I.Организационный момент. Цель: самоопределение к деятельности | - Ребята, я очень рада нашей сегодняшней встрече. А вы? Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся и поздороваемся (хлопочками). - Ребята! Готовы вы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Вы хороший дружный класс. Всё получится у нас! - Садитесь. - Прочитайте эпиграф к уроку: «Мудрым никто не родился, а научился». - Как вы понимаете эту народную мудрость? - Давайте постигать науки, чтобы стать мудрецами. Итак, будем учиться учиться! - Как вы думаете, каким может быть результат урока? - Да, это поможет открыть новые секреты правильной речи. - А что ещё необходимо для успешной учебной работы на уроке русского языка? - Итак, начнём нашу работу с разминки и заданий по чистописанию. 1. Пальчиковый тренинг «В гости»: В гости к пальчику большому приходили прямо к дому Указательный и средний, безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок постучался о порог. Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя. 2. Оформление тетрадей. 3. Чистописание - Вспомните, с какими условными обозначениями мы познакомились на прошлом уроке? - Элементами нашей работы по чистописанию являются вот такие условные обозначения: ]пов., ]о.п., ]оц. - Подумайте, почему вам предложено именно такое задание. (Проводится коррекционная работа: Задание: а) повторить запись по образцу, не пропустив знаки препинания: . , (подчёркиваем знаки); б) сидеть при письме правильно; в) вспомнить, на что указывают данные обозначения. (Так обозначаем типы текстов или их частей: повествование, описание предмета, предложение-оценка). | Учащиеся приветствуют учителя. Организуются по группам (по 4 человека в группе), проверяют готовность рабочего места, демонстрируют радость встречи друг с другом и готовность организованно приступить к учебной деятельности. Ответы-рассуждения детей. Вместе с учителем приходят к выводу, что групповая работа даёт возможность усвоить большой по объёму учебный материал в короткое время. Отработать приёмы эффективного взаимодействия участников группы в процессе решения познавательных задач. Утверждают, что для успешной учебной работы необходимо вспомнить и повторить нужный ранее изученный материал, провести работу над ошибками и каллиграфией (на этапе чистописания). Дети выполняют задания самостоятельно. По окончании работы в каждой группе дети разбиваются на пары, обмениваются тетрадями. Организуется проверка выполненного задания. |
II. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения. Цели: - повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. - выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Постановка учебной задачи (формулирование темы и сообщение цели урока). Цель: создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?» | - Ребята, кто помнит название раздела, которым завершается ваше знакомство с новым материалом в 3 классе? (Продолжаем учиться хорошей речи. Оцениваем, описываем, повествуем.) - Какими секретами хорошей и правильной речи вы смогли бы сейчас поделиться с будущими третьеклассниками? (Дети вспоминают сведения по изучаемой теме: учебник, с.92 - 98) - Молодцы. А вот вам такое задание. Проверка д.з. (тексты из домашней работы). Текст. «Первая охота Тюпы Тюпа – это котёнок. Он – рыженький, ушастый. Однажды Тюпа отправился на охоту. Ползёт Тюпа, прячется, боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет! Нет, не схватил. Неуклюжий он ещё!» - Ребята! Кто сможет помочь мальчику-иностранцу, который «учится» вместе с нами на страницах нашего учебника, найти и отметить V такие части в данном тексте: повествование, описание, оценка? Тогда - за дело! (Дети работают в группах, разбиваясь на пары. По окончании работы задание проверяется и коллективно обсуждается.) Обобщение: - Кто так же выполнил задание дома? - А как убедиться в том, что задание выполнено верно? (Использовать сведения в учебнике на с.93 – 95 и проверить себя) - Ребята, а у нас в классе есть грамотеи? Кто знает, почему в середине некоторых предложений встречаются слова с заглавной буквы? (Собственные имена пишутся с заглавной буквы) Обобщение: - Итак, о предметах можно говорить по-разному. - Что значит описывать предмет? - Сообщать о признаках предмета. - Что значит рассказывать о действиях предмета? - Повествовать о предмете. - Что значит оценивать предмет? Высказывать коротко о нём своё мнение. Обобщение: - Когда хотим коротко высказать своё мнение о предмете, то обычно строим предложение со значением оценки. - Спишите это предложение, укажите орфограммы, объясните постановку восклицательного (!) знака в конце предложения. (самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой) - Ребята, смогли бы вы теперь сами использовать в своей речи предложения со значением оценки? (Нет. Мы этого ещё не делали.) - Так вот сегодня на уроке мы попытаемся расширить новыми знаниями свои представления о предложении со значением оценки. - Кто попробует назвать тему нашего урока? (Дети высказываются, после чего учитель предлагает прочитать название темы урока на слайде.) : Роль предложения–оценки. | Организована коллективная, групповая и самостоятельная практика учащихся, диалог. На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Дети учатся обобщать, делать выводы, использовать учебный материал для самопроверки. Создаются условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?», что позволяет учащимся самим сформулировать тему, осознать цели урока. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем. Предлагают свои варианты, высказывают своё мнение.
|
III. Работа над темой урока. Составление плана для достижения учебной задачи Цель: поиск оптимального решения учебной задачи. Реализация плана. Организация работы. Цель: формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
Физкульт минутка Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | - Ребята, что вы хотите узнать о предложениях со значением оценки? С чего лучше начать нашу работу? (план появится на доске) Закреплять умения соотносить оценочные слова с описанием предмета или повествованием (т.е.: повторить и закрепить изученный на предыдущих уроках материал изучаемого раздела). Найти ответ на вопрос: какую роль в тексте (в речи) играют предложения со значением оценки? Как правильно строить предложения со значением оценки? /С целью закрепления умений соотносить оценочные слова с описанием предмета или повествованием используется материал упражнений №596, 597; 598, 599, 600. В ходе наблюдений школьники делают несколько выводов, являющихся ответами на поставленные детьми вопросы для «открытия» новых знаний. Дети «открывают»: именно в этих предложениях обычно содержится главная мысль текста или его части; эти предложения могут по-разному строиться в зависимости от того, в начале текста (его части) или в конце они используются. Задание №596. Ход работы: - Из нескольких текстов, с которыми вы недавно, ребята, работали, выписали предложения со значением оценки. Перечитайте их и подумайте, какие из этих предложений больше подойдут к описанию предмета, а какие – к повествованию? (Выполнение задания в парах. В ходе выполнения работы можно спросить: - О ком идёт речь? - Почему так думаете? По окончании работы – точка-самооценка в паре.) Работа над выполнением задания №597: - Продолжением работы является упражнение №597. Здесь даются предложения со значением оценки из незнакомых текстов. Попробуйте предположить, для каких текстов они больше подходят: для описания предметов или для повествования? Рядом нужно записать свой ответ. (Дети выполняют задание коллективно, обосновывая свои рассуждения.) Обобщение работы: - Как вы думаете, ребята, о ком все эти предложения? (Ответы детей.) - Ответ на данный вопрос содержится в загадке. Отгадайте, кто о себе так может сказать: Задремлю я и пою Песенку тебе свою. Но когда я на охоте – Неленивый я в работе! (Кот.) (Учитель показывает иллюстрацию кота и проводит физминутку «Кот на охоте». Упражнение «Мяу!») - Проверяем свои предположения. Читаем текст. - О ком идёт речь? Назовите кличку кота. Выполнение задания № 598. Объяснение выбора нужного предложения в тексте («Какой он был жалкий!»). Запись данного предложения, используя памятку 1 (технология П.С.Жедек). /Описание работы по памятке 1 «Как списывать?» Работа, выполняемая по описанным технологиям, на данном уроке занимает мало времени, т.к. каждая операция у учащихся к третьему классу уже отработана. Организация деятельности учащихся: Для работы над записью нужного предложения (предложение «Какой он был жалкий!») учитель предлагает детям использовать памятку 1 «Как списывать?», которая помешена на справочные страницы учебника. Из числа учащихся выбирается один ученик («ведущий»), который, пользуясь заданным алгоритмом в памятке 1, называет необходимые действия (операции). Класс слушает и выполняет указания ведущего. Учитель направляет и корректирует деятельность учащихся. У. Прочитаю предложение и повторю, чтобы понять и запомнить (Какой он был жалкий!) /используется орфоэпическое произношение/. Д. (Произносят предложение орфоэпически хором вполголоса, выделяя слоги и определяя ударный.) У. Отмечу «опасные места». Д. (Работают самостоятельно, предварительно проговорив: «Знаешь правило – подчёркивай, не знаешь – ставь точку». Поиск орфограмм идёт по объективному критерию.) Через некоторое время учитель обращается к классу: - Сколько опасных мест указали? - В каких словах? - Как узнать выбранные буквы на месте найденных орфограмм? Д. Для безударного гласного в слове какой можно использовать проверочное слово – слово-подсказку как, в котором безударный гласный находится в сильной позиции (в ударном слоге). (*Указывая выбор букв в окончании прилагательного жалкий, дети определяют часть речи, по вопросу какой? объясняют выбор окончания -ий. Со способом решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных учащиеся познакомились на с.59 по теме «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное». /Вопрос от имени существительного к имени прилагательному обычно подсказывает ему не только форму рода, числа, но и букву в окончании: какой? - -ый или -ий; (какая? - -ая или –яя; -ое или -ее; какие? - -ые или –ие). Вот почему окончание имени прилагательного можно узнать по вопросу к нему./ *Объясняя постановку восклицательного знака в конце предложения, дети обращаются к памятке «Как характеризовать предложение» - указывают: 1) каким предложение является по цели; 2) каким – по интонации (по эмоциональной окраске). У. Прочитаю вслух так, как написано (чтение орфографическое). Д. (Орфографическое чтение предложения хором вполголоса). У. Так же повторю, не глядя на запись. Д. (Повторяют, не глядя на запись). У. Пишу по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечаю опасные места. Д. (Выполняют указанные действия). У. Проверяю: читаю по слогам и слушаю себя – все ли звуки верно обозначены; сверяю опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы. Д. (Выполняют указанные действия). /*Заключительный этап работы над записанным предложением В качестве проверки записанного предложения учитель предлагает учащимся поработать в паре. Результаты взаимопроверки отмечаются детьми на шкале и обсуждаются/. Обобщение выполненной работы - С чем соединилось предложение-оценка? (С описанием предмета.) - Оценку чего содержит записанное предложение? (Оценку внешнего вида.) - Подчеркните слова, которые подтверждают высказанную оценку. Сверху укажите части речи. (Слова: жалкий, мокрый, облезлый, (глаза) голодные, виноватые.) - Попробуйте выразить главную мысль этого текста. («Какой он жалкий!») - Что заметили? (Ответы детей.) Вывод 1: В предложениях со значением оценки обычно содержится главная мысль. - Оказывается вы, ребята, молодцы! I-ый вывод у вас получился! Продолжаем исследование. - В какой части текста-описания находится это предложение-оценка? (В начале текста.) - Давайте подумаем вместе, почему именно это место в тексте выбрано для данного предложения? (Так построен текст.) (Дети по просьбе учителя обращаются к учебнику: с.99, абзац 2. После чтения задания учитель задаёт учащимся вопросы: - Где могут размещаться предложения-оценки? - От чего зависит построение текста? В результате беседы учащиеся делают вывод 2: От места предложения-оценки зависит построение текста (или его части). (Далее дети сравнивают его с тем выводом, который открывается на слайде 8. Учитель поощряет учащихся.) - Ребята, вы настоящие исследователи! - Интересно, а что означает слово «исследовать»? В нашем классе есть девочка, которой нравится работать со словарём. С помощью словаря ей удалось исследовать данное слово. (Выходит ученица и по словарю читает: «Исследование – выяснение чего-либо или научное изучение чего-либо». Учитель дополняет, обобщает сказанное.) Работу над упражнениями №600, №601 учитель организует по заданиям к текстам, данным в учебнике и тетрадях-задачниках. Виды деятельности: коллективная, индивидуально-групповая. | На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание, обсуждение, создав алгоритм действий для усвоения нового. Происходит «открытие» нового знания. Формируются познавательные УУД. Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Формируются коммуникативные УУД. Учащиеся, осознавая и осмысливая учебную информацию, под руководством учителя осуществляют познавательную деятельность в коллективной, групповой и самостоятельной работе, организуя себя на выполнение поставленной задачи. Усваивают новое, закрепляя и систематизируя учебный материал, учатся выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи. Формируются регулятивные УУД – прогнозирование, познавательные УУД - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД - управление поведением партнёра, оценка его действий, личностные УУД - личностный выбор, оценивание усваиваемого содержания. До этого момента дети работали в группах и парах. Работа в группах и парах продолжается. Учитель разбивает группу на пары и предлагает работать следующим образом: а) №596 – одна пара, № 597 – вторая пара; проверка выполнения задания; обмен мнениями; б) №598, №599, №600,№601 – коллективная работа, обсуждение сначала в группах. Получение, поиск и фиксация информации. Понимание и преобразование информации. Применение и представление информации. Оценка достоверности получаемой информации. Проговаривают стихотворение и имитируют действия кота. Уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе. (Формируются коммуникативные УУД) *Работа по памятке 1 (списывание по заданному алгоритму) Работа со словарём |