Наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил? (Слайд 6-8)




-Давайте её вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку.

Определите закономерность написания букв и элементов.


Ка / ККб // ККв ///

. Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность. (Слайд 9)

  1. Работа по теме урока.

-Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово?

- Где можно найти значение слова слово и любого другого слова?

-Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда.

Как называются слова, которые входят в одно гнездо?

-Какие слова называются однокоренными?
-Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам.

Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус.

Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.

…-ничество, пере - … -ок, -ой, …-овик, … -истая (местность), …-овик,

… -ничий, …-ок, …-ник

(Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова).

- Мы пришли в лес.

- Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет).

Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На доске схема:

КОРЕНЬ

Главная часть Передаёт основное .

слова. значение слова.


  1. Физкультминутка. Лесная. 2634 lesnaya. fizminu

И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит. А сейчас выполним зарядку.

  1. Продолжение работы по теме урока.

( чтение наизусть правила «Корень слова» : «Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение (смысл)»).

(Слайд 10)

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

-САД-

-Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья?

У нашего дерева, как у любого другого, есть корень. Чего же не хватает?

(Злой Вирус съел все листочки – слова.)

-Подберите однокоренные слова с корнем -САД- и тогда наше дерево будет здоровым и красивым.

( Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод )… .

-Как называются все эти слова?

-Какие слова называются однокоренными?

(АНАЛОГИЧНО с корнем-сол-) ). (Слайд11 )


-Что ещё можно сказать о корне?

(В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов. )

КОРЕНЬ

Главная часть Передаёт основное Общая часть

слова. значение слова. однокоренных слов.


  1. Работа с учебником.

-Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова.

В каком –то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает?

-Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы.

Стр. 49, упражнение 123(1).

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.
-Почему чайник так назвали?

-Почему чай так назвали?

- Какое задание можно выполнить с этим текстом.


VIII. Гимнастика для глаз.

IX. Закрепление. Самостоятельная работа.

- Давайте обобщим всё, что узнали на уроке.

1.Что такое корень слова? (см. таблицу);

2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть). (Слайд12 )

3.(Слайд13-18 )

-Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое.

На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова.

Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.


1 вариант: Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Храбрый, смелый и смельчак.


2 вариант: Моряки, морской, моржи.

Корень, коренной, коржи.

Холод, холмик, холодок.

Горка, горный, городок.

Школа, школьник, ученик.

XI.Итог урока. Выставление оценок. ). (Слайд19 )

-Как называется тема нашего урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что мы сегодня повторили?

-Какое задание показалось самым трудным?

-Какое самым интересным?

-Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым? ). (Слайд20 )

XII.Домашнее задание.

Упражнение 129.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Корень.Однокоренные слова.

Автор: Скворцова Елена Петровна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235731


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства