Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"»
9 класс Урок 37
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения
Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками придаточных образа действия, меры, степени и сравнительных; 2) научить отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, определять значение придаточных образа действия, меры, степени и сравнительных, ставить к ним вопросы, уточнять средства их связи с главным, место придаточного по отношению к главному, находить изученные виды придаточных, разграничивая с другими видами, различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами, составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными видами придаточных, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
Готовимся к ОГЭ:
1.Определите виды словосочетаний:
Выполнить долг, прыгать с трамплина, чистое небо, белый от снега, пятый справа, совершенно секретно, синий карандаш.
2. Замените словосочетаниевоздух гор, построенное по типу управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. (горный воздух)
2. Замените словосочетание жизнь в городе, построенное по типу управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. (городская жизнь)
2.Выпишите грамматические основы предложений: (слайд 1)
1.Поздним вечером поставили диагноз.
2. Величайший патриотизм –страстное, беспредельное желание блага Родине.
3.Сокрытое неприступными берегами, горное озеро казалось изумрудным.
4. Кузьмин был застенчив, мягок с окружающими.
5. В горах прошумели весенние, с грозами, дожди, и за одну ночь Кубань взбурлила, и, вырвавшись из ущелья, поднялась над берегами, и, зеленея, вербы стояли теперь наполовину в воде.
6. Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно красиво.
II. Актуализация опорных знаний учащихся. На доске проецируются предложения.
Верно ли утверждение?
В предложениях есть союз что, поэтому все сложноподчиненные предложения — с придаточными изъяснительными». (записать под диктовку, затем проверить по слайду 2)
1) По очертанию облаков, по золоту листвы
Осенний этот день таков,
Что краше дня весны. (В. Инбер.)(определительное)
2) Я рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде. (М. Горький.)
(Изъяснительное)
3) К самому вечеру так стихло, что листок на берёзе не шевелился. (М. Пришвин.)
(придаточное образа действия и степени)
4) Ячмень сеют, когда молодой скворец голову в окошке показывает. (М. Пришвин.)(времени)
5) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет... (И. Крылов.)(условия)
Какое значение придаточного для вас незнакомое? (3 предложение)
III. Объяснение нового материала. Целеполагание.
Анализ материала на с. 97, отвечают на вопросы.
— В каком придаточном раскрывается образ действия или способ действия, в каком указывается на степень или меру действия; какое из них имеет сравнительное значение?
Чтение теоретического материала на с. 97—100.
Рекомендации учителю: научите девятиклассников различать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами.
Сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенное в главном действие, состояние, предмет, признак через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.
Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Целесообразно повторить постановку запятой перед союзом как. Для этого предлагается таблица, в которой представ лены самые типичные случаи.
Таблица 15
Запятая в сравнительном обороте перед союзом как
ставится
не ставится
В простом предложении
1. Для выделения сравнительного оборота.
Вода блестела, как чёрное стекло. (К. Г. Паустовский)
2. Если оборот можно заменить придаточным причины.
Сосна, как дерево смолистое, почти не гниёт.
3. При вводном предложении.
Завтра, как сообщили по радио, будет дождь.
4. В выражениях
не что иное, как
не кто иной, как
Дождь в шахте не что иное, как подпочвенная вода.
Это пришел не кто иной, как наш новый приятель
1. Если оборот является сказуемым или входит в его состав.
Горы как пышные складки на богатой одежде земли. (М. Горький)
2. Если оборот является устойчивым выражением.
Береги мою сестру как зеницу ока.
3. Если оборот можно заменить оборотом со словом в качестве.
Проводите меня через заставу как вашего слугу. (А. И. Герцен)
4. При двойном союзе как...,так и...
Он не любил как физику, так и математику.
В сложном предложении
1. Перед придаточным
Мы видели, как тлели угли костра.
2. тогда как
словно как
, между тем как перед всем сложным союзом
в то время как
В то время как все собрались пить чай в саду, Митенька незаметно ушёл.
IV.Закрепление материала.
1.В упр. 156 учащиеся находят сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, задают вопросы к ним, отмечают союзы, союзные и указательные слова.
2. Упр. 157 учащиеся выполняют по группам:
первая группа записывает текст из первой части;
вторая группа записывает текст из второй части;
третья группа записывает текст из третьей части.
Учащиеся запись сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, подчёркивают придаточные, союзы заключают в овал, союзные слова и указательные слова выделяют как члены предложения.
3.В упр. 158 учащиеся находят сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным, составляют его схему, уточняют роль этого предложения в тексте.