Фонетический анализ слов
Цели: закрепить знания об омонимах; учить выполнять фонетический анализ слова по алгоритму.
Ход урока
I. Чистописание.
Туман, зонт, дождь, шарф, пруд.
II. Повторение изученного материала.
На доске записаны стихотворения В. Волиной:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
– Не мука, а мука,
Поварам наука.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни.
Учитель. Найдите одинаковые по написанию слова.
– Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл?
Поставьте ударение. Прочитайте стихи.
– Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению?
Приведите примеры омонимов.
III. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов.
1. Выполнение упражнения 1 (учебник).
Учитель. Прочитайте стихотворение из упражнения 1.
Что вы можете сказать о выделенных словах?
Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).
Образец: Замка, зам-ка, [замка?].
з – [з] – согласный, звонкий, парный ([с]);
а – [а] – гласный, безударный;
м – [м] – согласный, звонкий, непарный;
к – [к] – согласный, глухой, парный ([г]);
а – [а] – гласный, ударный.
5 букв, 5 звуков.
2. Выполнение упражнения 3 по вариантам (учебник).
I вариант – учащиеся рассматривают Олин вариант фонетического анализа слова умею.
II вариант – учащиеся рассматривают Сережин вариант фонетического анализа слова умею.
Затем учащиеся находят ошибки, исправляют их, записывают правильный фонетический разбор слова умею.
Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.
Умею, у-ме-ю, [ум’эй’у].
у – [у] – гласный, безударный;
м – [м’] – согласный, звонкий, непарный;
е – [э] – гласный, ударный;
ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;
[у] – гласный, безударный.
4 буквы, 5 звуков.
Физкультминутка
3. Орфоэпическая тренировка.
На доске записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги.
Учитель. Какие из этих слов имеют омонимы с другим ударением? (Атлас, пироги.)
Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта?л, свёкла.)
IV. Итог урока.
– Какие слова мы называем омонимами? Приведите примеры.
– Что такое фонетический анализ слова? Как его проводить?
Домашнее задание: письменно приведите примеры 4–5 омонимов.