Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока: 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень; формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую
2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы,
3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.
Способствовать воспитанию интереса и любви к родному языку
Оборудование: . физминутка Лесная. 2634 lesnaya. fizminu
Ход урока.
I.Организационный момент.(Слайд1-3)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова отправляемся в увлекательную страну новых знаний. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
II.Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.
- Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).
Ковёр, Рига, тупик, друзья, ветер, ванна. (Слайд4)
(Буквы, обозначающие орфограммы на доске: О, Р, К, Ь, Е, Н). (Слайд5)
- Злой Вирус и здесь успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего урока.
- Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?
-Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока?
-Что такое корень слова?
-А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.
Уточнить представление ….
Выяснить роль ….
Отрабатывать умение ….
III.Чистописание.
- Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил.
Наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил? (Слайд 6-8)
-Давайте её вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку.
Определите закономерность написания букв и элементов.
Ка / ККб // ККв ///
.- Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность. (Слайд 9)
IV.Работа по теме урока.
-Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово?
- Где можно найти значение слова слово и любого другого слова?
-Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда.
Как называются слова, которые входят в одно гнездо?
-Какие слова называются однокоренными?
-Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам.
Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус.
Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.
…-ничество, пере - … -ок, … -ой, …-овик, … -истая (местность), …-овик,
… -ничий, …-ок, …-ник
(Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова).
- Мы пришли в лес.
- Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет).
Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На доске схема:
КОРЕНЬ
Главная часть Передаёт основное .
слова. значение слова.
V.Физкультминутка. Лесная. 2634 lesnaya. fizminu
И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит. А сейчас выполним зарядку.
VI.Продолжение работы по теме урока.
( чтение наизусть правила «Корень слова» : «Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение (смысл)»).
(Слайд 10)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
-Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья?
У нашего дерева, как у любого другого, есть корень. Чего же не хватает?
(Злой Вирус съел все листочки – слова.)
-Подберите однокоренные слова с корнем -САД- и тогда наше дерево будет здоровым и красивым.
( Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод )….
-Как называются все эти слова?
-Какие слова называются однокоренными?
(АНАЛОГИЧНО с корнем-сол-) ). (Слайд11 )
-Что ещё можно сказать о корне?
(В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов. )
КОРЕНЬ
Главная часть Передаёт основное Общая часть
слова. значение слова. однокоренных слов.
VII.Работа с учебником.
-Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова.В каком –то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает?
-Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы.
Стр. 49, упражнение 123(1).
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
-Почему чайник так назвали?
-Почему чай так назвали?
- Какое задание можно выполнить с этим текстом.
VIII. Гимнастика для глаз.
IX. Закрепление. Самостоятельная работа.
- Давайте обобщим всё, что узнали на уроке.
1.Что такое корень слова? (см. таблицу);
2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть). (Слайд12 )
3.(Слайд13-18 )
-Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое.
На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова.
Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.
1 вариант: Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
X.Итог урока. Выставление оценок. ). (Слайд19 )
-Как называется тема нашего урока?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что мы сегодня повторили?
-Какое задание показалось самым трудным?
-Какое самым интересным?
-Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым? ). (Слайд20 )
XI.Домашнее задание.
Упражнение 129.