Актуализация знаний | Ребята, над какой большой темой вы работаете на уроках русского языка? Послушайте стихотворение и подумайте, чем оно интересно? Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился. Чем интересно это стихотворение? В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение. | - Глагол - Оно состоит только из глаголов. - В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал? и обозначают действие, совершенное в прошлом, до момента речи. | Познавательные: развитие умения извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, схема, таблица); развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные: развитие умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Личностные: развитие интереса к изучению языка. | Словесный метод (прием - беседа). | 2 мин. |
Закрепление изученного материала | Давайте соберем уже известную нам информацию о глаголе, дополняя фразы на слайде. - глагол – это ... - которая обозначает ... - отвечает на вопросы … - назовите суффиксы глаголов неопределённой формы - в настоящем времени глагол отвечает на вопросы… - в будущем времени отвечает на вопросы… - в прошедшем времени глагол отвечает на вопросы… Молодцы! На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов в форме прошедшего времени. Сейчас мы поработаем в парах. Прежде чем начать работу, давайте повторим правила работы в парах. Предлагаю вам заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. Начальная форма | Мужской род ед.число | Женский род ед.число | Средний род ед. число | Множественное число | Видеть | | | | | Стоять | | | | | Работать | | | | | Кто закончил – подпишите карточку, положите ручки на парту, чтобы я видела вашу готовность. Сверьте свои ответы с ответами на доске. Оцените свою работу. У кого нет ошибок «5», одна или две «4», у кого больше.. «3». - Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу? Что происходило с глаголом? Как он изменялся? А с глаголом во множественном числе произошли изменения по родам? Какой вывод можно сделать? Давайте узнаем, правильный вывод мы сделали или нет. Откройте учебник на стр. 109 и прочитайте правило. Сейчас откройте тетради, запишите дату, классная работа. Выполним упражнение №230 для того, чтобы запомнить правило и потренироваться в написании глаголов в форме прошедшего времени. Прочитайте задание про себя. Что нам нужно сделать? Работать будем необычно. К доске идут 2 ученика(работают за доской) Остальные работают самостоятельно по вариантам, 1-в записывает 1-е две строчки, 2-в записывает 2-е две строчки, затем проверяем. Кто закончит – положите ручки на парту.(кто раньше закончит работу своего варианта – предлагается сделать работу другого варианта) Давайте проверим 1-й вариант. Проверим 2-й вариант. Можно ли определить род у глагола «слышится»? Почему? Давайте сделаем вывод, как можно определить род глагола? Как можно отличить существительное от глагола? (Солнце не задело, плотник взялся за дело) (Трава пила, зазвенела пила)? | - самостоятельная часть речи - действия предметов - что делать? что сделать? -ть-, -ти-, что делаю ?,..ем,…ет, …ете, …ют) -что сделаю, что сделаешь, что буду делать? - что делал ,.. ла,.. ло, ..ли и т.д. Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо. Начальная форма | Мужской род ед.число | Женский род ед.число | Средний род ед. число | Множественное число | Видеть | Видел | Видела | Видело | Видели | Стоять | Стоял | Стояла | Стояло | Стояли | Работать | Работал | Работала | Работало | Работали | Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р., ж.р., ср. р. И ПО ЧИСЛАМ. - Нет - В прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам. Во множественном числе глаголы по родам не изменяются. - Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело, Трава (на)лугу ещё росы пила, А плотн..к проснулся и взялся (за)дело. Слыш..тся, как (за)звенела пила. Я. Козловский Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания. - Списать, определить части речи слов, которые произносятся одинаково, вставить пропущенные буквы, над глаголами указать род. Солнце ещё облаков не задело, (что сделало?) не задело – это глагол, не с глаголами пишется раздельно. Задело – за - это приставка, пишем слитно. Солнце (оно) – сред.род, задело ( сред. род) Трава на лугу ещё росы пила, На лугу – луг – это сущ., а сущ . с предлогом пишутся раздельно. Гл. пила – трава пила, трава (она) – ж. р , пила – ж.р. А плотник проснулся и взялся за дело. Плотник – пишем букву «И» потому, что это словарное слово. Проснулся – (что сделал?) – это глагол, плотник (он) – м.р. проснулся – м.р. За дело – (что?) дело – сущ. сущ. с предлогом пишется раздельно. Слышится, как зазвенела пила. Слышится – пишем букву «И». Неопред. Форма (что делать?) – слышать. Но это глагол исключение, который относиться ко 2-му спряжению. Поэтому пишем «И». - Нет - Что делает? «слышится» - это глагол в настоящем времени по родам не изменяется. Зазвенела (что сделала?) – это глагол, глагол с приставками пишем слитно. Зазвенела пила – пила ( она ) – ж.р. зазвенела ( ж.р ) - По окончанию глагола в форме прошедшего времени. У глагола в м.р. – нулевое, у глагола в ж.р. – (а), у глагола в среднем роде – (о). -По по вопросу. | Предметные: закрепление умений определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени; закрепление умений обосновывать правильность написания глаголов в прошедшем времени. Познавательные: развитие умения извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, схема, таблица); развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развитие умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; развитие умения соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей «не» и без частицы. Личностные: развитие интереса к изучению языка. | Словесный метод (прием - беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации). Работа с учебной книгой. Практический метод (прием - упражнение). | 20 мин. |
Физминутка. Предлагаю вам немного отдохнуть. Игра «Глагольный футбол». Если услышите глагол, хлопните в ладоши.Не заметил глагол – значит, пропустил гол! ВЫТИРАЕТ, ПОДМЕТАЕТ, ШАХТЁР, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, А теперь, если услышите глагол –подпрыгните на месте. ДРУЖОК, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, БОБЁР, КОВЁР, УТЁР, КОСТЁР, ОТТЁР, НАВЁЛ, ОСЁЛ. | | Регулятивные: развитие умения удерживать несколько видов деятельности: двигательную и мыслительную. | Здоровьесберегающий метод. | 1 мин. |
Ребята, ваш ровесник Денис написал своему другу вот такое сообщение. Прочитайте его. Вчера после школы я делать уроки. Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер. Правильно ли он написал? Давайте поможем ему исправить текст. Как нужно написать? В какое время вы поставили глаголы? Почему? Запишите глаголы в тетрадь так же, как они записаны на доске. Давайте выделим корень и суффикс в глаголах в форме прошедшего времени. Кто желает поработать у доски? (кто быстро и правильно выполнит задание – выделить корень и суффикс в глаголах в неопределенной форме). ДЕЛАТЬ_ – делал_ – ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ИГРАТЬ_ – играл_ Какой вывод можно сделать? С помощью чего образуется форма прошедшего времени? Проверим свои предположения. Откройте учебник на стр. 110 Прочитайте правило. - Что нового вы узнали из правила? Выделим основу в этих словах. ДЕЛАТЬ_ – делал_ – ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ИГРАТЬ_ – играл_ Для чего мы с вами выполнили это задание? | - Нет Вчера после школы я делал уроки. Потом я гулял с друзьями и играл в компьютер. - В прошедшее время. - Потому что есть слово вчера, значит, он делал это в прошлом. Корень ДЕЛ-, суффикс А, суффикс -л Корень ГУЛ-, суффикс Я, суффикс -л Корень ИРГ-, суффикс А, суффикс -л - Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л» - Суффикс -Л- образует форму глагола прошедшего времени и в основу слова не входит. - Суффикс -Л- в основу не входит. - ДЕЛА - ГУЛЯ - ИГРА - Для того, чтобы узнать, что глаголы прошедшего времени образуются при помощи суффикса «Л», и в основу слова он не входит | Предметные: закрепление умений определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени; закрепление умений обосновывать правильность написания глаголов в прошедшем времени. Познавательные: развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: развитие умения самостоятельно формулировать цели урока; развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развитие умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; развитие умения соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей «не» и без частицы. Личностные: развитие интереса к изучению языка. | Словесный метод (прием - беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации). Метод усвоения языка (прием – языковой разбор – разбор слова по составу). Метод усвоения речи (прием – анализ текста). Работа с учебной книгой. Практический метод (прием - упражнение). | 10 мин. |
Итогово-рефлексивный этап | Ребята, наш урок подходит к концу, давайте обобщим все,что мы узнали и повторили на уроке. По каким признакам можно распознать глаголы в форме прошедшего времени? Входит суффикс -л- в основу слова? Как изменяются глаголы в форме прошедшего времени? Приведите свои примеры, как изменяются глаголы прошедшего времени. (Подсказка: стоял – стояла – стояло) Молодцы! Давайте сыграем в игру «Закончи своё предложение». Посмотрите на слайд, выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно: Сегодня я узнал… Сегодня я повторил… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило… Мне захотелось… Откройте дневники и запишите домашнее задание. с. 110 № 232, с. 109, 110 - выучить правила. Вам нужно выполнить упражнение №232, пользуясь таблицей. И выучить правила на стр. 109, 110. Спасибо за урок! | 1. Отвечают на вопрос : что делал?, что сделал?, что делала? и т.д., обозначает действие, совершенное в прошлом. 2. Образуются при помощи суффикса -л- . - Нет 1. По числам. ( подсказка – делал – делали ) 2.В единственном числе по родам. | Познавательные: развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развитие умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; Личностные: развитие интереса к изучению языка. | Словесный метод (прием - беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации). | 5 мин. |