САМОАНАЛИЗ урока, входящего в учебный курс русского языка
во 2 классе УМК «Школа России»
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию рабочей программы во 2 классе МКОУ Октябрьской СОШ и является одним из уроков раздела «Слова, слова, слова…»
При разработке данного урока мной учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учащихся данного класса: средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления, трудности в запоминании и усвоении материала.
Тип урока – овладение новыми знаниями.
Мною поставлена цель, включающая в себя планируемые результаты обучения на данном уроке согласно федеральным государственным стандартам, - познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
Были запланированы личностные приобретения ребенка - формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование умения сотрудничать. Овладение обучающимися метапредметными универсальными учебными действиями происходит в условиях решения учебной задачи, а именно умения находить и подбирать однокоренные слова.
Чему дети научатся видно из запланированных мною предметных результатов.
Ресурсы к уроку были выбраны привычные и понятные обучающимся данного класса.
Основные этапы организации учебной деятельности соответствуют типу урока, присутствуют логичность перехода от этапа к этапу. Порядок следования этапов закладывает у обучающихся основы умения принимать и удерживать учебную задачу, планировать свои действия, добиваться решения проблемной ситуации. Время урока использовалось рационально, выполнялись психолого-гигиенические требования.
Кратковременность организационного момента послужила быстрому вовлечению учащихся в ритм урока, введению в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.
Для формирования каллиграфически правильного, четкого письма была проведена минутка чистописания. На данном этапе был использован ЭОР (электронный образовательный ресурс). Отрабатывалось написание букв, которые впоследствии помогли выйти на тему урока. Перед этим была проведена любимая детьми пальчиковая гимнастика.
Следующий этап был самым объёмным по времени, насыщенным мыслительной деятельностью учащихся. При работе над темой урока развивалось умение анализировать, сравнивать, делать выводы. На данном этапе использовались коллективный учебный диалог, работа в паре, работа с электронным приложением к учебнику. Все методы и формы работы были направлены на формирование познавательных (умение классифицировать объекты – объединять в группы по существенным признакам) и предметных УУД (умение находить в словах корень и образовывать однокоренные слова).
Динамическая пауза не заняла много времени, но позволила обучающимся сделать эмоциональную разгрузку и восстановить физические силы, а также показать ценность здоровьесбережения.
Этап первичного закрепления нового материала дал возможность детям применить умения распознавать и подбирать однокоренные слова. Использование парной работы на данном этапе позволило формировать регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность и работать по плану.
Выполнение упражнения из учебника формировало личностные, регулятивные и познавательные УУД.
Домашнее задание предложено разноуровневое: 1 уровень – для тех, кому ещё нужна помощь; 2 уровень – для хорошо освоивших материал урока, задание творческого характера. Это позволило учащимся использовать право выбора.
РефлЕксия как итог урока позволила обучающимся зафиксировать приобретение нового в собственных действиях, а также проанализировать собственную учебную деятельность, что считаю очень ценным для ребёнка. С помощью контрольно-оценочной деятельности («Волшебные линеечки» Цукермана) учащиеся определили свой уровень понимания и применения изученного материала.
На протяжении всего урока дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, умение сотрудничать, участвовали в обсуждении вопросов урока, не боялись дать неправильный ответ.
Работоспособность обучающихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации структуры проблемно-диалогического урока, грамотно подобранных заданий и смены видов деятельности.
Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям.
Считаю, что все выбранные формы и методы на уроке были целесообразны. Все намеченные цели были достигнуты, объём подобранного материала полностью использован.