Этап урока, задача этапа. | Методы и приёмы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся. | Планируемый результат (с учётом формируемых УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: проверить готовность к уроку и создать благоприятный психологический настрой | Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. | Здравствуйте ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Давайте проверим, всё ли у вас есть, что необходимо для урока? Хорошо, садитесь, пожалуйста. Положите руки перед собой, положите голову на руки. Внимательно слушайте и повторяйте за мной. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Мое внимание растет, Память моя крепка, Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю. А сейчас красиво сели, спинки выпрямили, ноги поставили прямо на пол, локти не свисают с парты. Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, двадцать четвёртое февраля, классная работа. Отложите тетради, пока они нам не понадобятся. | Личностный Смыслообразование. Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция) |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся об имени существительном, выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация) Методы включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный; Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование упражнение; Методы развития психических функций: создание проблемных ситуаций; Методы формирования социального опыта детей: игра; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм; Методы развития познавательного интереса: создание ситуаций, творческого поиска; стимулирование занимательным содержанием. | Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем об именах существительных, и для этого сыграем в игру «Правда, неправда». Я буду кому-то из вас кидать мяч, и называть какое-либо утверждение, тот, кому я кинула мяч, должен сказать верное это утверждение или нет. А в это время все остальные очень внимательно слушают и если отвечающий правильно ответил вы тихонечко хлопните в ладоши, а если отвечающий допустил ошибку, то так же тихонечко топните. Кому не понятны правила игры? 1. Имя существительное обозначает предмет. (правда-хлопок). А что вы должны сделать после ответа? 2. Имя существительное отвечает на вопросы «Кто» и «Что делает?» (нет - топот). Скажите, правильный ответ. (Имя существительное отвечает на вопросы кто и что). 3. Имена существительные бывают собственные и чужие. (нет - топот). 4. Скажи какие бывают имена существительные. (собственные и нарицательные). 5. Название спектакля «Лебединое озеро» – это имя собственное. (да – хлопок) 6. Москва – это имя нарицательное. (нет – топот). Что называют нарицательные имена существительные? (любой предмет, явление чувство) 7. Книга это множественное число. (нет – топот). 8. Карандаш – это единственное число. (да – хлопок) Молодцы, вы уже многое знаете об имени существительном. Скажите, как определить число имени существительного? (Существительные в форме единственного числа называют один предмет. Существительные в форме множественного числа называют много предметов.) Для того чтобы отработать умение определять число имён существительных, давайте разделим следующие слова (ручка, карандаши, пенал, конфеты, сахар, каникулы) на два столбика, в первый столбик определим имена существительные в единственном числе, а во второй во множественном числе. Сейчас по одному будите выходить к доске, выбирать слово и перемещать его в один из столбиков, а вы условно поделите страницу на две части, в левый столбик записывайте слова в единственном числе, а в правый во множественном. Какие их этих слов указаны в единственном числе? Какие в множественном? Ед. число | Мн. число | Ручка Пенал Сахар | Карандаши Конфеты Каникулы | Кто не согласен? Сейчас измените по числам эти слова. В единственном числе ручка, а во множественном – ручки. Карандаши мн.ч. – карандаш ед. ч. Один пенал – много пеналов Конфеты – мн. ч. В ед.числе - конфета А как будет звучать слово «Сахар» во множественном числе? А как образовать единственное число слова «Каникулы»? Одна каникула? Знаете ли вы, почему каникулы множественное число? "Каникулой" в древности называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется на ночном небе 26 июля по нашему календарю, когда в Древней Греции и в Древнем Риме наступал самый жаркий период года и ученикам полагался отдых. В честь звезды эти дни и прозвали каникулами. Ребята, скажите, почему мы не можем образовать другие формы этих слов? А может быть, у имени существительного есть еще тайны? Может быть, есть такие особенные слова, которые не изменяют своё число? Давайте с этим разберёмся. Скажите, чему будет посвящен наш урок? (я считаю, что наш урок будет посвящен именам существительным, которые не изменяются по числам, будем раскрывать тайну языка и т.д.). Верно, тема нашего урока: Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном. Что же будет нашей задачей на уроке? (предположения детей) На уроке нам нужно будет узнать, какие имена существительные употребляются только в единственном или множественном числе, научиться их определять и самим называть примеры таких слов. Это и будет являться нашей задачей. | Личностный (самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности). Регулятивные УУД (саморегуляция, контроль, планирование). Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли). Познавательные УУД (формулирование познавательных целей, осознанно строят речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации) |
3. Решение проблемы. Задача: создать условия для решения проблемной ситуации. | Методы включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный; Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение, беседа, работа с книгой); наглядные (демонстрация, иллюстрация); Методы развития познавательного интереса: создание ситуаций творческого поиска; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа. | Посмотрите, у меня есть вот такой волшебный мешочек, в котором всегда оказываются очень важные слова. Давайте достанем слово (брюки, молоко, очки). Какое число у слова «Брюки»? В какой из столбиков мы его поместим? Какое число у слова «Молоко»? (единственное). В какой столбик его поместим? Какое число у слова «Очки»? (множественное). В какой из столбиков мы поместим это слово? Ед. число | Мн. число | Ручка Пенал Сахар Молоко | Карандаши Конфеты Каникулы Брюки Очки | Ребята, а можно ли образовать другую форму от этих слов? Давайте попробуем? Почему у нас этого не получается? Значит всё-таки имя существительное от нас что- то скрывает. А может быть, наш учебник знает ответ на этот вопрос? Открываем учебники на странице 64 и прочитаем, про себя, информацию из рубрики «Обратите внимание!». Полина, прочитай, пожалуйста, эту информацию вслух еще раз. Какую тайну имени существительного мы сейчас узнали? (мы узнали, что есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе, множественном или единственном). Давайте вернёмся к таблице, с которой мы работами в начале урока и посмотрите, она поменяла свой вид! Единственное число | Множественное число | Только единственное число | Только множественное число | Ручка Пенал | Карандаши Конфеты | Сахар Молоко | Каникулы Брюки Очки | Так всё же почему одни существительные изменяются в числе, а другие существуют только в одном числе, как вы считаете? Давайте посмотрим на слова «Ручка» и «Молоко», можем мы посчитать, сколько ручек? (можем). А можем мы так же как ручки посчитать молоко? (нет, только в пакетах или литрах). Какой мы можем сделать из этого вывод? (форму только единственного числа имеют такие имена существительные, количество которых мы посчитать не можем). А теперь сравните слова «Карандаши» и «Очки», мы определили, что оба слова находятся во множественном числе, но карандаши мы можем посчитать? (да). А можем мы посчитать очки? (да, если их несколько). Но слово «Очки» называет 1 предмет, тогда почему мы определили, что это множественное число? (по вопросу «они» или по окончанию –и) Говорят, что в форме множественного числа употребляются такие существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов. Давайте это проверим. (включить слайды с картинками) Из скольких одинаковых элементов состоят очки? (из 4, 2 линзы и 2 душки). Из скольких одинаковых элементов состоят брюки? (из 2-х) Значит наши предположения о том, что в форме множественного числа находятся существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов, оказались верными. А еще только во множественном числе употребляются названия некоторых городов, промежутков времени, действия или явления природы. (примеры) Давайте покопаемся в своей памяти и попробуем назвать слова, которые употребляются только в единственном или множественном числе. | Коммуникативные УУД (саморегуляция, контроль); Познавательные УУД (структурирование знаний выбор оснований для классификации объектов); Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управляют поведение партнёра, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли). |
4. Первичное закрепление. Задача: закрепить полученные знания | Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение, работа с книгой), практические (упражнения) | Ребята, что нового мы сейчас узнали? Хорошо, а что еще нам необходимо сделать, чтобы лучше отработать умение? Давайте поупражняемся в определении имён существительных, употребляющихся только в единственном или только во множественном числе. В этом нам поможет снова волшебный мешочек, у него наверняка есть для нас подходящие задания. (в мешочке карточки) Достань, пожалуйста, карточку. Прочитай задание. Дежурные раздайте карточки. Задание 1. Образуйте форму множественного числа Нос, имя Задание 2. Образуйте форму единственного числа Соловьи, деревья. Задание 3. Определите, в какой строке все имена существительные имеют форму только единственного числа, подчеркните. А) задача, проблема, решение. Б) железо, Москва, упорство. В) соглашение, утверждение, устройство. Задание 4. Определите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа. А) васильки, колокольчики, ромашки. Б) кроссовки, туфли, сандалии. В) джинсы, брюки, шорты. | Регулятивные УУД (саморегуляция, контроль, коррекцию и оценка); Познавательные УУД (структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований для классификации объектов контроль и оценка процесса и результатов деятельности); |
Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение обучающихся | | Ребята, давайте встанем, Руки в стороны поставим, Правой-левую достанем, А потом – наоборот, Будет влево поворот. Раз - хлопок, Два - хлопок. Повернись ещё разок. Наклонись, потянись, И за парты вновь садись. | Регулятивные УУД (саморегуляция) |
5. Организация самостоятельной работы. Задача: создать условия для контроля усвоения обучающимися | Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение практические (упражнения); Методы развития познавательного интереса: создание ситуаций творческого поиска; Методы включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Метод взаимной проверки. | Ребята, красиво сели. Давайте повторим, что мы делали до физминутки? Для чего мы это делали? Мы с вами узнали, что имена существительные могут употребляться только в единственном или только во множественном числе. И выполнили упражнения. А сейчас нужно проверить, как вы усвоили разницу между именами существительными, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе, а для этого откройте учебники на странице 64, упражнение номер 111. Прочитайте слова про себя. Прочитайте задание под второй точкой. Что предлагается сделать? Записывайте слова в строчку. Выполните это упражнение у себя в тетради. (открыть слайд с макетом записи) Ребята, в тетради пишите заглавную букву А, ставите скобочку, и перечисляете имена существительные, которые изменяются по числам Затем в новой строки ставите букву Б, скобочку, и перечисляете имена существительные которые употребляются только в единственном числе. Потом снова с новой сточки ставите заглавную букву В и перечисляете имена существительные которые употребляются только во множественном числе. Кому не понятно? Ребята, давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями друг со своим соседом по парте, а те, кто сидит один проверит сам свою работу. За каждое правильно определённое слово ставьте над словом «+» Возьмите в руку простой карандаш. Посмотрите на то, как должны быть разделены слова. (На слайде) А) Тетрадь, доска, торты, стаканы, банты, снежинка, гербы. Б) Солнце, сахар, молоко, метро, творог. В) Санки, ножницы, очки, весы. Посчитайте количество плюсиков. Если в тетради 16-14 плюсиков можете поставить в тетрадь отметку «5» Если у вас 13-11 плюсиков можете поставить в тетрадь отметку «4» Если у вас меньше 10 плюсиков, то пока только отметку «3»
| Регулятивные УУД ( саморегуляция, контроль, коррекция и оценка); Познавательные УУД (структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований для классификации объектов) |
6. Информация о домашнем задании. | Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение) | Ребята, дома вы выполните упражнение 112, которое находится на 64 странице учебника. | |
7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). Задача: создать условия для осуществления рефлексии деятельности, подвести итоги урока. | Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, предъявление педагогических требований. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа. | Итак, давайте подведём итог нашего урока. С чем мы сегодня познакомились? Какую тайну языка раскрыли? Что новое узнали? Верно, сегодня на уроке мы вспомнили, что такое имя существительное, узнали, что в русском языке имеются слова, которые употребляются как в единственном числе, так и во множественном: карандаш – карандаши; имена существительные, которые употребляются только в единственном числе: молоко; и что есть слова, которые всегда употребляются во множественном числе. Сейчас очень внимательно послушайте меня до конца и только потом выполните то, что я вас попрошу! Если вы сегодня справились со всеми заданиями – встаньте и поднимите руки вверх. Если у вас всё еще возникают трудности при выполнении заданий встаньте и разведите руки в стороны. Если вы не справились не с одним заданием, то встаньте и опустите руки вниз. Очень хорошо, что многие из вас усвоили разницу между существительными которые изменяются по числам, и теми существительными, которые не меняют свою форму. | Регулятивные УУД (контроль, оценка); Познавательные УУД (структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности). |