1. Мотивация к учебной деятельности Задача: собрать внимание детей, настроить их на предстоящую деятельность | Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. Методы осмысления детьми своего социального опыта: художественное слово. | Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобится учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и ваше хорошее настроение. У кого чего-то этого нет? (если нет, то дать). Садитесь пожалуйста. Спинки прямо, ноги стоят на полу, руки лежат на парте. Итак, начат день, Первым делом гоним лень! Не будем мы сейчас скучать: Нам части речи нужно изучать! Итак, с хорошим настроением Начнем урок без промедления! | Личностный Смыслообразование. Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция) |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий Задача: подготовить мышление обучающихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Методы организации познавательной деятельности: Упражнения. Методы организации познавательной деятельности: объяснение, беседа Методы эмоционального стимулирования: использование игр и игровых форм. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа. Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости. Методы формирования социального опыта детей: игра, поручение. | Чтобы наш с вами почерк был красивый и аккуратный, давайте проведём минутку чистописания. Откройте тетради, отступите 2 строчки от последней работы, запишите число и слова «Классная работа.» Посмотрите, какой элемент мы будем прописывать? Возьмите ручку и пропишите этот элемент в строчку. (проговорить элементы) А сейчас возьмите в руку простой карандаш и подчеркните самый красивый и аккуратный элемент. Молодцы! Давайте вспомним, что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предметы, людей, животных и т.д.) Почему имя существительное так называется? (потому что оно обозначает предмет, который существует в окружающем нас мире) Что обозначает имя существительное? (предметы и вещи, явления природы, людей, животных, события, чувства людей, качества людей) На какие вопросы отвечает?(Кто? Что?) А сейчас давайте поиграем в игру, и выясним кто самый внимательный. Я буду диктовать слова, а вы внимательно слушайте, и записывайте только одушевлённые имена существительные. Давайте вспомним, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Что они обозначают? Кому не понятно, что нужно записывать? Приготовились. Ученик, морковь, дежурный, заяц, лягушка, машина, сорока. Какие слова вы не стали записывать? Почему? На какой вопрос они отвечают? (что?) Кто знает, как называют существительные, которые отвечают на вопрос что? (неодушевлённые). Вы знаете, что такое неодушевлённое имя существительное? Умеете его определять? Кто назовёт тему нашего урока? (неодушевлённые имена существительные) Что мы должны узнать о неодушевлённых именах существительных? Чему должны научиться к концу урока? (узнать, что такое неодушевлённое имя существительное, научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Что мы должны для этого сделать? (узнать, что такое неодушевленные имена существительные, выполнять упражнения, правильно задавать к ним вопросы, разделять существительные на одушевлённые и неодушевлённые) (план вывесить на доску) Сегодня мне нужен помощник, чтобы контролировать выполнение плана и следить за дисциплиной в классе. Кто будет моим помощником? (можно выбрать двоих) 1. Узнать, что такое неодушевлённое имя существительное. 2. Научиться различать одушевлённый и неодушевлённые имена существительные. 3. Закрепить знания о неодушевлённых и одушевлённых именах существительных. | Личностный (самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности). Регулятивные УУД (саморегуляция, контроль, планирование, осознанно строят речевые высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков). Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли). |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности Задача: создать условия для ознакомления обучающихся с понятием неодушевлённые имена существительные. | Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение, беседа, работа с книгой); наглядные (демонстрация, иллюстрация); практические (упражнения). Методы формирования социального опыта детей: упражнение. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм. Приём «Фотограф» | Для того чтобы узнать (повторить), что такое неодушевлённое имя существительное, откройте учебник на странице 50, упражнение 84. Прочитайте стихотворение про себя. О чём это стихотворение? Кто выразительно прочитает стихотворение? Дима, прочитай, пожалуйста, выделенные слова. К какой части речи они относятся? Какие вопросы зададим к этим словам, кто или что? Почему? (Что. Потому что они обозначают не живые предметы) Вы знаете, что такое пейзаж и картина? Давайте уточним их значения в толковом словаре. Первый вариант находит значение слова картина, второй вариант слово пейзаж. (один человек с первого и второго ряда вслух проговорят определения. Давайте посмотрим, какие бывают картины. (демонстрация пейзажей, натюрмортов, портретов) Ребята, определите, на какой картине изображен пейзаж? Мы сейчас с вами побудем фотографами. Возьмите в руки воображаемый фотоаппарат. Настройте объектив на слово «Картина». Сфотографируйте его. Фотографы проявляют пленку в темноте. Закройте глазки, проговорите его. Теперь начинаем печатать фотографию. (слово закрывается). Запишите это слово в тетрадь, выделите орфограмму Сравните свою фотографию с моей.( на слайде) Кто не допустил ошибки? Давайте прочитаем информацию со значком «сведения о языке». Что вы узнали из этой информации? Какие существительные называются неодушевлёнными, на какой вопрос они отвечают? В чём главное отличие одушевлённых имён существительных от неодушевлённых? Выполнили мы первый пункт плана? | Личностный: проявляют уважительное отношение к иному мнению, развита самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности; демонстрируют навыки сотрудничества с учителем и сверстниками и доброжелательное к ним отношение. Регулятивные УУД (контроль, коррекция и оценка); Познавательные УУД (структурирование знаний, осознанно строят речевые высказывания, смысловое чтение, анализ, синтез, выбор оснований для классификации объектов Коммуникативные УУД (с достаточной полнотой выражают свои мысли, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управляют поведение партнёра). |
| | Красиво сели, глазки на меня. Мы с вами уже знаем, что такое одушевлённое и неодушевлённое имя существительное. Что мы сейчас должны сделать? (научиться их различать). А как вы думаете, может ли одно и тоже имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным. Предлагаю вам провести исследование. На карточках вы видите слова соединённые плюсиками. У каждого из этих слов нужно выделить первые слоги и из них составить новое слово. После того как вы составите слова, 1 вариант запишет себе в тетрадь одушевлённые имена существительные, а 2 вариант – неодушевлённые имена существительные Кому не понятно как записывать полученные слова? (устная фронтальная проверка, у кого так же поднимает руку). Какие слова выписал I вариант? Почему? Какие слова выписал II вариант? Почему? А теперь сверим свои ответы. Что заметили? Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках) Как вы думаете, почему? В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка/игрушка) В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Попробуйте назвать такие слова.
А давайте сейчас с вами поиграем в волшебников? С помощью наших знаний об однокоренных словах мы превратим неодушевлённые имена существительные в одушевлённые. Силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный, аптекарь. Что общего у этих слов? (Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы) Образуйте от данных слов однокоренные неодушевлённые существительные. На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?) (кто?) Силач – (что?) сила (кто?)лыжник - (что?) лыжи (кто?) футболист - (что?) футбол (кто?) пожарный - (что?) пожар (кто?) аптекарь - (что?) аптека Ребята, вы такие молодцы! Большинство/все/многие научились не только отличать одушевлённое имя существительное от неодушевлённого но и превращать одушевлённый предмет в неодушевлённый. Какой пункт плана мы выполнили? (второй) Что еще нам осталось выполнить? (закрепить) | |
4. Организация контроля и самоконтроля Задача: проверить уровень усвоения пройденного материала. | Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение практические (упражнения). Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, предъявление педагогических требований. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа | Чтобы закрепить и проверить ваши знания и умения, давайте выполним еще одно задание. Каждый из вас в своей тетради разделит данные слова на две колонки, в одной одушевлённые существительные, а в другой неодушевлённые. Так же нужно подписать вопрос, на который отвечают данные слова. Кому не понятно как выполнять это задание? Кондуктор, скворец, дом, картина, Оля, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор, пенал Давайте проверим как вы различаете одушевлённые и неодушевлённые существительные. (самопроверка по эталону) О. (кто?) | Н. (что?) | Кондуктор Оля Тигр Ученик Водитель Гусь Грибник | Скворец Дом Картина Машина Окно Цветы Телевизор Пенал | | | У кого 1-2 ошибки поднимите руки. У кого 3-5 поднимите руки. У кого больше 5 ошибок поднимите руки. | Регулятивные УУД (саморегуляция, контроль, коррекция и оценка); Познавательные УУД (структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез-составление целого из частей, выбор оснований для классификации объектов); Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками) |
6. Рефлексия учебной деятельности Задача: создать условия для осуществления рефлексии деятельности, подвести итоги урока. | Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, предъявление педагогических требований. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа | Ребята, наш урок подходи к концу. Давайте вспомним, что было целью нашего урока? (познакомиться с неодушевлённым именем существительным, научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные) Смогли мы достигнуть этой цели? Посмотрите, это лестница нашего успеха на уроке. Первая ступень обозначает, что вам не понятно чем отличаются одушевлённые и неодушевлённые существительные. Вторая ступень означает, что вы знаете, что такое одушевлённое и неодушевлённое существительное, но вам сложно их отличать. Третья ступень значит, что вы знаете, что такое одушевлённое и неодушевлённое существительное и без труда их отличаете. А сейчас каждый возьмёт фигурку человечка и поставит её на ту ступеньку, которая соответствует его результату. Сегодня хотелось бы отметить …… ……за то что они активно работали на уроке / безошибочно выполняли все задания / помогали своим товарищам и т.д. Я рада нашему знакомству, спасибо, урок закончен. | Регулятивные УУД (контроль, оценка); Познавательные УУД (структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности). |