Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Градация. Использование рядов однородных членов предложения в тексте-описании, повествовании.»
Урок 48. Русский язык 8класс. Дата________
Тема: Градация. Использование рядов однородных членов предложения в тексте-описании, повествовании.
Цель урока: познакомить с градацией и с использованием рядов однородных членов предложения в тексте-описании, повествовании.
Методические приемы: объяснения учителя, самостоятельная работа с текстом,
Ход урока
Орг. момент.
Лингвистическая разминка.
Дмитрий Алексеевичшёл рядом и спрашивал таблицу умножения вразбивку и подряд.
(Л. Кассиль).
(Выполнить синтаксический разбор предложения, сделать анализ предложения, построить схему.)
Блиц-опрос. (Проверка домашнего задания.)
-Дайте определение: «Однородные члены предложения-это..»
(Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова.)
-Какой связью связанны однородные члены предложения?
(Однородные члены предложения связаны друг с другом сочинительной связью.)
-С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
(Произносятся с перечислительной интонацией)
-Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.
III. Изучение темы «Градация. Использование рядов однородных членов предложения в тексте-описании, повествовании».
1)А как вы думаете, какова роль однородных членов предложения в тексте-описания и в тексте -повествования? Я предлагаю вам поработать с текстами.
Текст 1 группы.
Была осень, теплый, ясный день, везде в воздухе разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов. В этом тихом уголке московской улицы до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых, грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, и сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах, а я шел, слушал хруст под ногами и думал:
– До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень – ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, ее тепло и ее горная свежесть… Никогда вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. Да, да, все естественно и потому прекрасно!.. («Крик»)
Задание:
1. Определите стиль текста.
2. Определите тип текста
3. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах.
4. Сформулируйте вывод: какова роль однородных членов предложения в данном тексте?
Вывод: Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.
Текст 2 группы.
Промчался ветер над лугом — словно всколыхнул зыбью зелёный пруд, промчался над полем — разгулялись пшеничные волны, ни дать ни взять — море-океан! Это танцы ветра.
А прислушайтесь к его песням! Он поёт их везде по-разному: в лесу — протяжно и гулко, а в домах, куда он врывается то в чердачные окна, то в щели стен,— тоскливо и надсадно. Ты только погляди, как он гонит облака по небу, словно пёс стадо овец! а теперь послушай, как он свищет в воротах, словно сторож дует в рожок!
Как тревожно гудит в печной трубе, как завывает в камине! Поленья потрескивают, разлетаются во все стороны яркие искорки; отблески пламени высвечивают даже самые дальние уголки комнаты; как тепло, как уютно сидеть у огня и слушать. Слушать рассказы ветра. Он один знает куда больше историй, чем все мы, вместе взятые. Слышишь? Он начинает свой рассказ. (По Х. К. Андерсену)
Задание:
1. Определите стиль текста.
2. Определите тип текста
3. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах.
4. Сформулируйте вывод: какова роль однородных членов предложения в данном тексте?
Вывод: Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.
Градация. В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация. Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения. Запишем предложение в тетрадь: Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез.
(Ф. М. Достоевский. ) - Вот пример восходящей градации.
- Пример нисходящей градации
Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц.)
Задание на карточках (распечатано)
Проанализируйте следующие примеры.
1. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
2. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)
3. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)
5. Я стал раздражителен, вспыльчив, резок, мелочен до того, что не узнаю себя. (А.Чехов)
6. Вместо зеленой лилась золотистая, почти огненная вода. (В.Солоухин)
7. Самая бичующая, самая гневная, самая скорбная сатира должна содержать все же хоть каплю насмешки – иначе она перестанет быть сатирой. (М.Кольцов)
---Что можно сказать проданные предложения, что в них общего?
(Во всех примерах есть градация, так как каждый последующий однородный член предложения или усиливает, или ослабляет смысл предыдущего. В примерах 1, 2, 4, 5, 6, 7 градация восходящая – однородные члены располагаются в порядке усиливающегося значения, в примере 3 градация нисходящая – однородные члены располагаются в порядке уменьшающегося значения).
---Какая градация – восходящая или нисходящая – наблюдается чаще?
(Более распространена градация восходящая.)
--- Составьте самостоятельно подобные примеры. (Ученики выполняют задание.)
Рефлексия:
Я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «да, нет»
1. Однородные члены предложения – это всегда слова одной части речи? (Нет.)
2. Однородные члены соединяются только союзами? (Нет.)
3. Союз да всегда соединительный? (Нет, он может быть противительным.)
4. Градация - стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления.(Да)
5. «Не жалею, не зову, не плачу-
Все пройдет, как с белых яблонь дым…» - Это восходящая градация.(Да)
Итог урока.
Домашнее задание.
Текст 1 группы.
Была осень, теплый, ясный день, везде в воздухе разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов. В этом тихом уголке московской улицы до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых, грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, и сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах, а я шел, слушал хруст под ногами и думал:
– До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень – ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, ее тепло и ее горная свежесть… Никогда вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. Да, да, все естественно и потому прекрасно!.. («Крик»)
Задание:
1. Определите стиль текста.
2. Определите тип текста
3. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах.
4. Сформулируйте вывод: какова роль однородных членов предложения в данном тексте?
Промчался ветер над лугом — словно всколыхнул зыбью зелёный пруд, промчался над полем — разгулялись пшеничные волны, ни дать ни взять — море-океан! Это танцы ветра.
А прислушайтесь к его песням! Он поёт их везде по-разному: в лесу — протяжно и гулко, а в домах, куда он врывается то в чердачные окна, то в щели стен,— тоскливо и надсадно. Ты только погляди, как он гонит облака по небу, словно пёс стадо овец! а теперь послушай, как он свищет в воротах, словно сторож дует в рожок!
Как тревожно гудит в печной трубе, как завывает в камине! Поленья потрескивают, разлетаются во все стороны яркие искорки; отблески пламени высвечивают даже самые дальние уголки комнаты; как тепло, как уютно сидеть у огня и слушать. Слушать рассказы ветра. Он один знает куда больше историй, чем все мы, вместе взятые. Слышишь? Он начинает свой рассказ. (По Х. К. Андерсену)
Задание:
1. Определите стиль текста.
2. Определите тип текста
3. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах.
4. Сформулируйте вывод: какова роль однородных членов предложения в данном тексте?