kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыкальной пьесе Мусоргского "Гном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает "открыть уста"детей через понимание музыкального произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыкальной пьесе Мусоргского "Гном"»

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе

Сочинение по музыкальной пьесе М.П.Мусоргского «Гном»


Оборудование: магнитофон с записью, выставка рисунков учащихся, портрет художника

Цель: «открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков

Задачи: помочь учащимся получить глубокие музыкальные впечатления и передавать их, обогатить языковую культуру ребят; обучить навыкам работы над сочинением ассоциативного характера

Ход урока

Вводное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем слушать музыку и постараемся её понять и передать наши чувства, наши переживания через слова.

Об одном и том же предмете можно рассказать по-разному. Писатели это делают через слово, живописцы через краски, скульпторы через форму линий, а композиторы через звуки.

Объявление темы урока

Сегодня у нас урок-описание. Описать можно практически всё. Мы же будем описывать образ. «А какой?» - спросите вы. Давайте попробуйте догадаться, прослушав несколько литературных фрагментов.

1. « Была чудесная лунная ночь. Дойдя до перекрёстка, девушка увидела семерых крошечных человечков в больших шляпах – семерых карликов, которые плясали, взявшись за руки и распевая» (народная французская сказка)

2. «Как-то раз мать послала девочек за хворостом. Собирая хворост, они вдруг заметили, что в траве, возле большого поваленного дерева, что-то прыгает. Но никак не могли разглядеть, что это такое. Девочки подошли поближе и увидели крошечного человечка со старым сморщенным лицом и очень длинной белой бородой. Конец его бороды застрял в щели дерева, и человечек прыгал вокруг ствола, как собачонка на привязи, не зная, как ему освободиться.» (братья Гримм)

- Что особенного выделяется у этих человечков? (их маленьких рост)

- Приведите слова, показывающие эту особенность (крошечные человечки, карлики)

- О ком же идёт речь? (о гномах)

Дети, все бросайте игры,

Слушайте рассказ!

Жили-были где-то гномы

Далеко от нас.

Эти гномы были крошки,

Жили все в лесах.

Ростом хоть не больше крошки,

А внушали страх.


Вывод:

Действительно, малютки-гномы, эльфы, мальчики-с-пальчики, тролли – частые персонажи легенд разных народов. Вы с детства помните историю крошечной девочки из сказки Андерсена, которая была легче лебединого пуха, а скорлупка грецкого ореха служила ей колыбелькой. Во многих произведения можно встретиться с существами-малышками. Давайте это вспомним.

Чтение отрывков

(Дети должны после прослушивания назвать произведение)

1. «Что это за тень в углу сундука? Вот она шевельнулась…Мышь?...Нет, на мышь не похоже….

На краю сундука сидел маленький человечек. Он словно сошёл с воскресной картинки в календаре. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами. А на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки. «Да ведь это гном!» - подумал Нильс. («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлеф)

2. «Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их ……Одет он прелестно – в шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливает то синим, то зелёным, то красным, смотря куда повернётся. Под мышкой он держит два зонтика.»

(«Оле-Лукойе» Андерсен)

Вопрос: А какие ещё произведения вы можете назвать, где действуют гномы?

(«Снежная королева», «Маленький Мук», «Карлик Нос»)

Начало работы с рабочими материалами

Выпишите в тетрадь словосочетания, показывающие внешность гномика ( широкополая шляпа, кружевной воротничок, шёлковый кафтан……..)

Работа с рисунками

Образ гномика понятен всем. Вы верно отразили яркую внешность, маленький рост и , конечно, его добрый характер.

Вывод: Гномы добродушны, иногда помогают кладоискателям, умело ведут своё хозяйство, заботливо оберегают лесные и подземные богатства. Словом, они слегка похожи на трудолюбивых муравьёв.

Одеваются малютки ярко. Их действия в сказках разнообразны. Например, в сказке Андерсена Оле-Лукойе пытается с помощью своего зонтика унять шалунов забияк. В сказке братьев Гримм «Три маленьких лесовика» гномы испытывают на трудолюбие падчерицу, вознаграждают её за добрый нрав. Людскую зависть они осуждают в сказке «Холодное сердце». Значит, гномы – хранители не только материальных, но и духовных богатств.

К тому же, гномы – народец музыкальный. Считается , что они любят попеть и потанцевать.

Забавным крошкам повезло и с музыкой о них. Светлыми красками написан «Хоровод гномов» Франца Листа (если позволяет время, можно включить запись). Шаловливо изображены эльфы у Мендельсона в его музыкальной пьесе «Сон в летнюю ночь». В русской музыке наибольшей любовью маленькие человечки пользовались у П.И.Чайковского. О них он написал несколько музыкальных историй для «Детского альбома». С гномами мы встречаемся и в балете «Золушка» Прокофьева.

Подготовка к слушанию музыки

О крошечном сказочном существе, о добром чудаке-карлике можно рассказать и языком музыкальных звуков, как это сделал в одной из пьес музыкального цикла «Картинки с выставки» Модест Петрович Мусоргский. Он назвал пьесу «Гном». Но её герой не вполне похож на весёлых гномов. Чтобы понять музыкальное произведение, надо понять, как возник у композитора её замысел.

У Мусоргского был друг – художник Виктор Карлович Гартман. Ему часто тогда заказывали эскизы модных тогда вещиц: футляров для часов, письменных приборов, пасхальных яиц и множества других безделушек. Неожиданно художник умирает. Среди его рисунков, выставленных посмертно, композитор видит набросок ёлочной игрушки 0 гномика, маленького, неуклюжего уродца на кривых ножках.

По-видимому, Гартман обратился к традиционному образу «щелкунчика» - щипцов для раскалывания орехов, которые подвешивались на ёлку в качестве традиционного рождественского подарка. Такие игрушки-щипцы были похожи на человечка с непропорционально большой головой и огромным ртом.

Вспомним , как выглядел Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

«Это был замечательный человечек. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нём был очень красивый фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же ретузы и столь изысканные сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам.

Внимательно всматриваясь в славного человечка, который ей полюбился с первого взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белых бумажных ниток, окаймляющая подбородок, - ведь так заметнее выступает ласковая улыбка на его алых устах.

Беседа по тексту. Выявление портретной лексики

Слово учителя

У художника был изображён печальный, кем-то обиженный карлик. И Мусоргский в память о друге сочиняет музыкальную историю именно о таком гноме.

В ней с удивительными подробностями раскрывается характер, состояние и даже облик обездоленного человека, внешне странного, но не потерявшего красоты и доброты.

Вслушайтесь в жалобу гнома. Пофантазируйте, что происходит с ним в музыке, задумайтесь над его судьбой. Что могло сделать его несчастным? Обратите внимание на финал пьесы.

Слушание музыки

Беседа о музыкальных впечатлениях

(записать вопросы на доске)

- О чём поведала музыка?

- Какое настроение она вызвала?

- Почему гном несчастен?

- Где могут происходить события?

- Каким вы его себе представили?

Языковая подготовка


Внешний вид

Печальный, заплаканные глаза, изорванная кое-где одежда, падающая на глаза шляпа …….

Место действия

Чаща леса, деревья с разросшимися корнями, полянка, окружённая берёзами …….

Звуки

Шум падающей воды, невнятный шёпот трав, скрип сосны, шуршание листвы, шорох деревьев…..

Действия, движения

Топчется на месте, спотыкается, ноги заплетаются, падает, хнычет, рыдает, бежит без оглядки, вздрагивает от шорохов, бросается шишками, сваливается в рытвину с водой, достаёт из кармана пригоршню драгоценностей и прячет их в дупле….


Работа с музыкальными терминами, помогающими понять, что речь идёт о музыкальном образе.

Устные сочинения ребят

Обобщающее слово учителя

(звучит на фоне музыки )

Пьеса Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем, как маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился: трудно бегать на таких коротких и тонких ножках. Попробовал бежать медленнее – снова ничего не получилось. Подождал немного, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то, подпрыгивает, спотыкается гномик. Потом он устал, пошёл медленнее. Похоже, он даже сердится на себя за это. Побежал снова, и музыка оборвалась. Упал, наверное, бедный.

Композитор пользуется «ковыляющимися» коротенькими музыкальными фразами, которые сменяет затем одна длинная тянущаяся нотка – остановка. И вот снова «ковыляющая» фраза, только играется немного тише и медленнее, словно засомневался гном, заосторожничал, прислушивается к чему-то.

И снова запрыгали резкие отрывистые нотки, как будто музыка удивлённо подпрыгнула и помчалась скачками. И вот финал трагический вопль души, взрыв отчаяния, которое гномик не в силах в себе сдержать. В последних аккордах слышится ярость и гнев. Они наполняют собой каждый звук. Созвучия налетают, словно смерч, и могучим порывом уносят от нас печальное видение…..

Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды и валежник – туда, где сияет солнце и ждёт его(так хочется в это верить) счастье.

Итоговое слушание музыки

Благодаря таланту композитора, мы встретились с загадочным существом. У каждого из вас будет своя история о крошке-гноме. Не забудьте только так рассказать о нём и музыке, чтобы читатель почувствовал её очарование и захотел послушать эту музыкальную пьесу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по музыкальной пьесе Мусоргского "Гном"

Автор: Ёжикова Лидия Борисовна

Дата: 27.05.2016

Номер свидетельства: 330796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства