Тема | «Родственные ( однокоренные слова)» |
Цель | Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся |
Задачи | Совершенствовать умения выделять корень в слове; Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; Развивать умение различать синонимы и родственные слова Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать; Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах; Воспитывать бережное отношение к природе |
Формируемые УУД | Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку. Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре. |
Основные понятия | Родственные слова, корень слова, синонимы, |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», рабочая тетрадь В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс, ЦОР «Русский язык» dompolnajachasa.at.ua http://youtube.com/watch?v=v_lUoSQ3Nkc Листики с надписями слов, деревья, слова семеек слов, смайлики , карточки с дифференцированными заданиями |
Организация пространства | Интерактивная доска, ноутбук |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организационный момент, положительная мотивация к уроку | .Обучающие настраиваются на учебную деятельность | -Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! - На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте? - Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес) ( слайды 2,3,4) - Правильно мы с вами отправимся в лес. | | ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1.Орфографическая минутка 2. Загадывание слов лексическому значению | Определение слов по лексическому значению, запись в тетрадь словарных слов Осина Береза Ветер | Откроем тетради, запишем дату, классная работа. Прописываем букву Б ( показ с диска). В этом городе живут слова, отгадайте их по лексическому значению. С новой строчки, с красной строки пишите отгадки. 1.Запись слов по лексическому значению: ( слайд 5. Осина) (слайд 6) ( слайд 7. Берёза) ( слайд 8 ) ( слайд 9. Ветер) ( слайд 10) Проверим, оцените свою работу. У кого какой смайлик? ( слайд 11) 2. ( слайд 12) Прочитайте слова, что можете сказать? Это родственные слова, близки по смыслу ( вывесить на доску слова) | Характеризовать языковые единицы звуки, слоги, слова. | Метапредметные рез-ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подведение к цели урока в беседе с детьми | - Что такое родственные слова? - Учиться, находить родственные слова, выделять корень в слове | - Продолжим изучение темы, начатой на предыдущем уроке. Напомните её( что такое родственные слова) - Как думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке? | находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; | Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
IV. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | 1.Учитель загадывает загадку. 2.Беседа о многозначных словах 3. Использование словарей 4. Работа с пословицами | 1.Отгадывают загадку 2.Работа со словарем 3. Подбор родственных слов
абота с учебником и правилом Простым карандашом выделить главные слова | - Отгадайте: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -По каким признакам вы догадались, что это корень? О каких значениях корня говорится в загадке? Сколько значений у слова корень? подземная часть растений; часть зуба, волоса Словарь Ожегова стр.290 Это слово имеет много значений. Оно многозначное. ( слайд 13) 2.Сказка о корне ( слайд 14) 3.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? (однокоренные) 4. (Слайд 15) С. 61.- чтение правила в учебнике - Что называется корнем слова? -Как пишется корень в родственных словах? - Как выделяют корень на письме? Переключение на видео о лесной семейке | Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова – корень. | Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях) Личностные УУД: - формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности - формировать мотивации к творческому труду. Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся бережному отношению к природе. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о синонимах и родственных словах | Постановка проблемной игровой ситуации, использование ИКТ | Работа с электронным приложением. | 1.Слушайте внимательно, запомните как можно больше однокоренных слов. видео об однокоренных словах ( называют слова, вывешиваю на доску) - Назовём корень ( общая часть родственных слов, слова однокоренные, составляют семью леса) 2. ( слайд 16) - Что это за слова? ( синонимы или антонимы) - Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова Оценивание ( берут смайлик у доски) | Выделять группы родственных слов Различать слова синонимы и родственные слова | Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач. Ознакомление с профессиями леса. Тренировка памяти |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний. | Использование ЦОР | Работа индивидуальная | Игра « Найди своё дерево»( слайд 17) -проверка коллективно - Что можно сказать о словах? Оценивание ( берут смайлик у доски) | Закрепят умение определять родственные слова | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Физ.минутка | | Разминка | dompolnajachasa.at.ua | | Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Раскладывает карточки, Предлагает на выбор | Работа в парах Составление текста по его началу | 1.Дифференцированные задания Средний уровень- в рабочих тетрадях № 47 ,( в парах ) Сильный уровень- карточки цветовые( красная- легко, зелёная- не очень сложно, жёлтая- трудно). Выбирает. Проверка заданий ( взаимопроверка) Оценивание ( берут смайлик у доски) 2. ( слайд 18) Составление текста по его началу( все по- цепочке, по предложению, использовать слова урока- они все на доске) | Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов. | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Проведение игры « Кто прав?.» | Принимают и соблюдают правила игры «Кто прав» | Игра « Кто прав ?» ( слайд 19) - Кто из сказочных героев сказал правило верно. | Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова | Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану |
IX Подведение итогов урока | Задает вопросы Самооценка | Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов | ( слайд 20) Что узнали. Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах? - Что на схеме новое? ( подбор однокоренных слов- этому научимся на следующем уроке) ( слайд 21) Итоги. ( слайд 22) Подсчет смайликов. (перевожу в отметки) | Обобщение знаний | Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность. |
X Д/з. | Просмотреть и выполнить упр. | Записывают в дневники | С.61 № 85, правило учить Раскрасить рисунок ( тема «Лес») Путешествие в лес завершилось. | | |