Урок развития речи
Тема: Конструирование текстов разных функционально-смысловых типов речи
Ход занятия
I.Орг момент.
Стихи о весне (Игорь Мазнин)
С чего это всюду
Такое веселье,
Такое —
С зари до зари —
Торжество?
С того,
Что справляют
Скворцы новоселье...
И только всего-то?
И только всего!
С того,
Что несётся,
Невзрачный,
Бумажный,
По речке ожившей
Кораблик отважный,
А волны и ветер
Качают его...
И только всего-то?
И только всего!
И только всего,
Что, как прежде красна,
Пришла,
Прилетела,
Вернулась весна!
- Подходит ли это стихотворение к нашему времени года? (да)
- Что вы больше любите весной? Покажите движением, жестом, мимикой, что вы любите больше. (Обратная связь).
II. Диагностика эмоционального состояния – созерцатели, философы, деятели.
- Что людям, представителям этих состояний, интересно в весне как времени года? Вам подскажут рисунки на слайдах.
Слайд 2 с картинками и моделями. Расшифровать слайды.
одним интересно участвовать, двигаться, что-то делать; «рука»
другие любят остановиться, рассматривать и наблюдать; «вопрос»
третьи любят размышлять, мечтать, философствовать. «глаз»
- Сегодня на уроке задача гораздо сложнее. Сейчас вам предстоит выбрать что-то одно, поднимите символы, займите свои места. Дети группируются по интересам.
- Прочитайте темы текстов, которые мы сегодня будем конструировать: «Весенние забавы»- что делаю? «Весенние облака»- какие?, «Весеннее настроение»- почему?.
Слайд 3.
- Что общего в названии этих тем? (весна) Выберите тему, которая вам близка и соответствует вашему символу.
5. Найдите соответствующий тип текста, поставьте на свое место.
Слайд 4:
Что делают? | Какие? | Почему? |
«Весенние забавы» | «Весенние облака» | «Весеннее настроение» |
? | ? | ? |
Завязка действия Развитие действия Развязка | Название объекта Описание его Отношение к нему | Тезис Аргументы Вывод |
Зачем? | Зачем? | Зачем? |
Рассказать о себе и о своих друзьях | Влюбить в облака тех, кто за ними еще не наблюдал | Пытаться понять себя и других |
подарим радость близким | подарим радость близким | подарим радость близким |
- Что одинаково во всех типах текста? (кол-во частей)
- Почему части названы по-разному? (мы смотрим на весну по-своему, по-разному, говорим о ней разными словами, конструируем разные предложения)
- Зачем каждый из них мы будем составлять?
- Что мы будем делать со своими работами?
- подарим близким;
- напечатаем научную статью;
- выступим с ней на митинге;
- оформим отчет для директора о состоянии весны.
- Что поможет нам определить содержание этих текстов и их назначение? (вопросы, названия тем, структура текста, язык, конструкция предложений).
7. С. 24 Соболева. Выбрали ключевые слова, разложили по корзинам. Определили содержание основной части.
8. «Чудесная лесенка», с.10 Соболева (встать по порядку), сформулировать предложение для первой части.
9. Характер и настроение предложений. С. 33 Соболева. Напишите заключение
10. Виды связи предложений в тексте: последовательная (спираль- повествование), параллельная ( глаз- описание; рассуждение – кисть руки)
Конструкторский замысел для трех творческих групп
(раздаточный материал)
Что делают? |
«Весенние забавы» |
повествование |
Завязка действия Развитие действия Развязка |
Зачем? |
Рассказать о себе и о своих друзьях |
подарим радость близким |
Какие? |
«Весенние облака» |
описание |
Название объекта Описание его Отношение к нему |
Зачем? |
Влюбить в облака тех, кто за ними еще не наблюдал |
подарим радость близким |
Почему? |
«Весеннее настроение» |
рассуждение |
Тезис Аргументы Вывод |
Зачем? |
Пытаться понять себя и других |
подарим радость близким |