kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока "Занимательная этимология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является знакомство обучающихся со значением слова "этимология", с этимологическими словарями, расширению кругозора учащихся, развитие любознательности, воспитание интреса к русскому языку к истории языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока "Занимательная этимология"»

ГБПОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»,

общеобразовательное отделение

учитель русского языка и литературы Ермолаева С.В.

Урок «Занимательная этимология» (6 класс)

Цель урока: познакомить учащихся со значением слова «этимология», с этимологическими словарями, расширять кругозор учащихся, развивать любознательность и желание открывать что-то новое; воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, к истории языка, совершенствовать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: знание понятия «этимология»; умение ориентироваться в этимологических словарях, объяснять языковые явления, работать в группах; владение навыками монологической речи; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока:

1.Сообщение учителя:

Этимология – слово греческого происхождения. В переводе на русский язык оно обозначает «истина». Этимология как наука устанавливает происхождение слова и его родственные отношения к другим словам. Например, все вы знаете, что обозначает слово «изба». Это деревянный крестьянский дом. Оно произошло от слова «истопба», то есть помещение, которое надо истопить, затем буква О при произношении выпала из этого слова, получилось «истба», глухой звук С в процессе озвончения стал З (изтба), а Т перестал произноситься. В результате слово «истопба» превратилось в «изба». Затем появились существительные избушка, избёнка и прилагательное избяной. Интересно? Да, этимология – занимательная наука.

Интересно происхождение слова «рубль». Это древнерусское слово означало «обрубок». Первоначальное значение слова изменилось в 1316 году, когда словом «рубль» стали называть денежную единицу, пришедшую на смену гривне (вес в которой в слитке был равен 196 граммам). Этимологически слово является родственным древнерусскому «рубить»: рубль – это обрубок гривны.

Слово «ручей» в современном литературном языке используется в значении «водный поток, текущий струёй». Образовано от той же основы, что и глагол рычать. Звукоподражательное по происхождению, это существительное первоначально значило – рокочущий поток.

Когда определяем происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет был назван именно так, а не по-другому. Так мы сталкиваемся с понятием «внутренней формы слова». Если слово имеет мотивированное значение, то его внутреннюю форму определить легко. Об этом нам сейчас расскажет…

Сообщения учащихся и учителя с использованием м/м презентации:

1 учащийся:

По названию слова легко можно определить его происхождение. Например, земляника так называется, потому что эта ягода никнет к земле. Облепиха – это ягода, облепляющая ветку. Подснежник – цветок, вырастающий из-под снега. Подушка – предмет, который мы перед тем, как заснуть, кладём под ушко.

Достаточно интересно происхождение слова попугай. В старину на Руси пастух брал в поле попугая. Как вы думаете, что это такое и какую роль он выполнял? (ответы учащихся). А теперь правильный ответ. Попугаем на Руси пастухи называли кнут, которыми пугали домашних животных, когда те забредали на чужую территорию. Никакого отношения к птице оно не имеет, так как название экзотической птицы было заимствовано из голландского языка в 16 веке, куда попало из арабского языка, где babagha, вероятнее всего, звукоподражательное.

Учитель: Теперь поговорим о происхождении слов, пришедших к нам из других языков.Все вы слышали такое выражение «туманный Альбион». Как вы думаете, что оно обозначает? (Англия) Происхождение этого слова таково: древние римляне покоряли не только близлежащие земли, но и добирались до далёких стран. Одна из таких стран поразила их характерным белым цветом береговых скал. Так появилось название этого государства, данное ему римлянами – «туманный Альбион». Почему же цвет береговых скал белый? Дело в том, что берега Англии образованы меловыми породами. Слово Альбион восходит к латинскому albus, что означает белый. Кстати, родственником этого слова является альбинос, означающим отсутствие окраски в цвете волос, кожи или глаз человека или животного.

Итальянцы назвали бы это блюдо «суп с червяками». Как вы думаете, как это суп называем мы? (суп с вермишелью) Слово вермишель, как и сам продукт, пришло в русский язык из итальянского. Оно восходит к латинскому: vermis – червяк. В самом деле, отдельные вермишелинки, если подключить воображение, похожи на червяков.

Все слышали, что такое ангорская шерсть или ангорка? У этого слова интересное происхождение. На карте, выпущенной сто лет назад, можно найти такое географическое название как Ангора, так называлась нынешняя Анкара, столица Турции. Под Анкарой (Ангорой) разводили особую породу коз с длинной бархатистой шерстью. Называли этих коз ангорскими. Впоследствии это название перешло и на других животных, имеющих длинную шелковистую шерсть и не имеющих никакого отношения к Ангоре. Например, ангорские кошки.

Множество существительных нарицательных, пришедших к нам из других языков, появились благодаря именам существительным собственным, то есть фамилиям людей или названий населённых пунктов.

2 учащийся:

Происхождение некоторых слов связано с фамилиями реально существовавших людей. Так, например, слово «хулиган» произошло от фамилии Houlihan, которую носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции.

Винчестер – это фамилия основателя фирмы стрелкового оружия. Позже это название было дано магазинным и автоматическим винтовкам, а в 20 веке так стали называть и жёсткие диски «накопители и хранители информации в компьютерах».

Владельца бумагоделательного предприятия звали Ватман. Впоследствии так стали называть большие плотные листы бумаги.

Название очень красивого цветка георгин, было образовано от фамилии известного учёного - ботаника и путешественника Георги, который был немцем по происхождению, но работал и жил в России, поэтому по праву считается русским учёным.

Интересно происхождение слова реглан.

Английский генерал лорд Реглан был щёголем. Но вот незадача - в начале Крымской войны с Россией в 1854 году он получил пренеприятнейшее ранение: ему изувечило правую руку, да так, что она навсегда осталась в скрюченном состоянии. Тогда лорд вызвал к себе армейского портного и здоровой рукой набросал эскиз пальто с рукавами, составляющими с плечом одно целое, и пелериной, полностью закрывающей руки. Меньше чем через год генерал был убит, зато придуманный им покрой одежды – реглан – стал популярным и существует до сих пор.

Нам всем известен предмет одежды кардиган.Кардиган – вязаный шерстяной жакет с длинными рукавами без воротника, застёгивающийся на пуговицы, назван по имени графа Кардигана. Граф Кардиган – английский полковник. Служил в кавалерии, участвовал в Крымской войне. В октябре 1854 года кавалерийская бригада под его командованием понесла большие потери в битве при Балаклаве. За это он был отдан под суд. Вязаный жакет, с которым осталось связано имя Кардигана, впервые надели кавалеристы его бригады.

В 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл невидимое электромагнитное излучение, которое обладало способностью проникать через непрозрачные тела. Природа лучей была учёному непонятна, потому он назвал их, используя латинскую букву «икс» - её часто применяют для обозначения неизвестного. Потом икс-лучи стали широко применять в медицине, а имя немецкого физика увековечили, оно стало нарицательным. Когда мы идём на рентген, то даже не вспоминаем о профессоре Рентгене.

2. Словарная этимологическая работа

Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь-справочник, в которой есть специальный раздел: кабинет, календарь, капитан, каталог, корабль, конверт, костюм, колонна, комиссия, кошелёк, мошенник.



А) Словарная работа, связанная с этимологией слова корабль.

- Как появилось это слово? У кого какие предположения?

Исконно - русское слово корабль было образовано от той же основы, что и кора, корыто, короб. Корабль, корыто, короб первоначально представляли собой сделанную из коры посудину. Если слова кора и корабль когда-то были родственными, можно ли проверить орфограмму ов слове корабль?

Учащиеся подбирают слова-подсказки, которые записывают в справочник: корабль, корыто, короб, кора, корка – этимологические родственники.

Подбор родственных слов к слову корабль: кораблик, корабелы, кораблестроители.

- Найдите корень во всех этих словах и сделайте вывод.

Итак, в древние времена слова корабль, корыто, короб, корка были родственными, поскольку имеют единый корень –кор-. Сейчас у этих слов разное значение и разные корни.

Б) Словарная работа, связанная с древнерусским существительным коло.

Коло (круг)

Колобок

Кольцо, кольчуга,

Колесо, колея, колесница, коляска,

Около, околыш, околица, окольный

Учащиеся записывают слова в справочник.

Учитель кратко объясняет связь всех этих слов с древнерусским существительным коло на морфемном и семантическом уровне, приводит современные толкования сложных для понимания слов (фуражку с околышем и кольчугу лучше показать на иллюстрации или в м/м презентации). При этом следует иметь в виду, что около в современной речи гораздо чаще употребляется не в прямом, наречном значении «вокруг, поблизости», а в качестве предлога рядом,с, у.

Если у вас нет желания назвать на уроке древнерусское существительное коло, можно использовать в функции проверочного слово кольцо в форме именительного падежа множественного числа.

-Итак, надо ли знать этимологию?

Безусловно, знание этимологии помогает правильно написать слово.

3.Исследовательская работа с использованием этимологических словарей

Врач. Ст-слав.врачь, болг.врач «колдун», сербохорв. Врач «прорицатель». Эти слова происходят от «врать» и «ворчать». В первоначальном значении «заклинатель», «колдун».

Известно, что в старину лечили разными заговорами и заклинаниями. Древний знахарь говорил больному что-то вроде этого: «Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие». При этом бормотал над занедужившим разные слова. Слово «врач» - исконно-славянское и образовано от слова «вьрати», что значит «говорить», «заговаривать». От этого слова происходит «врать», которое для наших предков означало «говорить». Выходит, врачи врали? Получается, да, но это слово раньше не содержало негативного смысла.

Конфéта. Это «сладостное слово» проникло к нам в XVIII веке в двух вариантах –

«конфета» и «конфекта»; оба от латинского «конфектум»: из «con» – «вместе» и «facio» – «делать». Оно означало сперва «сделанное», «приготовленное» (снадобье, лекарство), а пройдя через итальянский язык, прекратилось в «конфетто» – «маленькое кондитерское изделие». Мы получили его двумя путями: прямо из латинского и через итальянский; отсюда и разные формы его. А почему словом «конфетти» называются разноцветные круглые бумажные кусочки, которыми на праздниках для забавы осыпают друг друга? Потому что в Италии на карнавальных гуляниях бросают друг в друга не бумажки, а крошечные конфетки в пестрых обертках.

 

Еще один пример:

 

Объегòрить. «Ископаемые словечки» такого рода доносят до нас живое свидетельство и далеком прошлом нашего народа, о теперь уже забытой странной древней жизни с ее обычаями и законами. 26 ноября, в «день святого Егория», в Древней Руси было принято заканчивать все расчеты между хозяевами-барами и работниками-крестьянами по летним полевым работам. При этом обе стороны – а особенно сильная, богатеи – всячески ухищрялись надуть, «объегорить» одна другую. Отыщите в этом словаре слово «подкузьмить», и вы увидите, что такое ироническое словообразование было в свое время не редкостью.

4. Исследовательская работа по сказу Н.С. Лескова «Левша». Работа в группах (обучающиеся объясняют народные этимологии, составляют словарь)

Имена существительные:

Безрассудок – соединение слов «предрассудок» и «безрассудство».

Буреметр- вместо «барометра», соединение слов «мерить бурю».

Бюстры – соединение слов «бюсты» и «люстры».

Вавилоны – извилистые, вычурные узоры.

Верояция – вместо «вариация», форма классического танца, построенная на прыжковых или пальцевых движениях.

Грандеву – вместо «рандеву» (франц.rendez-vous – любовное свидание); объединено со словом «грандиозный».

Канделабрия – вместо «Калабрия» (Калабрия – полуостров в Италии), соединено со словом «канделябр» (подставка для свечей).

Керамида - вместо «пирамида», соединение слов «керамика» и «пирамида».

Кизлярка – виноградная водка невысокого качества, производившаяся в городе Кизляре на Кавказе.

Мантон – вместо «манто», соединение слов «манто» и «балахон».

Мелкоскоп – вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий».

Мерблюзьи – вместо «верблюжьи», соединение слов «мёрзнуть» и «верблюжьи».

Мурин – негр.

Непромокабль – вместо «непромокаемый плащ», соединение «непромокаемый» с окончанием французского прилагательного.

Нимфозория – вместо «инфузория», соединение слов «инфузория» и «нимфа».

Ногавочки- вместо «носки», соединение «носочки» и «ноги».

Озямчик – «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда.

Перламут – перламутр.

Пистоля – соединение слов «пистолет» и «пуля»

Полшкипер – вместо «подшкипер» - помощник шкипера, «наполовину шкипер».

Пубель – пудель

Публицейские – соединение слов «публичные» и «полицейские».

С бойлом – с побоями.

Свистовые – соединение слов «вестовые» и «свист».

Симфон – соединение слов «сифон» (бутылка с краном для газированной или минеральной воды) и симфония.

Студинг – соединение английского слова «пудинг» с русским «студень».

Сугиб – сгиб

Тугамент – соединение «тугой и «документ».

Укушетка – вместо «кушетка», ставится у чего-либо.

Щиглеты – штиблеты (обувь)

Имена прилагательные:

Грабоватый – вместо «горбатый».

Гроботочивый – вместо «мироточивый», источающий благовонную жидкость.

Двухсестная – соединение слов «двухместная» и «сесть».

Камнесечённая - высеченная из камня.

Противная (аптека) – то есть аптека напротив

Твердиземное море – вместо «Средиземное», соединение слов «Твёрдое» и «Средиземное».

Словосочетания:

Аболонполведерский – вместо«Аполлон Бельведерский».

Два девяносто вёрст – два раза по девяносто, то есть 180 вёрст.

Дванадесять язык – «двенадцать языков», то есть нашествие наполеоновской армии, состоявшей не только из французов.

Долбица умножения – соединение слов «таблица» и «долбить» (вдалбливать в голову таблицу умножения).

Курица с рысью - вместо «курица с рисом», рис – такое же редкое и диковинное блюдо, как и рысь – редкий и диковинный зверь.

Междоусобные разговоры – здесь «разговоры между собой» и т.д.

5. Итоги урока:

- Что такое этимология?

- Узнали ли вы что-то новое?

- Заинтересовала ли вас этимология?

6. Оцени свою работу на уроке (поднимают карточки: «3», «4», «5»)

7. Домашнее задание: самостоятельно выяснить этимологию слов в сказе «Левша», которые не успели рассмотреть на уроке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конструкт урока "Занимательная этимология"

Автор: Ермолаева Снежана Васильевна

Дата: 08.04.2017

Номер свидетельства: 407698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конструкт урока по русскому языку "Занимательная этимология""
    ["seo_title"] => string(63) "konstrukt_uroka_po_russkomu_iazyku_zanimatiel_naia_etimologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "436844"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509867332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства