Рыбкина Наталья Викторовна (учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 11» город Байкальск Иркутская область).
Урок развития речи в 5 классе в рамках Районного семинара руководителей образовательных учреждений Слюдянского района « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий: работаем по новым стандартам»
ТЕМА: «Февральское кружево». Описание состояния природы и человека в зимний февральский день.
Предметные цели
-совершенствование видов речевой деятельности;
-формирование умения составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
Личностные УУД
-создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в зимний день.
Метапредметные цели
Коммуникативные УУД
-описание состояния природы и человека в зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художниками и композиторами.
-совершенствование умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
Когнитивные УУД:
- совершенствование умений работать с информацией;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Регулятивные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
На уроке использована технология критического мышления.
Технологическая карта урока.
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
Инвентаризация | Составление чернового текста | Заполнение кластера Чтение вслух на данном уроке Подготовка текстов для печати в школьной газете «Зеркало» |
Правка |
Стадия вызова.
Учитель:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересная работа.
Сначала мы прослушаем замечательную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Февраль». Во время прослушивания музыки попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связан для вас последний месяц зимы - февраль? Продумайте, вспомните и представьте всё, даже мельчайшие детали окружающей вас природы: звуки, ваши мысли, чувства. В феврале погода позволяет чаще бывать на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках. Какое событие запомнилось больше?
(после прослушивания музыки следуют ответы учеников)
-Зима! Февраль! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. А какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим - «Февраль»?
Составление кластера (вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы)
Например,
? ветреный ?
Февраль холодный
?
?
(Ученики составляют кластер, но остается много свободных стрелочек)
Учитель: Ребята, чтобы до конца составить кластер, нужно еще много узнать о феврале. Этим мы и займемся дальше.
Стадия осмысления
Учитель:
Русские поэты написали множество строчек о феврале. Вот, например, стихи Д. Кедрина.
Послушайте и представьте нарисованную поэтом картину:
На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
-А теперь сосредоточьтесь и в течение 5(10) минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите февральскую природу. Ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, предайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Ваша задача - успеть за полетом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову!
Работа с картиной
Учитель:
-Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму, в частности, февраль, и запечатлели на своих полотнах. Художник очень внимательный человек, он все видит и все запоминает.
( Презентация « Русские художники о зиме»)
-Обратите внимание на репродукцию картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Беседа по картине.
-Давайте внимательно посмотрим, чем эта картина поможет нам в описании февраля?
Что изображено на переднем плане картины? | Лыжница в красном костюме, красный флажок на шесте. |
Что изображено на заднем плане? | Мы видим лес, он изображен сплошной стеной. Видно, что это хвойный лес. |
Какие краски и тона преобладают? | На картине много розового – небо, снег, лес на заднем плане. Но есть и свинцово-серые облака, холодные сиреневые тени, темно-бурые деревья. |
Как вы думаете, что является главным в картине? | Красота родной природы, преобразованная трудом человека, необозримые просторы России и стремительный темп жизни человека. |
Какое настроение создает картина? | Бодрое, жизнерадостное. |
Понравилась ли вам картина? Чем? Докажите свою мысль. | -Снег розоватый от лучей заходящего солнца, местами серо-голубой от падающих теней. Чувствуется уже конец зимы. |
( раздать ученикам рабочие материалы) Ключевые слова и выражения:
дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;
ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;
люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;
снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;
небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;
-Теперь, ребята, еще раз обратите внимание на репродукцию картины и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания о зиме, феврале. О чем еще вам помог вспомнить художник.
Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Художник писал картину в феврале месяце. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему .
-Название месяца февраль входит в название картины. Давайте послушаем дополнительную информацию о происхождении названия месяца.
Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.
– Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:
(лютень, снежень, бокогрей, вьюговей)
-А как вы думаете, почему у февраля так много названий: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?
Работа с текстами ( В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; Пословицы и народные приметы о феврале; прогноз погоды на февраль ( график), отрывок из книги Д. Зуева « Времена года.Февраль»)
Цель работы: выявить особенности февральской погоды.
Что я знаю | Что хочу узнать | Что я узнал |
У февраля много названий | Почему у февраля много названий? | Из рассказа «Синичкин календарь» узнали, что в феврале очень изменчивая погода. Русские приметы говорят, что «Вьюги и метели под февраль полетели» «морозы чередуются с потеплением, поэтому что февраль -лютень, бокогрей» и т.д. |
Творческая работа
Теперь каждая из групп должна совместно написать сочинение «Февральское кружево». Почему «кружево»?
Кружево - это не только красивое изделие, сплетенное из ниток, но и морозные узоры на окнах, и на речке кружевной лед, и кружевные сосульки. А ещё кружево - это значит, что кружит метель, вьюга.
Вы будете использовать все свои черновые записи для написания общего текста. Ваша задача - написать текст выразительным, эмоционально-наполненным, ярким, красочно-богатым, логично-выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного.
( дети работают в группах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.)
Стадия рефлексии
- Теперь вернемся к нашему кластеру. Что нового мы узнали о феврале, то и допишите.
Последний месяц зимы ветреный
Февраль холодный
бокогрей
лютень
На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают свое сочинение, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
Домашнее задание: подготовить тексты для публикации в школьной газете « Зеркало».
Использованные источники:
Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
З. Е Потехина. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. ( Режим доступа): sctim1.narod.ru›s4.doc