3) Продолжите высказывание:
Предложение по количеству грамматических основ бывает______________________________.
Предложение с одним главным членом называется _____________________________________.
Предложение с двумя главными членами называется ___________________________________.
4)Виды сложных предложений:______________________________________________.
5)Сложное предложение с союзами А, И, ТАКЖЕ, ИЛИ называется_______________________.
6)Сочинительные союзы делятся на __________________________________________________.
4) Составьте предложения по схемам.
[ ], и [ ].
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
[ ], но [ ].
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
[ ], либо [ ].
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5) Расставьте знаки препинания. В сложных предложениях выделите основу.
А. По всей округе ливни льют веревки из дождинок вьют.
Б. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
В. Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет.
Г. Огород внизу начинает чернеть а в лесу бело.
Д. Облетают с яблонь листья сухо шепчутся с травой.
Е. Пройдя весь маршрут успешно туристы возвращались домой.
6) Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ].
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
7) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Выделите номера ответов.
1) 1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса.
1) Кольца наклонились вниз (предложение 1)
2) Мастер придал (предложение 2)
3) Превратятся в бусинки (предложение 3)
4) Камни попали (предложение 4)
5) Ландыш представляется символом (предложение 5)
8) Прочитайте текст.
(1) Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире существует непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о роли науки в формировании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Выделите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
2) Предложение 2 односоставное безличное.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено вводной конструкцией.
5) Предложение 5 сложносочинённое.