kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи Подготовка к сочинению "Моя земля. Сквозь призму времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи, учитывающий межпредметные связи.Знакомит с жизнью и творчеством И.Сурикова в форме виртуальной экскурсии, способствует развитию устной и письменной речи учащихся.их литературно-творческих способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи Подготовка к сочинению "Моя земля. Сквозь призму времени"»

Урок развития речи. Подготовка к сочинению "Моя земля. Сквозь призму времени"

Основное содержание урока. Развитие устной и письменной речи


Основные виды деятельности. Беседа. Анализ поэтического текста. Описание картин. Выступления заранее подготовленных учащихся. Виртуальная экскурсия


Планируемые результаты:

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

воспитывать любовь к родной земле,усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Метапредметные: развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,формирование информационной компетенции работы с текстом.

Предметные:познакомить с жизнью и творчеством замечательного русского живописца В. Сурикова; способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,формировать умение строить речевое высказывание, систематизировать знания по строению текста сочинения.формировать умение составлять план текста рассуждения с элементами описания.

Межпредметные связи:  литература, история, русский язык, изобразительное искусство

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие. Мотивационный настрой

2. Введение в тему.Определение целей и задач урока.

Сегодня мы будем говорить о родной для нас с вами земле, о том представлении, которое господствовало долгое время о нашем крае, подготовимся к сочинению-рассуждению "Моя земля. Сквозь призму времени". Вернемся в 19 век.

Долгое время в литературе и публицистике 19 века существовало практически единогласное мнение о нашем крае. Обратимся к художественным текстам русских поэтов, проанализируем, какой изображена Сибирь.

3.Работа с текстами. Анализ отрывка из поэмы К.Ф.Рылеева "Войнаровский"

В стране метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены.

Кругом сосновый частокол

Поднялся из снегов глубоких,

И с гордостью на дикий дол

Глядят верхи церквей высоких;

Вдали шумит дремучий бор,

Белеют снежные равнины,

И тянутся кремнистых гор

Разнообразные вершины...


Всегда сурова и дика

Сих стран угрюмая природа;

Ревет сердитая река,

Бушует часто непогода

И часто мрачны облака...


Никто страны сей безотрадной,

Обширной узников тюрьмы,

Не посетит, боясь зимы

И продолжительной и хладной.



Беседа по вопросам

- Как называет Сибирь автор? ("страна метелей и снегов", "безотрадная страна", "тюрьма узников"). Чем это можно объяснить?

- Что подчеркивается словом "страна" ?(отдаленность, неизвестность, загадочная земля). Долгое время хронотоп Сибири представлялся авторами 19 века именно как неизвестная, пугающая территория.

- Каким изобразительно-выразительными средствами создается образ природы ? Какова их роль? ( олицетворения "частокол поднялся", "глядят с гордостью верхи церквей", ревет река", эпитеты "мрачны облака", "сердитая река")

- Ощущается ли присутствие человека? О чем это говорит?

4. Продолжение работы по теме. Работа по картине

Суровая природа Сибири с мрачными картинами заточения - одна из основных привычных характеристик. Посмотрим, какой изображена Сибирь на полотнах художника 19 века..



Вам хорошо известна эта работа. Знаменитое полотно художника В.Сурикова "Покорение Сибири Ермаком". В.Суриков - автор многих картин на исторические темы. Немногие знают, что сам автор родом из Сибири. Интересен его творческий взгляд на свою историческую родину.За свою более чем сорокалетнюю творческую жизнь Суриков немало сделал и в области воссоздания природы своей необъятной Родины, и в особенности, сибирской природы. Изображению ее он посвятил многочисленные масляные и акварельные этюды, карандашные наброски и рисунки. Он воплотил великолепные картины природы Сибири и на своих больших полотнах.


4.Заочная (виртуальная) экскурсия по залам художественного музея. Выступление группы учеников или индивидуально

1 ученик

Сибирь с ее сказочной ширью и далью, с ее дремучими, необъятными лесами, с ее могучими и быстрыми реками, с ее маленькими городками и деревушками между гор, лесов на берегах рек — эту Сибирь художник любил горячо. И недаром, выражая свое восхищение природой Сибири, он рассказывал:

«Сибирь под Енисеем — страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею, то по одному берегу, а то и по обоим — убегающие в синюю даль, богатые луга с пасущимися табунами. И все это прорезывал широкий исторический сибирский тракт с его богатыми селами...»





В.Суриков "Енисей у Красноярска"





2 ученик

Суровая, могучая красота сибирской природы поражала воображение многих из тех, кому случалось бывать в Сибири. Великий русский писатель А. П. Чехов в очерках «Из Сибири» писал:

«Не в обиду будь оказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки, великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги и кажется странным, что этот силач не омыл еще берегов, и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные...»Родившийся и выросший в Красноярске, на берегу Енисея, Суриков особенно любил этого «могучего, неистового богатыря».

3 ученик


А в другой раз, любуясь знаменитыми красноярскими столбами, в момент, когда он писал здесь этюд, художник обратился к друзьям со следующими словами:

«Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта, наша сибирская. Наша природа такая своеобразная, чарующая. Краски, тон, общий колорит тоже особенно близкие нам».

Друзья и родные художника хорошо знали, что Василий Иванович любил говорить о Сибири и на сибирские темы. Он сам, постоянно ощущая в себе выходца из суровой Сибири, утверждал, что там, на родине, он набирается сил.

«Каждый год,— говорил Суриков,— я стараюсь возить своих девочек в Сибирь, чтобы они научились любить мою родину. Там живет моя мать, старая казачка, и ее я навещаю. И вообще я не могу долго быть вне Сибири. В России я работаю, а в Сибирь езжу отдыхать. Среди ее приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ».

Настоящая сибирская ширь ощущается в голубых дымках дали, Чувствуется бодрящий холодок от берегов реки. Пейзаж Сибири вошел, как органический составной элемент, в творчество великого художника-реалиста.


В.Суриков "Река Обь"




В.Суриков "Табун лошадей в Барабинской степи"

Описание картин

- Обратимся к полотнам. Что их объединяет? ( простор, неяркие краски, широкая панорама)

- Обратим внимание на степь. Какакя она? (бескрайняя,практически сливающаяся с небом)

- Посмотрите на изображения коней. Являются ли они детализированными? (нет, фигуры не прописаны четко, они сливаются с травой, превращаясь в некое единое целое)

- Какова проекция изображаемого? (равнина на переднем плане переходит в холмы на заднем, плавно врастающие в небо)

- Каким изображен Енисей? (полноводный, извилистый). Тайга? (суровый лес с неброской красотой скромных красок). Опишите передний, задний планы картины.

- А вот перед нами и наша река Обь. Знакомые краски, знакомое настроение. Полнота, отсутствие каких-либо предметов на картине. Ничего не мешает свободе и силе.

- Какова атмосфера, воспроизводимая на картинах? Какие ощущения возникают?

- В своих полотнах художник не только изображает, он дает почувствовать свое отношение. Каково оно?

- Что объединяет картины В.Сурикова и пейзаж в произведении К.Рылеева? Что подчеркивают авторы? Что отличает? Каковы истоки различия представлений?

Сибирь открывается по-настоящему только тому, кто способен горячо любить край, родную землю, несмотря на всю суровость природы, ее холодность, тусклость. Она прекрасна своим просторами, своими бескрайними степями, широким, могучими реками, таежными далями.Просторы природы проецируются на человека Сибири с его широтой души, стойкостью, сдержанностью



5. Работа над планом сочинения

1. Моя земля. Век 19 (обращение к текстам различных авторов:А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, В.Г.Короленко и др.)

2. Моя земля на полотнах художников (описание картин В.Сурикова, А.Васнецова,П.Кичигина и др)

3. Моя земля. Век 21.

6. Д/з написать сочинение




Источники

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-surikova-enisej-u-krasnoyarska/








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока развития речи Подготовка к сочинению "Моя земля. Сквозь призму времени"

Автор: Муравьёва Ирина Валерьевна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329366


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства