Просмотр содержимого документа
«Контекстное определение лексического значения многозначных слов»
Тема урока:Контекстное определение лексического значения многозначных слов
Цели:
Образовательные:
усовершенствовать знания о лексическом значении слов, многозначных словах; повторение лексических норм, пополнение лексического запаса; Развивающие: развитие памяти, внимания, речи,
развитие умений применять знания на практике, развитие умений работать в паре, действовать самостоятельно, оценивая свои и чужие результаты работы, развитие навыка самостоятельного поиска и получения информации в словарях; Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной работы и самоконтроля,
воспитание бережного и внимательного отношения к родному слову.
Задачи:
с помощью выполнения практических заданий вырабатывать знания, умения и навыки учащихся;
выработать умения определять лексическое значение слова в конкретном тексте;
повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся;
с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме;
подготовка учащихся к ЕГЭ.
Оборудование урока: презентация по теме урока, раздаточный (тест) материал.
Тип урока: урок закрепления изученного
Ход урока
1. Организационный момент
готовность класса к уроку (тетради)
Ребята, мы с вами продолжим работу над темой урока. Я предлагаю вам определить цели нашего урока ( выслушать ребят), а потом согласиться с ними и уточнить.
2. Целеполагание. Объявление цели урока (только образовательная);
Задача главная - это отработать умения решать задание три, т.е. правильно определять значение слова в конкретном тексте.
3. Фронтальная беседа:
Вопросы:
* На какие группы делятся слова по своему лексическому значению в русском языке? (многозначные и однозначные).
* Как вы думаете, какие слова будут представлены в КИМАх? (только многозначные)
Слово учителя.
Из списка значений вам необходимо выбрать такое, которое использовано в представленном контексте. Для успешного выполнения задания вам не понадобятся особые теоретические знания, нужно только хорошо анализировать. Обратимся к алгоритму.
Из значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте.
4.. Повторение алгоритма выполнения задания 3 ( определение лексического значения слова в тексте).
б). Работа в парах. Решение, обсуждение и взаимопроверка. Слайды № 8-13.
4. Самостоятельная работа (тест по вариантам) с последующей самопроверкой.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание. Вам нужно будет поработать с толковым словарем. Толковые словари каких авторов вы знаете? (Даль, Ушаков, Ожегов) Надо найти примеры многозначных слов в предложениях разных стилей речи. Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный) Выпишите из текста 3-4 предложения, выберете любое многозначное слово из этих предложений и выпишите из словаря значения данного слова (не менее трех значений должно быть у слова). После вам нужно обвести в кружок номер пояснения слова, который вы считаете подходит по смыслу в предложении. Рассмотреть вы должны не менее трех многозначных слов, то есть минимум 3 мини-текста у вас должно быть.
ТЕСТ (составлен по материалам подготовки к ЕГЭ)
1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.
МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.
1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).
2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕЧАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
(1)Согласно популярной гипотезе, двуглавый орёл — герб Великого княжества Московского, а в дальнейшем Русского царства, Российской империи и России — являлся ранее императорским гербом Византии. (2) на данный момент у историков нет доказательств существования единого государственного герба Византии: печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга, и далеко не все из них содержат изображение двуглавого орла. (3)Таким образом, гипотеза о заимствовании двуглавого орла с византийского герба не обоснована, и, как верно отметил великий историк Н. П. Лихачёв, «московское правительство не могло заимствовать у Византии то, чего та не имела».
3) Прибор с нарезными знаками для оттискивания их на чём-н., а также самый оттиск этих знаков, применяемый обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-н. Сургучная п. П. на документе.
4) перен. Знак, отпечаток чего-н. (высок.). П. горя на лице.
3. (1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.
1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).
4. (1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
Такой орган животного как кушанье. Говяжий я. Заливной я
Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи)
В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам)
Речь, способность говорить Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).
5. (1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж.
1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.)..
4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
6. 1) В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. 2). , дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. 3). Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. УМ, -а, муж.
1. Способность мыслить, рассуждать и делать выводы. Иметь ум.
2. Высокая степень интеллекта. Недюжинный ум.
3. Интеллектуал, выдающийся мыслитель. Лучший ум отечественной науки.
7. (1)Ни один из искусственных языков не стал полноценным средством общения. (2)Дело в том, что язык — не только и не столько средство общения: первое назначение языка — хранить накопленную человечеством информацию о мире и человеке. (3) ____ это и позволяет языку успешно исполнять его функции; отсутствие такого базиса и помешало искусственным языкам выполнить возлагавшиеся на них задачи.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СРЕДСТВО, -а, ср.
1. Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н. (ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целей, успеха; неод.).
2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.
3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2 знач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.
4. Мн. Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.
5. Мн. Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).