Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с применением сингапурской методики на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»»
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Цель: формирование пунктуационной грамотности в предложениях с однородными членами Задачи: образовательные: отработать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;использовать в речи предложения с однородными членами; развивающие: активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность, умение логично и грамотно излагать свои мысли; воспитательные: воспитывать чувство милосердия; культуру работы в группах и парах, создание атмосферы дружбы.
Оборудование урока: интерактивный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор); компьютерная презентация, выполненная в программе Power Point; тестовые задания, бланки ответов, карточки с дифференцированным заданием, толковый словарь В.И.Даля, смайлики, карточки на выход.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Формы и методы работы: групповая, индивидуальная работа, тестовая работа, исследовательская работа, работа с учебником, индивидуально-дифференцированные задания
Ход урока
I Оргмомент. Приветствие. Мотивация к действию.
1 Кто считает себя милосердным? Поднимите руки.
2 Что же означает данное слово?
Поработаем в структуре Финк- райт -раунд робин,что означает “подумай-запиши-обсуди в команде”
Выполнение работы по следующему алгоритму:
1 Ответьте на вопрос,что такое милосердие?
2 Возьмите листок,запишите ответ.
3 Начиная с участника №1 по очереди зачитываем свои ответы.
4 Какой ответ дали ваши товарищи? Давайте выслушаем их.
-Это были ваши мысли, высказывания о милосердии. А вот как разъясняется понятие «милосердие» в толковом словаре В.И.Даля: Милосердие – сердцебиение, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому…
Милосердие – сердцебиение, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому… (В.И.Даль) (прост., повест., невоск., двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми)
2. Индивидуальное задание (работа с тестом) с последующей взаимопроверкой. Задание выполняют на готовых бланках, вписывая в колонки выбранные ответы.
Алгоритм выполнения:
1.Записать фамилию, класс.
2. Выполняют тестовые задания: соотнести предложение и схему.
1
Стало на сердце тепло и радостно от ее приятных слов.
1
[ О и О, О и О].
2
Добрая слава лежит, а худая бежит.
2
[О,но О]
3
Сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку называется милосердием.
3
[О, а О]
4
Собаки добрые и верные, благородные и ласковые.
4
[ О, О, О].
5
Будь отзывчивым, но не назойливым.
5
[О и О]
3. Меняются заданиями с товарищем, сидящим по плечу. Проверяют ответы (слайд №4)
5. Возвращают работу. Участник под №1 собирает бланки и сдает учителю.
III Объяснение нового материала.
Еще раз вернемся к данным предложениям. Какой интонацией передаются слова (перечислительной). Вспомним, как назывются такие предложения? Обратите внимание на запятые. Где они проставлены?
Вывод: Запятая ставится между однородными членами, если они не соединены союзами или соединены с помощью союзов А, НО. Между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения.
Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?
Сегодня нам предстоит научиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Запись темы урока:
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
*Работа с теоретическим материалом в учебнике(стр. 94). Запись в тетради для доп.работ.
Физкультминутка
IV Закрепление нового материала.
1 Работа с текстом. Прослушать текст. «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.
Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали, - удивились мальчики.
Вот это и плохо! - гневно ответила женщина».
Обсуждение.
-Почему женщина была возмущена?
- Почему удивились мальчики? Как мы можем назвать этих мальчиков
-Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задание: Найти предложения с однородными членами. Записать под диктовку 1-2 предложения (на выбор). Объяснение постановки знаков препинания в них. 2 Выполнение упражнения из учебника (самостоятельно).Упр.204 (письм.)
*Дополнительное задание для сильных учащихся: сделать схему любых двух предложений.
3 Индивидуальная работа по карточкам (трехуровневые задания)
Уровень 1
Тема:Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Задание:В каком предложении есть однородные члены? Укажите номер предложения.
1 Светило солнце, и дул свежий ветерок.
2 Труд человека кормит, а лень портит.
3 Алые, фиолетовые, жёлтые тюльпаны росли на газоне возле школы.
4 Девочка неохотно, но умело рисовала.
5 В Германии Ломоносов изучал физику, химию и механику.
Уровень 2
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Задание: Определите, какие члены предложения являются однородными.
1. Он гордо и бережно нес знамя.
2. Мы с вами великий и трудный путь прошли.
3. Мы заготавливаем на зиму калину, малину, ежевику – разные лесные ягоды
4. По улице любой идут ребята парами, цепочкой, гурьбой.
5 Зеленеют, шумят молодые березки.
А) подлежащие
Б) сказуемые
В) определения
Г) дополнения
Д) обстоятельства
Уровень 3
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Задание: Вставьте однородные члены предложения
1. На море ребята…
2. На экскурсии нам было…
3. …шары взлетали над праздничными колоннами.
4. В книге мы нашли...
А) весело и интересно
Б) красные, синие, белые
В) плавали, ныряли, загорали
Г) стихотворения и рассказы
V Итог урока. Выводы. Билет на выход (карточки на столе). Задание: составить предложение с однородными членами на тему: «Какую роль играет милосердие в нашей жизни?»
VI Рефлексия
Я вспомнил, что...
Я понял, что...
Было интересно...
Особенно понравилось...
Вызвало затруднение...
Нужно выучить...
VII Домашнее задание: п.41(повт.),1-2 группы-упр.206(письм.), 3 группа- 207(письм.)* (или на выбор).
Индивидуальное задание: найти значение слова «милосердие» в толковых словарях.