Предполагаемые результаты: видят отличия СПП от других предложений, определяют вид придаточного, могут объяснить причину употребления в своей речи СПП
этапы | цель | деятельность учителя | деятельность учащихся | результат (УУД) |
Организационный этап | организовать внимание школьника; подготовить учащихся к работе на уроке | проверяет готовность учащихся к уроку; создаёт эмоциональный настрой. | готовность к уроку | личностные: мотивировать свои действия |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся | осуществляет контроль (индивидуальный и выборочный), дает комментарии. Проверка упражнения № 194 по учебнику М.М.Разумовской. Вопросы: При выполнении какого задания возникли затруднения? Почему допустили ошибку? На что не обратили внимание при определении вида придаточных | обосновывают свой выбор, определяют причины допущенных ошибок, осуществляют самооценку ( не обратили внимание на вопрос) Объясняют знаки препинания, называют вид придаточного. Отвечают, чем в предложениях является слово что ( союзом или союзным словом) Объясняют разницу между союзом и союзным словом. | регулятивные: оценивать результаты деятельности (чужой, своей), анализировать собственную работу обсуждают условия отличия союза от союзных слов. |
Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. | создать у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес, раскрыть практическую роль знаний | организует ситуацию, когда дети смогут сформулировать задачу на основе предыдущей деятельности. - О чём рассказывается в этих предложениях? - Можно ли было объяснить мысли, чувства простыми предложениями или сложносочинёнными? - Почему? - Сформулируйте цель урока. | - Дана характеристика человека, описаны его чувства, мысли. Высказывают свои предположения (гипотезы) - Поясняют на примерах, делают вывод, какова роль СПП в нашей речи. Каждый формулирует себе цель на урок закрепления (на какой вид придаточного должен обратить внимание), какие особенности. | регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций |
Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые) - в изменённой ситуации (конструктивные) | актуализировать субъектный опыт учащихся (личностный смысл, опорные знания и способы действий, ценностные отношения) | Организует обсуждение способов решения. 1. Работа на карточке: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Организует проверку в парах. Объяснение тем, кто допустил ошибки 2. Прочитайте предложения. Все слова понятны. В каком предложении дано объяснение слова. (Работа по заданию карточки) - В каком случае придаточное предложение подчёркнуто неверно? - В незапамятные времена человечество очертило круг обычаев, которых следует придерживаться. - Табу – это то, чего нельзя. - Оно распространяется и на слова, так что можно говорить и о языковом табу - Составьте вопросы к этим предложениям, чтобы можно было повторить виды СПП - Какие умения пригодились при выполнении задания | выделяют (комментируют) и формулируют разные виды вопросов. Нобелевскую премию в области науки (1) присуждают учёным (2) достижения (3) которых особенно значимы для общества. Объясняют, почему запятые нужно поставить таким образом (2) Работа с грамматическими основами. Объясняют ошибку. Читают свои вопросы. Обсуждают, отвечают на вопросы одноклассников. Оно распространяется и на слова, так что можно говорить и о языковом табу. - видеть придаточное предложение. | коммуникативные: постановка вопросов -инициативное сотрудничество познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | обеспечить усвоение учащимися знаний, способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | организует поисковую работу обучающихся 1.Закончить предложение, подобрать правильное продолжение предложения. - Многие полагают, … - Новое общество должно быть таким, … Сначала у людей бывает мало слов, … 2. Работа с текстом. (организует работу в группах) 1. Распределите текст на абзацы. 2. Выпишите микротемы каждого абзаца. 3. Какую проблему поднимает автор текста? 4. Какова позиция автора? 5.Что нового и полезного для себя о правилах общения вы узнали из этого текста? 6. Какие предложения текста относятся к СПП. Определите вид придаточных. 7. Выскажите своё мнение по проблеме, поставленной автором. С помощью какого вида сложных предложений вы будете высказывать своё мнение. Почему? | формулируют выводы наблюдений, корректировка алгоритма или создание нового Зачитывают свои предложения, объясняют, почему выбрали для продолжения предложения тот или иной вид придаточного. 1. распределяют текст на абзацы 2. Выписывают микротемы. 3. Определяют проблему текста 4. Определяют позицию автора 5. Высказывают своё мнеие 6. Называют предложения с СПП, определяют их вид 7. Высказывают своё мнение по проблеме. Объясняют свой выбор | познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать коммуникативные: анализировать и исправлять, находить ошибки, дополнять |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | смотивировать обучающихся на самостоятельную работу дома | дает комментарий к выполнению домашнего задания (упр 192 – для всех), выполнение заданий на выбор | осуществляют выбор. | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности | акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | осуществляют самооценку | регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности личностные: оценивать собственную деятельность: свои достижения |
(1)Общение – это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто совместное проведение времени.
(2)Культура общения строится на определённых нормах взаимоотношений между людьми.
(3) Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. (4) Культурный и развитой человек всегда найдёт в другом хорошие качества, которые делают его интересным. (5) Это не просто – открыть изюминку в каждом нашем знакомом, на это важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности, чтобы каждый получил свою долю уважения. (6) Говорят: лучше лишить человека пищи, чем лишить его внимания. (7)Умение искренне ценить людей предполагает признание их превосходства в какой – то области. (8) Мы говорим: нет добрее души, нет светлее ума. (9) Мы подчёркиваем: он – мастер на все руки, у неё отличный вкус, они – знатоки своего дела. (10) Будьте щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства людей!