kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Нарушение логической организации текста и речевой повтор как основные недочёты в построении высказываний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает совершенствовать речевые умения учащихся в восприятии, осмыслении и изложении языкового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Нарушение логической организации текста и речевой повтор как основные недочёты в построении высказываний"»

Конспект урока в 6 классе

Нарушение логической организации текста и речевой повтор как основные недочёты в построении высказываний.



Цели урока:

  1. Создать диалогическую ситуацию, мотивирующую потребность совершенствования коммуникативных умений.

  2. Совершенствовать речевые умения учащихся в восприятии, осмыслении и изложении языкового материала.

  3. Научить детей выделять речевые недочёты в тексте.

  4. Показать возможные пути их устранения.

  5. Отработать навыки устранения речевых недочётов.



  1. Оргмомент.

- Ребята, на одном из уроков мы с вами читали отрывок из повести Паустовского «Золотая роза». Я напоминаю вам, что в нём рассказывается о том, как корректор Благов помог писателю Андрею Соболю подготовить к печати рассказ. Вы вспомнили этот отрывок? (Учащиеся вспомнили этот отрывок, суть которого сводилась к тому, что помощь корректора состояла в расстановке знаков препинания в рассказе писателя.)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать корректорами.



Запись на доске: Корректор – работник издательства, типографии, исправляющий ошибки по корректуре (первоначальном оттиске напечатанного).

- Только для исправления я вам предлагаю не текст опытного писателя, в котором, как оказалось, не хватало лишь знаков препинания, а сочинение шестиклассника.



  1. Диалог с текстом.

Учащиеся получают задание внимательно прочитать текст, определить его тип и стиль, подготовиться к выразительному чтению вслух. Далее один из учеников читает текст сочинения.



Как Барсик рыбкой лакомился.

Летом ребята ходили на рыбалку. Ребята долго сидели с удочками и наловили много рыбы. Потом они пришли домой. Выпустили рыбу в ведро. Потом налили в него воды. Она сильно плескалась.

Потом в комнату вошёл котёнок Барсик. Он стал просить у ребят рыбки. Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что мама не пришла ещё с работы. Ребята поставили ведро с рыбой от Барсика на стол. Тогда он отошёл в сторонку, лёг на скамейку и, казалось, стал дремать.

Все ушли. А он подбежал к ведру. Опустил в воду одну лапу, потом опустил другую. Потом Барсик весь попал в воду. Потом он вылез из ведра. С него ручьём текла вода.



Учащиеся определили, что текст повествовательного типа и отнесли его к художественному стилю, исполняя роль корректоров, отметили отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. И обратили внимание на то, что сочинение бедно, невыразительно, неинтересно, из-за речевых ошибок проигрывает.

- Ребята, давайте выделим речевые недочёты в группы и обозначим их. (Учащиеся находят речевые недочёты в тексте, классифицируют их, помогаю сформулировать мысль тем, кто нуждается в помощи. Таким образом, мы выделяем следующие группы недочётов:

  • Повторы.

  • Нарушение смысловых и грамматических связей.

  • Однообразие предложений.

- Теперь давайте рассмотрим выделенные недочёты подробнее. Постараемся найти способ их устранения.

3. Полилог.

Звучат ответы ребят на предложенные мной вопросы, их высказывания в ходе решения тренинговых заданий. Учитель организует со-действие, со-трудничество.

3.1. – Чтобы успешно работать над устранением повтора, давайте прокомментируем схему, с которой познакомились на предыдущем уроке.

Схема на доске: Д + Н

(Учащиеся комментируют схему последовательного актуального членения предложений).

- Верно, предложения в тексте строятся как цепочка. То, что было в предыдущем предложении «новым», должно стать в следующем предложении «данным», то есть повториться. Если помнить о том, что повтор «нового» должен быть не буквальным, а на уровне значения, то можно избежать повтор путём подбора

А) синонима или лексического заменителя;

Б) местоимения.

Упражнение 1.

Познакомьтесь с фрагментами текстов. Подумайте, при помощи чего авторам удалось избежать повтор.

Перед грозой рыба переставала клевать. Она боялась грозы.

Мы вошли в лес. Это чудо природы встретило нас освежающей прохладой.

Жильцы покинули свой дом. Жилище оставалось пустым до нашего приезда.



- Вы уже сказали, что исследуемый нами текст – повествование. Самое важное для повествования – отражение последовательных действий. Но ведь действия не происходят одновременно. Для того, чтобы подчеркнуть очерёдность действий, используют слова и выражения, обозначающие время. Повторение в сочинении слова «потом» свидетельствует о бедности лексикона автора.



Упражнение 2.

Найдите в записи на доске только те слова, которые помогут обозначить последовательность действий, избегая слова «потом».

Запись на доске: затем, близко, после того, недалеко, рядом, позднее, немного погодя, поблизости, тогда, наконец, справа, через некоторое время, впереди, позже, возле, как только, через час.



Упражнение 3.

Расскажите о своём воскресном дне, соблюдая последовательность действий.



3.2. Настало время поговорить о второй группе речевых недочётов.

В предложении «Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что мама не пришла ещё с работы» очевидное нарушение логики, здравого смысла. Предлагаю ребятам полностью перестроить предложение. Получилось.

- Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что он был ещё маленький и мог отравиться.

- Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что её надо было сварить.

- Ребята не дали ему рыбы, потому что не смогли её сварить и решили ждать прихода мамы.



- Посмотрим теперь на предложения, в которых средствами связи являются местоимения.

Полностью ли нам ясен смысл предложений «Выпустили рыбу в ведро. Потом налили в него воды. Она сильно плескалась.»? Что плескалось? Вода? Или рыба?

Автор допустил ошибку в грамматической связи предложений одного с другим с помощью местоимения она. К какому существительному вы бы отнесли это местоимение? Избежать такую ошибку можно чётким прослеживанием цепочки «данное – новое».



Упражнение 4.

Замените местоимение существительным или измените построение предложения, чтобы избежать речевой недочёт.

Справа от мальчика оказался высокий гражданин в кепке по ручку с гражданкой. Она была в клеточку, немножко выцветшая.



Упражнение 5.

Найдите в тексте сочинения подобную ошибку. Исправьте её.

(Предложения «Ребята поставили ведро с рыбой на стол. Тогда он отошёл в сторонку, лёг на скамейку и, казалось, стал дремать.»)



3.3. – Обратите внимание на то, что ученик строит предложения как-то одинаково, однообразно. В основном это предложения простые, малораспространённые, без «мостиков» между собой, создающие короткие, рубленые фразы. Вы согласны со мной?



Упражнение 6.

Коротенькие предложения можно объединить в сложные или предложения с однородными членами. Сделайте это с предложениями первого абзаца.



Упражнение 7.

Предложение «Опустил в воду одну лапу, потом опустил другую.» выиграет ли, если мы не будем повторять второе сказуемое, его пропуск обозначим паузой в речи, тире на письме? Что изменится?



Упражнение 8.

В тексте художественного стиля должны быть характерные языковые средства (учащиеся вспоминают их: зпитеты, сравнения, эмоциональная лексика, восклицательные предложения и др. Какими из этих средств можно украсить текст сочинения? Появятся ли новые краски при изменении предложения «Потом Барсик попал в воду.» на восклицание «Вдруг Барсик оказался в воде!»?



Упражнение 9.

Можно для выразительности речи прибегнуть к хитрому, но не безызвестному приёму. Попробуйте переставить «новое» на место «данного», как бы ставя на нём ударение, в последних двух предложениях.

Было: Потом он вылез из ведра. С него ручьём текла вода.

Стало: Когда котёнок вылез из ведра, вода ручьём стекала с него.

Мы не нарушили грамматической связи, но ярче раскрасили образ.



- Итак, урок подходит к концу. Мне было очень приятно видеть в вас старательных корректоров. Особенно отличились … . Надеюсь, вы научились за этот урок находить речевые недочёты и устранять их. Возьмите тексты домой и к следующему уроку принесите в своих тетрадях исправленное сочинение.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саламова Лариса Ивановна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства