- способствовать усвоению алгоритма рассуждений при написании слов с орфограммой;
- содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развивать эмоциональную сферу обучающихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 Организационный момент. | | Дети проверяют готовность к уроку, настаиваются на работу. |
2. Минутка чистописания. | - Посмотрите на эту запись. Что вы о ней можете сказать? На доске: ОВ ОР Запишите эти соединения красиво и аккуратно до конца строки. На доске: Труд человека кормит, а лень портит. - Прежде чем предложить вам следующее задание, я хотела бы узнать: связано ли оно как-то с предыдущим? - Как можно назвать эту запись? - Как бы вы объяснили ее смысл? Почему так говорят? - Запишите данное предложение, подчеркните названные вами соединения букв. | Здесь верхнее соединение гласной буквы с последующей согласной. В этой записи тоже встречается верхнее соединение гласной с последующими согласными буквами. Это пословица. |
3. Актуализация опорных знаний. Словарная работа. | - А сейчас запишите под диктовку несколько слов, в которых тоже встречается верхнее соединение гласной буквы О с последующими согласными. Я буду диктовать сразу по два слова. Ваша задача – запомнить пары слов и записать их. Ворона, сорока, ягода, топор, молоко, ягодка. - Посмотрите внимательно на эти слова. Что интересного вы заметили? - Как это можно доказать? Выделите корень в однокоренных словах. - С помощью чего образовано слово ягодка? Выделите данный суффикс. - Какое слово из записанных вами требовало проверки и почему? -Есть ли здесь такое слово, являющееся проверочным для слова ягодка, и почему? | После записи под диктовку – самопроверка (сличение с образцом ). Слова ягода и ягодка – однокоренные. Эти слова имеют схожее значение и одинаковый корень. Слово ягодка образовалось с помощью суффикса К В слове ягодка есть орфограмма, требующая проверки. Да, ягода. |
4. Определение темы урока. Постановка целей. | - Вчера вы выполняли самостоятельную работу. Какой теме она была посвящена? - Всё ли получилось? - Довольны ли вы результатом? - Найдите на полях вашу шкалу прогноза и рядом изобразите шкалу контроля. - Анализируя свою работу, может быть кто-нибудь предложит тему нашего урока? Чем бы вы хотели заняться? - Почему нам вновь следует поработать над этой темой? - Для чего мы будем сегодня опять говорить о парных согласных? - Какие цели поставим перед собой? | Дети знакомятся с результатом работы, проведенной накануне, по теме «Правописание парных согласных в середине слова». Работа содержит шкалу прогноза, который был сделан после ее выполнения. Х Все получится. Х Не совсем уверен в хорошем результате. Будут ошибки. Х Самооценка. Самоконтроль. Рядом со своей шкалой прогноза дети изображают шкалу контроля. Х Все получилось. Х Не совсем доволен своим результатом. Х Были ошибки. Целеполагание. Дети формулируют тему урока: «Правописание парных согласных в середине слова» Не удалось избежать ошибок. В письменных работах еще встречаются ошибки. Нужно стремиться к тому, чтобы быть грамотными и правильно писать. Дети с помощью учителя формулируют цели урока: - повторить изученное; - закрепить знания о написании парных согласных в середине слова. |
5. Подготовка к изучению нового материала. | - Какие парные согласные в середине и на конце слов следует проверять? - Как вы проверяете эту орфограмму? На доске: Морская гладь привлекала внимание. Бабушка гладит бельё. Ярко блестит на солнце гладкий лёд. - Что интересного заметили в записи на доске? - Докажите, что названные вами слова являются однокоренными. - Какая орфограмма встретилась? В каких словах? - А что можно сказать о слове гладит? - Выпишите в тетрадь эти три слова, выделите корень. - Какой частью речи является каждое слово? - Сегодня мы более подробно поговорим о прилагательных с парной согласной в середине слова. | Б – П Г – К В – Ф З – С Д – Т Ж – Ш Слова гладь, гладит и гладкий – однокоренные. Эти слова имеют схожее значение и одинаковый корень. Слово гладит – проверочное для слов гладкий и гладь. . |
6. Упражнение в нахождении проверочных слов. | На доске: робеет ло…кий узенький ро…кий ловок кре…кий крепость у…кий редок е…кий | |
Самостоятельная работа. Расширение лексического запаса обучающихся. Составление алгоритма проверки написания парных согласных в середине прилагательных. Словарный аукцион. | - Обратите внимание на слова второго столбика. - А что можно сказать о словах первого столбика? - Запишите данные прилагательные вместе с проверочными словами, выделите в каждом слове корень, подчеркните орфограмму. - Что означает прилагательное робкий? О ком так можно сказать? Подберите синонимы к данному слову. - Какие действия вы выполняли, чтобы вставить нужную букву на месте пропусков? - А теперь я предлагаю вам принять участие в словарном аукционе. Сегодня на аукцион выставляется слово низкий. Кто подберет как можно больше проверочных слов? | В этих словах есть парный согласный в середине слова, Все слова – прилагательные. Это проверочные слова. После выполнения работы один ученик выходит к доске, образует пары и вставляет пропущенные буквы. робеет лоВкий узенький роБкий ловок креПкий крепость уЗкий редок реДкий Самопроверка Трусливый, несмелый. АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ Определить корень слова. Подобрать однокоренное слово (существительное, прилагательное, глагол), в котором бы парный согласный стоял в сильной позиции. Дети в тетрадь записывают слово низкий и подбирают к нему проверочные слова. Проверка выполнения работы осуществляется фронтально. НИЗКИЙ – низок, низенький, низина, понизил, унизил, внизу. снизу, низёхонький. |
7. Физминутка. | | Динамическая пауза. Снятие локального утомления. |
8. Работа в группах. | - А теперь я предлагаю вам поработать в парах. У каждой пары есть свое задание на карточках с «секретом». Каждый из вас сейчас побывает в роли учителя и объяснит своему товарищу написание слов. - Покажите, как ваша пара справилась с заданием. | Работа выполняется письменно. Каждый участник пары комментирует написание слов своего варианта, слова записывают оба ребенка, приписывая проверочное слово. Затем обучающиеся открывают внутреннюю часть карточки и проверяют выполнение работы. Самооценка с использованием сигнальных карточек, которые дети выставляют на парте. |
| | Если работа в паре получилась – Если пара испытывала затруднения - |
9. Дифференцированная работа по выбору. | - Следующее задание я предлагаю вам выбрать самим. 1. Из слов каждой строчки составить предложение, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Шёл, ещё. дождь, вчера. Подул, ветер, ре…кий. Снежинки, потом, лё…кие, полетели. Они, ковром, землю, мя…ким, укрыли. 2. Списать текст, вместо пропусков вставить прилагательные с парными согласными в середине. Весь день шёл ________ снежок. Он укрыл землю _________ ковром. ______ ветки ивы прогнулись под снегом. Блестит на солнце ________ лёд. Слова для справок: сколь…кий, мя…кий, ги…кий, лё…кий. | Обучающиеся выполняют задание по выбору. Затем выполняется фронтальная проверка. |
10. Подведение итогов. Рефлексия. | - Наш урок подошел к концу. Над какой темой мы сегодня работали? Какие были поставлены задачи? - Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Определите, на каком уровне находятся ваши знания по теме «Написание имен прилагательных с парными согласными в середине слова» | Самооценка Дети на полях тетради изображают шкалу контроля, где отмечают степень усвоения изученного материала. Х Все получилось. Х Не совсем доволен своей работой. Было много ошибок, не Х все получилось. |