Конспект урока "Различение производных предлогов и омонимичных частей речи". 7 класс
Конспект урока "Различение производных предлогов и омонимичных частей речи". 7 класс
Разичение омонимичных частей речи считается одной из трудных тем в курсе морфологии. Урок опробован с успехом как в сильных, так и слабых классах.Конспект урока сопровождается дидактическим материалом по теме, собранным по крупицам в разных источниках, материалом для работы в группах и парах, приводится диагностика по теме урока.
Желаю успеха!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Различение производных предлогов и омонимичных частей речи". 7 класс»
Урок русского языка в 7 классе
Александрова Г.В.
МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени
Тема: Приемы разграничения омонимичных частей речи
( на материале темы «Производные предлоги»)
Цель: Найти способы разграничения производных предлогов и сходных частей речи.
Задачи : (коммуникативная компетенция)
1. Учить говорить по поводу информации.
2. Расширять словарный запас за счет употребления производных предлогов в речи.
3. Учить использовать при обосновании ответа на вопрос оборот «Я считаю, что это…., потому что…. , ( так как…)»
(лингвистическая компетенция)
4. Формировать умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
(языковая компетенция)
5. Закрепить навыки правописания наречий и сходных с ними существительных с предлогом.
(универсальное учебное действие)
6. Закреплять умение перерабатывать информацию из одной системы в другую.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний.
*(Работа по карточкам в парах)
1.Определи часть речи.
2.Раскрой скобки
Увидеть (в)дали огонек - виднелось (в)дали моря
(в)начале урока – (в)начале не умел плавать
(по) зимнему светит - (по) зимнему лесу
* Взаимопроверка
Рефлексия : Какой способ применили, чтобы выполнить задание?
2. Работа на доске. (Учащийся определяет часть речи у подчеркнутых слов). Учитель предлагает при ответе использовать конструкцию «Я считаю, что это…..,потому что…. (,так как)»
Спешил на встречу с другом +
Двигался навстречу +
Шел навстречу движению
Несмотря на морозы
Не смотря в книгу
Благодаря хорошим знаниям
Благодаря за покупку
Рефлексия. С чем не согласны? Работают ли наши способы здесь?
3. Выход на тему урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Тема урока записывается на доске «Разграничение омонимичных частей речи» ( возможен другой вариант, предложенный обучающимися).
Учитель уточняет цель урока: научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.
4.Работа в группах . Учитель предлагает, работая в группах, составить памятку для учащихся «Как отличить производный предлог от других частей речи» и , используя предложенный языковой материал, показать, как их способы действуют.
1. Я знаю этот лес ВДОЛЬ и ПОПЕРЕК.
2. Тропинка шла ВДОЛЬ обрыва. ПОПЕРЕК речонки лежало бревно.
3. ВБЛИЗИ села протекала река.
4. ВБЛИЗИ виднелся лес.
5. Ремонтировали дом В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца.
6. В ПРОДОЛЖЕНИИ романа встретились старые герои.
7. ВСЛЕДСТВИЕ засухи река обмелела.
8. В СЛЕДСТВИЕ по делу о хищении закралась ошибка.
9.Задача НА ПОДОБИЕ треугольников.
10. Из газеты он сделал что-то НАПОДОБИЕ шляпы.
Рефлексия . Учащиеся зачитывают свою памятку и показывают, как ею пользоваться. (Заслушать памятку 1 группы, другие группы дополняют)
Рефлексия: Зачем нужно уметь разграничивать части речи? Где может пригодиться материал сегодняшнего урока?
(Если останется время, использовать дидактический материал)
Домашнее задание . Подобрать примеры для контрольного словарного диктанта по теме «Различение омонимичных частей речи», привлекая материал как сегодняшнего урока, так и ранее изученный.
Приложение
Дидактический материал по теме
«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»
1. Определи часть речи выделенного слова
А.1. Перестань ходить ВОКРУГ да ОКОЛО.
2.ОКОЛО дома рос старый дуб.
3.ВОКРУГ клумбы посадили кусты.
4. МИМО деревни течет быстрая река.
5. В ОБЛАСТИ химии достигнуты высокие результаты.
6. Тоня ,не останавливаясь, прошла МИМО.
7. Первыми в области закончил уборку картофеля совхоз «Пригородный».
8. ВВИДУ изменившейся обстановки – иметь В ВИДУ.
В.1.Не смотря в книгу - несмотря на заявление
2. Благодаря хозяина за прием – благодаря хорошим знаниям
3. Вследствие холодной зимы – вдумайтесь в следствие теоремы – в следствие по делу
4. Сговорившись насчет завтрашнего дня – на счет банка
5. Бросился навстречу сестре - спешил на встречу с сестрой
6.. В ПРОДОЛЖЕНИЕ часа - рассказать В ПРОДОЛЖЕНИИ романа
2. Подберите пары словосочетаний, чтобы данные написания составляли одно или два слова.
За(то)
За(тем)
Что(бы)
В(виду)
(в)следствие
(в)верх
(в)низ
(в)ряд
(в)роде
(в)миг
(по)старому
(на)встречу
(от)этого
(по)тому
(с)начала
(на)конец
Карточка для работы в парах
1.Определи часть речи.
2.Раскрой скобки
Увидеть (в)дали огонек - виднелось (в)дали моря
(в)начале урока – (в)начале не умел плавать
(по) зимнему светит - (по) зимнему лесу
Материал для работы в группах
1. Я знаю этот лес ВДОЛЬ и ПОПЕРЕК.
2. Тропинка шла ВДОЛЬ обрыва. ПОПЕРЕК речонки лежало бревно.
3. ВБЛИЗИ села протекала река.
4. ВБЛИЗИ виднелся лес.
5. Ремонтировали дом В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца.
6. В ПРОДОЛЖЕНИИ романа встретились старые герои.
7. ВСЛЕДСТВИЕ засухи река обмелела.
8. В СЛЕДСТВИЕ по делу о хищении закралась ошибка.
9.Задача НА ПОДОБИЕ треугольников.
10. Из газеты он сделал что-то НАПОДОБИЕ шляпы.
Диагностика по теме
«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»
1. В/течение урока
2.в/следствие усталости
3. не/ смотря в глаза
4. в /течение ручья
5.в/продолжении романа
6. в/роде горы
7. в/следствии по делу
8. не/смотря на усталость
9.в/продолжение занятий
10. согласовать в/роде
Диагностика по теме
«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»