kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме: " Февральское кружево"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка в 5 классе соответствует требованиям ФГОС. Урок развития речи ( описание состояния человека и природы) по теме: "Февральское кружево". Урок проведен в рамках районного семинара по теме: "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий: работаем по новым стандартам"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Ключевые слова и выражения для работы с картиной

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

  • поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.

Ключевые слова и выражения для работы с картиной

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

  • поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.

Ключевые слова и выражения для работы с картиной

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

  • поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.



Ключевые слова и выражения для работы с картиной

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

  • поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.

Ключевые слова и выражения для работы с картиной

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

  • поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.

Ключевые слова и выражения для работы с картиной

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

  • поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.





Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

В. Бианки. «Синичкин календарь». Февраль

Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое. Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода.

"Вот и весна начинается", — решила Зинька. Образовалась и запела звонко:

— Зинь-зинь-тан! Зинь-зинь-тан! Скинь кафтан!

— Рано, пташечка, запела, — сказал ей Старый Воробей. — Смотри еще, сколько морозу будет. Еще наплачемся.

— Ну да! — не поверила синичка. — Полечу-ка нынче в лес, узнаю, какие там новости.

И полетела.

В лесу ей очень понравилось: такое множество деревьев! Ничего, что все ветки залеплены снегом, а на широких лапах елок навалены целые сугробики. Это даже очень красиво. А прыгнешь на ветку — снег так и сыплется и сверкает разноцветными искрами (. …)

(….)Вдруг зашипело вокруг, побежала по лесу поземка, загудел лес, и стало в нем темно, как вечером. Откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, полетели сугробики с еловых лап, снег посыпал, завился - началась пурга. Зинька присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвет ее с ветки, перья ерошит и леденит под ними тельце.

Хорошо, что дятел пустил ее в свое запасное дупло, а то пропала бы синичка.

День и ночь бушевала пурга, а когда улеглась и Зинька выглянула из дупла, она не узнала леса, так он весь был залеплен снегом. Голодные волки промелькнули между деревьями, увязая по брюхо в рыхлом снегу. Внизу под деревьями валялись обломанные ветром сучья, черные, с содранной корой. ( …)

Так и прожила в лесу целый месяц, и все было: то снег, то пурга, а то и солнышко выглянет, — денек простоит погожий, но все равно холодно.

Прилетела к Старому Воробью, рассказала ему все, что приметила, он и говорит:

— Запоминай: вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светит и дольше, но морозы еще крепкие. А теперь лети в поле.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Пословицы о Феврале:

Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

Февраль строит мосты, а март их ломает.

Февраль богат снегом, апрель — водою.

Февраль корове рог сломал.

Приметы в Феврале:

Бокогреюшко-февраль, он теплом обычно враль.

В феврале много инея на деревьях — будет много меда.

Вьюги-метели под февраль полетели.

Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.

Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.

Морозы чередуются с потеплениями, потому-то февраль и лютень, и бокогрей.

Сильные морозы в феврале бывают только ночью.

Теплый февраль предвещает холодную с заморозками весну.

Туманы в феврале предвещают дождливый год.

У февраля два друга — метель и вьюга.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

Февраль с теплом - март с холодом и будет долгая зима.

Февраль холодный и сухой — август жаркий.

Февральская ростепель ничего не стоит.

Холодные северные ветры в феврале — к урожаю.

Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Что я знаю

Что хочу узнать

Что я узнал





















Что я знаю

Что хочу узнать

Что я узнал




































Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

16 февраля

было:

-20 ... -7

17 февраля

было:

-24 ... -13

18 февраля

было:

-29 ... -15

19 февраля

было:

-29 ... -20

20 февраля

было:

-29 ... -20

21 февраля

было:

-20 ... -11

22 февраля

было:

-21 ... -3

23 февраля

было:

-19 ... -8

24 февраля

прогноз:

-18 0


25 февраля

прогноз:

-7 -2


26 февраля

прогноз:

-10 -2

27 февраля

прогноз:

-26 -7


28 февраля

прогноз:

-23 -8





Просмотр содержимого документа
«Приложение 6»

Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.

Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.

Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.

Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.



Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.

Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.

Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.

Д.Зуев в книге “Времена года”

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.



Просмотр содержимого документа
«Приложение7»

«Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке.»

По В. Белову.

«Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке»

По В. Белову.

«Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке»

По В. Белову.

«Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке»

По В. Белову.

«Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке.»

По В. Белову.

«Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке»

По В. Белову.



Просмотр содержимого документа
«конспект урока Февральское кружево»

Рыбкина Наталья Викторовна (учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 11» город Байкальск Иркутская область).

Урок развития речи в 5 классе в рамках Районного семинара руководителей образовательных учреждений Слюдянского района « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий: работаем по новым стандартам»

ТЕМА: «Февральское кружево». Описание состояния природы и человека в зимний февральский день.

Предметные цели

-совершенствование видов речевой деятельности;

-формирование умения составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.

Личностные УУД

-создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в зимний день.



Метапредметные цели

Коммуникативные УУД

-описание состояния природы и человека в зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художниками и композиторами.

-совершенствование умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.

Когнитивные УУД:

- совершенствование умений работать с информацией;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные УУД:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

На уроке использована технология критического мышления.

Технологическая карта урока.

  1. Стадия вызова

  1. Стадия осмысления

  1. Стадия рефлексии

Инвентаризация


Составление чернового текста


Заполнение кластера

Чтение вслух на данном уроке


Подготовка текстов для печати в школьной газете «Зеркало»

Правка



  1. Стадия вызова.

Учитель:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересная работа.

Сначала мы прослушаем замечательную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Февраль». Во время прослушивания музыки попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связан для вас последний месяц зимы - февраль? Продумайте, вспомните и представьте всё, даже мельчайшие детали окружающей вас природы: звуки, ваши мысли, чувства. В феврале погода позволяет чаще бывать на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках. Какое событие запомнилось больше?

(после прослушивания музыки следуют ответы учеников)

-Зима! Февраль! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. А какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим - «Февраль»?

Составление кластера (вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы)

Например,



? ветреный ?



Февраль холодный

?

?

(Ученики составляют кластер, но остается много свободных стрелочек)

Учитель: Ребята, чтобы до конца составить кластер, нужно еще много узнать о феврале. Этим мы и займемся дальше.

  1. Стадия осмысления

Учитель:

Русские поэты написали множество строчек о феврале. Вот, например, стихи Д. Кедрина.

Послушайте и представьте нарисованную поэтом картину:

На стеклах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-синих роз.

Пейзаж тропического лета

Рисует стужа на окне

Зачем ей розы? Видно, это

Зима тоскует о весне.

-А теперь сосредоточьтесь и в течение 5(10) минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите февральскую природу. Ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, предайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Ваша задача - успеть за полетом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову!

Работа с картиной

Учитель:

-Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму, в частности, февраль, и запечатлели на своих полотнах. Художник очень внимательный человек, он все видит и все запоминает.

( Презентация « Русские художники о зиме»)

-Обратите внимание на репродукцию картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Беседа по картине.

-Давайте внимательно посмотрим, чем эта картина поможет нам в описании февраля?

Что изображено на переднем плане картины?

Лыжница в красном костюме, красный флажок на шесте.

Что изображено на заднем плане?

Мы видим лес, он изображен сплошной стеной. Видно, что это хвойный лес.

Какие краски и тона преобладают?

На картине много розового – небо, снег, лес на заднем плане. Но есть и свинцово-серые облака, холодные сиреневые тени, темно-бурые деревья.

Как вы думаете, что является главным в картине?

Красота родной природы, преобразованная трудом человека, необозримые просторы России и стремительный темп жизни человека.

Какое настроение создает картина?

Бодрое, жизнерадостное.

Понравилась ли вам картина? Чем? Докажите свою мысль.

-Снег розоватый от лучей заходящего солнца, местами серо-голубой от падающих теней. Чувствуется уже конец зимы.



( раздать ученикам рабочие материалы) Ключевые слова и выражения:

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

-Теперь, ребята, еще раз обратите внимание на репродукцию картины и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания о зиме, феврале. О чем еще вам помог вспомнить художник.

Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Художник писал картину в феврале месяце. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему .

-Название месяца февраль входит в название картины. Давайте послушаем дополнительную информацию о происхождении названия месяца.

Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.

Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:

(лютень, снежень, бокогрей, вьюговей)

-А как вы думаете, почему у февраля так много названий: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?

Работа с текстами ( В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; Пословицы и народные приметы о феврале; прогноз погоды на февраль ( график), отрывок из книги Д. Зуева « Времена года.Февраль»)

Цель работы: выявить особенности февральской погоды.

Что я знаю

Что хочу узнать

Что я узнал

У февраля много названий

Почему у февраля много названий?




  1. Из рассказа «Синичкин календарь» узнали, что в феврале очень изменчивая погода.

  2. Русские приметы говорят, что «Вьюги и метели под февраль полетели»

«морозы чередуются с потеплением, поэтому что февраль -лютень, бокогрей» и т.д.



Творческая работа

Теперь каждая из групп должна совместно написать сочинение «Февральское кружево». Почему «кружево»?

Кружево - это не только красивое изделие, сплетенное из ниток, но и морозные узоры на окнах, и на речке кружевной лед, и кружевные сосульки. А ещё кружево - это значит, что кружит метель, вьюга.

Вы будете использовать все свои черновые записи для написания общего текста. Ваша задача - написать текст выразительным, эмоционально-наполненным, ярким, красочно-богатым, логично-выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного.

( дети работают в группах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.)



Стадия рефлексии

- Теперь вернемся к нашему кластеру. Что нового мы узнали о феврале, то и допишите.



Последний месяц зимы ветреный



Февраль холодный

бокогрей

лютень

На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают свое сочинение, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.

Домашнее задание: подготовить тексты для публикации в школьной газете « Зеркало».

Использованные источники:

  1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

  2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

  3. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

  4. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207

  5. З. Е Потехина. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. ( Режим доступа): sctim1.narod.ru›s4.doc








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме: " Февральское кружево"

Автор: Рыбкина Наталья Виктровна

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302866


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства