Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Нарушение логической организации текста и речевой повтор как основные недочёты в построении высказываний"»
Конспект урока в 6 классе
Нарушение логической организации текста и речевой повтор как основные недочёты в построении высказываний.
Цели урока:
Создать диалогическую ситуацию, мотивирующую потребность совершенствования коммуникативных умений.
Совершенствовать речевые умения учащихся в восприятии, осмыслении и изложении языкового материала.
Научить детей выделять речевые недочёты в тексте.
Показать возможные пути их устранения.
Отработать навыки устранения речевых недочётов.
Оргмомент.
- Ребята, на одном из уроков мы с вами читали отрывок из повести Паустовского «Золотая роза». Я напоминаю вам, что в нём рассказывается о том, как корректор Благов помог писателю Андрею Соболю подготовить к печати рассказ. Вы вспомнили этот отрывок? (Учащиеся вспомнили этот отрывок, суть которого сводилась к тому, что помощь корректора состояла в расстановке знаков препинания в рассказе писателя.)
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать корректорами.
Запись на доске: Корректор – работник издательства, типографии, исправляющий ошибки по корректуре (первоначальном оттиске напечатанного).
- Только для исправления я вам предлагаю не текст опытного писателя, в котором, как оказалось, не хватало лишь знаков препинания, а сочинение шестиклассника.
Диалог с текстом.
Учащиеся получают задание внимательно прочитать текст, определить его тип и стиль, подготовиться к выразительному чтению вслух. Далее один из учеников читает текст сочинения.
Как Барсик рыбкой лакомился.
Летом ребята ходили на рыбалку. Ребята долго сидели с удочками и наловили много рыбы. Потом они пришли домой. Выпустили рыбу в ведро. Потом налили в него воды. Она сильно плескалась.
Потом в комнату вошёл котёнок Барсик. Он стал просить у ребят рыбки. Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что мама не пришла ещё с работы. Ребята поставили ведро с рыбой от Барсика на стол. Тогда он отошёл в сторонку, лёг на скамейку и, казалось, стал дремать.
Все ушли. А он подбежал к ведру. Опустил в воду одну лапу, потом опустил другую. Потом Барсик весь попал в воду. Потом он вылез из ведра. С него ручьём текла вода.
Учащиеся определили, что текст повествовательного типа и отнесли его к художественному стилю, исполняя роль корректоров, отметили отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. И обратили внимание на то, что сочинение бедно, невыразительно, неинтересно, из-за речевых ошибок проигрывает.
- Ребята, давайте выделим речевые недочёты в группы и обозначим их. (Учащиеся находят речевые недочёты в тексте, классифицируют их, помогаю сформулировать мысль тем, кто нуждается в помощи. Таким образом, мы выделяем следующие группы недочётов:
Повторы.
Нарушение смысловых и грамматических связей.
Однообразие предложений.
- Теперь давайте рассмотрим выделенные недочёты подробнее. Постараемся найти способ их устранения.
3. Полилог.
Звучат ответы ребят на предложенные мной вопросы, их высказывания в ходе решения тренинговых заданий. Учитель организует со-действие, со-трудничество.
3.1. – Чтобы успешно работать над устранением повтора, давайте прокомментируем схему, с которой познакомились на предыдущем уроке.
- Верно, предложения в тексте строятся как цепочка. То, что было в предыдущем предложении «новым», должно стать в следующем предложении «данным», то есть повториться. Если помнить о том, что повтор «нового» должен быть не буквальным, а на уровне значения, то можно избежать повтор путём подбора
А) синонима или лексического заменителя;
Б) местоимения.
Упражнение 1.
Познакомьтесь с фрагментами текстов. Подумайте, при помощи чего авторам удалось избежать повтор.
Перед грозой рыба переставала клевать. Она боялась грозы.
Мы вошли в лес. Это чудо природы встретило нас освежающей прохладой.
Жильцы покинули свой дом. Жилище оставалось пустым до нашего приезда.
- Вы уже сказали, что исследуемый нами текст – повествование. Самое важное для повествования – отражение последовательных действий. Но ведь действия не происходят одновременно. Для того, чтобы подчеркнуть очерёдность действий, используют слова и выражения, обозначающие время. Повторение в сочинении слова «потом» свидетельствует о бедности лексикона автора.
Упражнение 2.
Найдите в записи на доске только те слова, которые помогут обозначить последовательность действий, избегая слова «потом».
Запись на доске: затем, близко, после того, недалеко, рядом, позднее, немного погодя, поблизости, тогда, наконец, справа, через некоторое время, впереди, позже, возле, как только, через час.
Упражнение 3.
Расскажите о своём воскресном дне, соблюдая последовательность действий.
3.2. Настало время поговорить о второй группе речевых недочётов.
В предложении «Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что мама не пришла ещё с работы» очевидное нарушение логики, здравого смысла. Предлагаю ребятам полностью перестроить предложение. Получилось.
- Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что он был ещё маленький и мог отравиться.
- Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что её надо было сварить.
- Ребята не дали ему рыбы, потому что не смогли её сварить и решили ждать прихода мамы.
- Посмотрим теперь на предложения, в которых средствами связи являются местоимения.
Полностью ли нам ясен смысл предложений «Выпустили рыбу в ведро. Потом налили в него воды. Она сильно плескалась.»? Что плескалось? Вода? Или рыба?
Автор допустил ошибку в грамматической связи предложений одного с другим с помощью местоимения она. К какому существительному вы бы отнесли это местоимение? Избежать такую ошибку можно чётким прослеживанием цепочки «данное – новое».
Упражнение 4.
Замените местоимение существительным или измените построение предложения, чтобы избежать речевой недочёт.
Справа от мальчика оказался высокий гражданин в кепке по ручку с гражданкой. Она была в клеточку, немножко выцветшая.
Упражнение 5.
Найдите в тексте сочинения подобную ошибку. Исправьте её.
(Предложения «Ребята поставили ведро с рыбой на стол. Тогда он отошёл в сторонку, лёг на скамейку и, казалось, стал дремать.»)
3.3. – Обратите внимание на то, что ученик строит предложения как-то одинаково, однообразно. В основном это предложения простые, малораспространённые, без «мостиков» между собой, создающие короткие, рубленые фразы. Вы согласны со мной?
Упражнение 6.
Коротенькие предложения можно объединить в сложные или предложения с однородными членами. Сделайте это с предложениями первого абзаца.
Упражнение 7.
Предложение «Опустил в воду одну лапу, потом опустил другую.» выиграет ли, если мы не будем повторять второе сказуемое, его пропуск обозначим паузой в речи, тире на письме? Что изменится?
Упражнение 8.
В тексте художественного стиля должны быть характерные языковые средства (учащиеся вспоминают их: зпитеты, сравнения, эмоциональная лексика, восклицательные предложения и др. Какими из этих средств можно украсить текст сочинения? Появятся ли новые краски при изменении предложения «Потом Барсик попал в воду.» на восклицание «Вдруг Барсик оказался в воде!»?
Упражнение 9.
Можно для выразительности речи прибегнуть к хитрому, но не безызвестному приёму. Попробуйте переставить «новое» на место «данного», как бы ставя на нём ударение, в последних двух предложениях.
Было: Потом он вылез из ведра. С него ручьём текла вода.
Стало: Когда котёнок вылез из ведра, вода ручьём стекала с него.
Мы не нарушили грамматической связи, но ярче раскрасили образ.
- Итак, урок подходит к концу. Мне было очень приятно видеть в вас старательных корректоров. Особенно отличились … . Надеюсь, вы научились за этот урок находить речевые недочёты и устранять их. Возьмите тексты домой и к следующему уроку принесите в своих тетрадях исправленное сочинение.